Источники римского частного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 10:58, контрольная работа

Краткое описание

Для римского гражданского (частного) права папирусы важны, во-первых, тем, что они позволяют судить о том, как нормы права преломлялись в действительной жизни (поскольку в папирусах мы имеем изложение различных договоров между определенными лицами, а также иных юридических актов и т.д.); во-вторых, папирусы содержат богатый материал для познания местных особенностей в праве отдельных провинций Римского государства. Есть папирусы, содержащие и документы общеимперского значения; например, на папирусе сохранился эдикт Антонина Каракаллы (212 г. н.э., так называемая Constitutio Antonina) о предоставлении прав римского гражданства провинциалам.

Оглавление

1. Понятие источников римского частного права.

2. Обычай и закон, право цивильное и право преторское.

3. Эдикты магистратов и их значение для выработки новой системы права.

4. Кодификация эдиктов.

5. Значение римской юриспруденции для формирования и развития права

6. Сабиньянская и прокулианская школы юристов.

7. Виднейшие классические юристы.

8. Закон о цитировании.

9. Конституции императоров.

10. Кодификация Юстиниана: институции, дигесты, кодекс, новеллы.

11. Заключение.

12. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Готовый реферат по РЧП.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

7. Виднейшие классические  юристы. 

Из числа  республиканских юристов следует  назвать: Секста Элия Пэта Ката (II в. до н. э.), которому принадлежит сборник, охватывавший законы, толкования их и описание форм процесса; Марка Манилия, Юния Брута и Публия Муция Сцеволу (о которых юрист Помпоний говорит, что они основали гражданское право), Квинта Муция Сцеволу I в.  до н. э.), Аквилия Галла, Цицерона. К началу классического периода относятся два выдaющиxcя юриста, как бы связывающих республиканскую юриспруденцию с классическим периодом: это— Лабеон и Капитон. От них ведут свое начало две школы юристов: прокульянская (названная  по имени Прокула, ученика Лабеона)   и   сабиньянская   (по  имени Сабина, ученика Капитона). Сохранившиеся исторические источники не дают возможности составить полную картину разделявших эти школы разногласий. Все же можно предположить, что они связаны с борьбой прогрессивных и консервативных начал в юриспруденции. “Атей Капитон стоял на том, что ему было передано (его предшественниками), Лабеон же трудился, доверяя разуму и учености... большей частью устанавливал новые положения”. К тому же Лабеон был сторонником республиканской формы правления. Его труды длительное время оказывали влияние на римскую юриспруденцию. Кроме названных классических юристов, нужно выделить следующих: двух Цельзов (Цельза —отца и Цельза — сына; последний отличался смелыми юридическими конструкциями); Юлиана (редактора Edictum perpetuum); Помпония (от которого до нас дошли сведения по истории римской юриспруденции); Гая — автора элементарного учебника римского права — Институций. При составлении Свода цивильного права (VI в.) Институции Гая, правда, в переработанном виде, были положены в основу Институций Юстиниана. Наиболее знаменитые классические юристы (конца I—III в. н. э.) — Папиниан, Павел, Ульпиан. 

8. Закон о цитировании. 

Руководство кодификационными работами было возложено  на Трибониана. Юстиниан назначил 13 февраля 528 г. комиссию из десяти членов, с участием Трибониана и константинопольского преподавателя права Теофила; этой комиссии было поручено составить в первую очередь свод конституций. Три прежних собрания облегчили работу комиссии, и 7 апреля 529 г. собрание конституций было опубликовано как и вместе с тем было запрещено пользоваться старыми собраниями. Пока шли работы по кодификации конституций, целый ряд спорных вопросов, разделявших старых юристов и вызвавших закон о цитировании, был решен в 529 г. путем отдельных (до 50) императорских конституций. Было еще издано свыше 200 законов для преобразования старого права, причем некоторые институты были совсем устранены, другие реформированы. Кодификация юридической литературы была возложена 15 декабря 530 г. на комиссию из семнадцати членов под председательством Трибониана с участием Теофила и профессора Дорофея. Закон о цитировании не связывал комиссии, и она могла привлекать всех юристов. Компиляторы должны были из громадной массы правовой литературы выбирать самое необходимое (непрактичное исключать или переделать, не допускать повторений и противоречий) и обработать для свода законов. Сокращения, добавления и изменения старых текстов были прямо предписаны, с предоставлением компиляторам свободы действий в этом отношении. Этим правом весьма часто пользовались, и множество текстов было "улучшено", как хвастливо уверяет император. Изменения, или, как их называли, "улучшения", касались не только отдельных технических выражений, относящихся к устаревшим правоотношениям и заменявшихся терминами действующего права, но и целые фразы и части фраз вычеркивались, другие переделывались и вводились новые. Многие из этих изменений открыты и стали известны под названием «interpolationes» с XVI в.  по обнаружению интерполяций ведется и до настоящего времени. От интерполяций следует отличать глоссы, т.е. объяснения непонятных слов и терминов переписчиками и читателями, попадавшие в самые тексты в рукописях и до компиляторов. Собраны были сочинения 39 юристов, неполный список которых приложен к старейшей рукописи (Index Florentinus). План производства выборки из сочинений юристов был установлен наперед. Материал разделен на 50 книг, которые, кроме 30-32 книг, распадаются на титулы. Книга 1 служила введением, книги 2-46 следуют системе преторского эдикта со значительными изменениями и дополнениями, книги 47 и 48 отведены уголовному праву и процессу, книга 49 - обжалованию, финансам и военному праву, последняя, 50 книга - муниципальному праву и особым дополнениям. Для ускорения работы комиссии она разделилась на три подкомиссии, собиравшие: первая - произведения по цивильному праву (так называемая Сабиновская масса сочинений), вторая - по преторскому праву (так называемая эдиктальная масса), третья - произведения Папиниана (так называемая Папиниановская масса) и кое-где сюда присоединилась группа приложений (так называемый Appendix). Выборки, произведенные в секциях, сводились воедино на общих собраниях комиссии и размещались в книгах под соответствующими титулами. Все собрание получило наименование Digesta, завещанное классической литературой (т.е. собрание юридических материалов). 16 декабря 533 г. законченная работа была опубликована как Digesta или Pandectae lustiniani. Применение старых источников было воспрещено, и во избежание контроверз были запрещены также всякие комментарии. Допускались только дословные переводы, краткие указатели содержания отдельных мест (индексы), выдержки и параллельные сопоставления соответствующих текстов (паратитлы). В сомнительных случаях надлежало обращаться за разъяснениями к императору. Цитируются места из Дигест буквой D и цифровыми указаниями книги, титула и отрывка, например: D. 45.1.122.2. Во время работ комиссии компиляторов Дигест на Трибониана, Теофила и Дорофея было возложено поручение составить институции для замены устаревших Институций Гая. Результат их работы был опубликован на латинском языке 21 ноября 533 г. Издание этого руководства-закона преследовало цель ввести в правовую область полную ясность и представить всю науку законов (tota legitima scientia). По институциям должны были изучать право начинающие студенты тогдашних университетов, которым было дано название lustiniani novi. Институции Юстиниана, по существу, составлены по старым институциям. Прототипом были почти целиком использованные Институции Гая, а сам автор, живший в конце II в., называется в VI в. "нашим Гаем". Однако институции были подновлены и содержали ссылки на современные законы. Таким образом, система этих институций распадалась на введение, часть первую - "лица", вторую - "вещи", и последнюю - права на вещи, наследственное и обязательственное право. Третья книга посвящена искам, система которых захватывала и четвертую книгу до 17-го отдела. Конец четвертой книги посвящен публичному праву. По стилю изложения первой части институций (I и II книги) усматривают авторство профессора беритской школы Дорофея, а второй (III и IV книги) - Теофила, обоих участников редакционной комиссии Юстиниана. Теофилу принадлежит еще краткое изложение институций, называемое по-гречески парафразой. Способ цитирования - буква I (институции), цифры обозначают книгу и титул и дальнейшие подразделения L2.20.pr. (principium - начало). В целях включения вновь изданных во время кодификационных работ конституций и согласования leges с собранным в Дигестах приступлено было к новой редакции Кодекса Юстиниана. Опять была образована комиссия из пяти членов под председательством Трибониана. Новое произведение было опубликовано 16 ноября 534 г. Под именем Codex repetitae praelectionis - второй исправленной редакции, отменившей старый кодекс. До нашего времени дошла только эта редакция, состоявшая из 12 книг, распадающихся на титулы. В пределах титула конституции расположены в хронологическом порядке. Попадаются также конституции поздневизантийского происхождения, на греческом языке. Конституции, включенные в кодекс, хотя изменены менее, чем сочинения юристов в Дигестах, но все же заключают много интерполяций. Для цитирования употребляется буква С (Codex), с соответствующими цифровыми указателями книги, титула и номера конституции: С. 8.44.21.1. Кодекс вступил в силу 29 декабря 534 г. Конституции, изданные после второй редакции кодекса, составили фактически четвертую часть собрания - Novellae (leges) - Новеллы, хотя официально они не были объединены. Это- конституции Юстиниана, изданные между 535-565 гг. и образовавшие обширное дополнение. Они относятся большей частью к государственному управлению и церковному строю, но некоторые содержат и гражданско-правовые определения из области семейного и наследственного права. Они свидетельствуют о проникновении начал провинциального (восточного) права в римское. Из 168 новелл современного издания большинство издано на греческом языке. Собирались и издавались они в разном объеме, при преемниках Юстиниана. Все издание, несмотря на разновременное происхождение отдельных частей, рассматривалось как единое законодательное произведение. Это чрезвычайно важно для правильного толкования права этой эпохи. Для научного толкования текстов (особенно в Дигестах) применяется "двойное толкование". Текст юриста принимается сначала как часть единой кодификации. Но для понимания того смысла, который вкладывал отдельный юрист в свои слова, необходимо тщательно очистить его от компиляторских ретушевок и исправлений и затем восстановить смысл, который отрывок имел в обстановке времени своего написания. Законом о цитировании 426 г. судам разрешалось ссылаться в качестве обязательных на мнения только пяти наиболее современных и известных юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. При расхождении мнений названной пятерки предписывалось руководствоваться мнением большинства, а при равенстве голосов - мнением Папиниана. 

  9. Конституции императоров. 

 Распоряжения  принцепса (constituciones principum) приобретают силу источника права с конца I в. Воля принцепса выражалась в различных формах: эдикты — общие распоряжения, по названию соответствовавшие актам республиканских магистратов, но, в отличие от них, содержавшие не программу деятельности, а императивные постановления; декреты — решения принцепса по судебным делам, рассмотренным им лично; рескрипты — ответы принцепса на вопросы о толковании и применении права, исходившие от частных и должностных лиц; мандаты — инструкции чиновникам по осуществлению правосудия и управления. Названные формы правотворческой деятельности принцепса имеют различную юридическую природу. Легальная основа эдиктов и мандатов действует не только на высшей власти (imperium) принцепса, сколько на принадлежавшем всем магистратам праве издавать общие распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение. В соответствии с этим эдикты и мандаты теряли силу с окончанием функций издавшего их принцепса. Они также не формировали цивильного права, основой которого были республиканские законы. Напротив, поскольку декреты и рескрипты есть акты по толкованию и применению права, то их легальная основа выводится из этого, последнего. Поэтому действие декретов и рескриптов не может ограничиваться сроком, а так как в них интерпретируется и цивильное, и преторское право, то и восполняют они обе эти системы. Описанное различие сглаживается во II в., когда конституции императоров приобретают значение «как бы законов», действие которых теперь выводится из их высшей власти (lex de imperio); В период доминанта (второго периода империи) единственной формой законодательства становится императорский эдикт (конституция Константина 315 г.). Мандаты выходят из употребления, а декреты и рескрипты имеют силу лишь в отношении соответствующих дел. Конституции императоров теперь называются leges и уже не исходят от сената. Императорские конституции имели значительное влияние на развитие римского права главным образом потому, что в их разработке участвовали выдающиеся юристы. Существует несколько кодификаций императорских конституций. 

10. Кодификация Юстиниана:  институции, дигесты,  кодекс, новеллы. 

Первые  попытки кодификации относятся  ещё к III веку (Грегориан, Гермогениан, Феодосий), но всё же на первом месте по значению и мастерству проделанной работы стоит создание крупнейшей систематизации права, кодификации всех времён – свода законов Юстиниана. Значение его двоякое: во-первых, он даёт наиболее систематическое изложение римского классического права и римской юриспруденции вообще; во-вторых, он послужил основным источником рецепции римского права в средние века – со всеми вытекающими из этого последствиями. Колоссальный труд составления Юстиниановского Свода был выполнен в несколько приёмов и в сравнительно короткий срок (с 528 по 534 г. н.э.). Вообще, современное название свода – Corpus Juris Civilis – не принадлежит Юстиниану. Название Corpus Juris Civilis – Свода Гражданского (Римского) Права было дано в XII в. средневековыми правоведами и глоссаторами кодексу римского права, в параллель своду церковного права – Corpus Juris Canonici. Впервые под именем Corpus Juris Civilis этот свод был издан в 1538 году французским историком и правоведом Дионисием Готофредом (Дени Годефруа). Итак, для выполнения кодификационных работ в качестве руководителя был избран Трибониан – друг и соратник, приближённый Юстиниана, выдающийся юрист того времени, к тому же занимающий один из важнейших постов в государстве (начальник столицы, начальник императорской канцелярии и заведующий редактированием законов) и Феофил – профессор Константинопольской школы права. Они возглавляли специальные комиссии в составе ещё 15 человек. В неё вошли Константин, 4 профессора права (Теофил, Кратин, Доротей и Анатолий), а также 11 адвокатов при суде. Итак, 13 февраля 528 г. комиссия начала свою работу сначала в составе 10 человек под началом Трибониана. Результаты не заставили себя долго ждать. И уже через год данная комиссия окончила свою работу. Первым результатом стал «Codex Justinianus», опубликованный 7 апреля 529 г. указом «Summa rei publicae» – собрание императорских законов (конституций), отменивший собою три прежних. Причём так называемый Кодекс первого издания так до нас и не дошёл. Этот кодекс (Novus Codex) объединил прежние кодексы, добавив к ним Novellae constitutiones – новые конституции, принятые после 439 г. Собрав и систематизировав leges, Юстиниан решил совершить тоже самое и по отношению к jus vetus. Эта задача была более сложной и трудной, но быстрый успех с Кодексом и наличность энергичных помощников укрепили Юстиниана в его намерении. Успех вдохновил его «приступить к высшему и полнейшему исправлению права – собрать и исправить все римские постановления и включить в одну книгу столько разрозненных томов авторов». Он проявлял свои блестящие качества координатора и кодификатора. Эта комиссия имела перед собой очень сложную задачу: она должна была собрать сочинения не только пяти привилегированных юристов, но и всех вообще классических юристов, то есть всем авторитетам в области права должно было быть уделено одинаковое внимание, никто не признавался лучшим или худшим во всех вопросах: «И не судите о том, что является лучшим и более справедливым по мнению большинства авторитетов, ибо мнение одного и худшего может перевесить в каком-то вопросе мнение большинства высших…». Комиссия из всех этих сочинений должна была сделать извлечения, причём всё устарелое должно было быть вычеркнуто и заменено новым, а всякие разногласия должны были быть устранены. И весь этот материал нужно было расположить в известном систематическом порядке. Одним словом, вся огромная юридическая литература должна была быть пересмотрена и спаяна в одно систематическое целое. И с этой колоссальной задачей комиссия справилась чрезвычайно быстро: через 3 года со времени указа Трибониану, а именно 16 декабря 533 года, указом  «Tanta» (лат.) или «Dedoken» (греч.), этот огромный свод ,получивший название «Digesta» или «Pandectae», был опубликован, а с 30 декабря того же года вступил в действие. Параллельно с работой по составлению Дигест, под общим руководством Трибониана, профессорами Теофилом и Доротеем был составлен, главным образом для учебных целей, официальный элементарный курс гражданского права, получивший обычное для такого рода курсов название «Institutiones». Вообще, Институций существовало много, но наиболее удачным из них считается учебник, подготовленный юристом-популяризатором Гаем, жившим в середине II в. н.э. То есть это была работа по обновлению Институций Гая. И 21 ноября 533 года особым указом, адресованным к юношеству, – «cupidae legum juventuti» – «юношеству, желающему изучать законы» – Институции были санкционированы, причём им была придана сила, равная силе всех других частей свода. Обновлённые Институции были изданы на латинском языке немного ранее Дигест, но обрели юридическую силу одновременно, в один день. Но пока шла работа по составлению Дигест и Институций, законодательство не бездействовало: эта работа вызвала правительство на пересмотр целого ряда вопросов. Комиссия должна была устранять все встречающиеся между юристами контроверзы, но некоторые из них по докладу комиссии были разрешены самим Юстинианом в законодательном порядке. Это был ряд наиболее спорных вопросов по гражданскому праву. Эти решения были объявлены в виде указов. Сохранилось известие о 50 подобных указах – так называемых quinquaginta decisiones. Эти законы, известные под названием «50 решений», были использованы в целях пересмотр недавно изданного кодекса, так как многие вопросы требовали пересмотра. И действительно в течение этих лет мы видим чрезвычайно оживлённую законодательную деятельность: в 529 году было издано 80 конституций, в 530 – около 130, в 531 – около 100. Вследствие этого к тому времени, когда Дигесты и Институции были закончены, Кодекс, изданный в 529 г., оказался уже во многом устаревшим. Чтобы согласовать его с новыми частями свода, нужно было переработать его заново. Для этого была создана комиссия в составе 5 человек под руководством Трибониана. И 16 декабря 534 г. указом «Cordi nobis» был опубликован, в замену отменённому старому, Кодекс новой редакции – «Codex repetitae praelectionis». До нас дошла именно эта вторая редакция, состоящая из 12 книг, разделённых на титулы, в которых конституции помещены в хронологическом порядке. Этим составление свода было закончено. Но составление Институций, Дигест, Кодекса не могло, разумеется, остановить дальнейшее развитие жизни и устранить потребность в издании новых законов. Конституции, изданные после второй редакции кодекса, официально не были обработаны, не объединялись и не кодифицировались (535-565 гг.), но фактически составили четвёртую часть собрания нормативных актов, созданного в процессе систематизации Юстиниана. Со временем Новые конституции, изданные Юстинианом после кодификации, получили название «Novellae Constitutiones» (новеллы, то есть новые законы, которых всего было 168). Новеллы объединены в сборник уже не Юстинианом, а позднее. До нас дошли некоторые частные собрания. Некоторые из Новелл имеют весьма существенное значение, представляя полную реформу в некоторых областях права, например в частном праве: лучшую гарантию исполнения обязательств (Nov.,116); наследование без завещания (Nov.,137). Юстиниан имел намерение собрать новеллы по мере их накопления, но сам он этой мысли уже не осуществил. Таким образом, Новеллы можно считать посмертным памятником Юстиниану. Они рассматриваются как последняя и заключительная часть юстиниановского законодательства. Все указанные части юстиниановской кодификации должны были, по мысли Юстиниана, составлять одно целое, один Corpus права, хотя они и не были тогда соединены под одним общим названием. И только потом, в 16 в., весь юстиниановский свод стал называться общим именем – «Corpus Juris Civilis», под каковым названием он известен и теперь. Сборники цитируются в настоящее время следующим образом: название сборника обозначается начальной заглавной буквой – I. (Институции), D. (Дигесты), C. (Кодекс), N. (Новеллы). Рассмотрим теперь ближе каждую из составных частей этого огромного свода.

Институции.

Хотя  они созданы были в качестве элементарного  руководства для учебных целей, однако они не стоят ниже других частей и в смысле юридической силы. Главным их источником послужили Институции Гая, хотя были использованы Институции и других авторов. Они дали юстиниановским Институциям своё внешнее деление на 4 книги и свой план: лица-вещи-иски (personae-res-actiones). То есть моделью для Институций Юстиниана стала общая структура Институций Гая. Согласно этой системе римское частное право состоит из 3 основных институтов:

1) Лица (personae) – субъекты права.

2) Вещи (res) – отношения по поводу вещей.

3) Иски (actio) – способы приобретения вещей и защиты вещных прав. К ним относятся наследование и обязательства.

Вот как  это звучит у Гая: «Всё право, которым мы пользуемся, относится либо к лицам, либо к вещам, либо к искам». Однако, принимая этот план изложения, Институции Юстиниана (I. 1,2,12) дают обоснование: «Ведь немного стоит познание права, пока неизвестны лица, ради которых оно установлено», – которого нет у Гая (1,8), где автор чувствовал необходимость нововведения. Каждая из 4 книг делится на титулы с особым заглавием. Каждый титул в современных изданиях для удобства цитирования разделён на параграфы, причём нумерация параграфов начинается не с самого начала титула, а несколько дальше. Начальная и не нумерованная часть титула носит название principium. Поэтому цитируются Институции так: pr. (principium) Inst. 1 (книга первая) 1 (титул первый) – § 1 Inst (I.) 1, 1 и т.д. Институции дошли до нас во множестве рукописей, не восходящим далее IX в. Наиболее ценной является рукопись Туринская: в ней, кроме текста юстиниановских Институций, мы находим глоссы, то есть толкования к тексту. 

Дигесты.

Они составлены из сочинений выдающихся римских  юристов (в извлечениях) – jus. Здесь излагается и комментируется действующее право. Дигесты – самая толстая книга кодификации – около 100 авторских листов (1600 стр.). Для этого комиссия проработала 2000 книг (3.000.000. строк), изучив работы 39 юристов, начиная со II в. до н.э. и до конца III в. н.э.– от Q.Mucius до Hermogenianus. Дигесты содержат расположенные в систематическом порядке сентеции юристов по различным вопросам толкования и применения права. За 3 г. комиссия собрала 50 книг антологии, разделённой на 432 тематических титула. Порядок расположения материалов в Дигестах своеобразно объединил структуру Институций и преторского эдикта: книга 1 говорит о формах права, праве лиц, классификации вещей и о должностных лицах империи; книги 2-46 следуют с некоторыми отклонениями порядку эдикта; книги 47-48 посвящены уголовному праву; 49-я апелляциям, финансам и военному праву; 50-я муниципальному и международному праву. Два последних титула (D.50, 16 и 17) подобны специальным указателям: первый содержит фрагменты, где говорится о значении терминов, второй – regulae juris.

Ещё Дигесты  делили на 7 крупных частей, каждая из которых включала в себя по несколько книг: 1 (кн. 1- 4) – общие определения, или учения о праве в целом и отдельных его институтах; 2 (кн. 5-11) – о вещных исках (право собственности и его защита); 3 (кн. 12-19) – контракты займа, ссуды, поклажи, купли-продажи, найма и др.; 4 (кн. 20-27) – «середина Пандект (Дигест)» – залоговое право, доказательства, заключение брака и развод, дарение между супругами, опека и попечительство; 5 (кн.28-36) – завещания, отказы; 6 (кн. 37-44) – посвящена вопросам наследственного права; 7 (кн. 45-50) – заключительные положения, посвящённые главным образом деликтам, наказаниям, уголовным преступлениям и т.д. Есть и другие деления Дигест. Так, основатель школы глоссаторов Ирнерий (XII в.) делил их на 3 части: 1) книги 1-24 названы «Digestum vetus»; 2) книги 25-38 «Infortiatum»; 3) книги 39-50 «Digestum novum». Дигесты объединяют выдержки из 275 сочинений 39 юристов, каждая из которых сопровождается указанием имени автора (inscriptio), названия сочинения и номера книги. Каждая книга делится на большее или меньшее количество титулов с особым заглавием («De actionibus empti venditi», «Locati conducti» – «Об исках купли-продажи», «найма» и т.д.); только книги 30-я, 31-я и 32-я не имеют этого деления на титулы, ибо все они посвящены одному вопросу и потому носят общее заглавие «de legatis» (о легатах, то есть завещательных отказах). Фрагменты, составляющие каждый титул Дигест, распадаются на 3 устойчивые группы, внутри которых порядок следования сочинений, откуда взяты фрагменты, всегда стабилен: сначала идут цитаты из сочинений, комментировавших цивильное право, то есть в большинстве случаев из комментариев ad Sabinum – масса Сабина; затем следуют цитаты из сочинений ad edictum – масса эдикта и выдержки из сочинений, возникнувших на почве юридической практики (responsa и т.д.); а так как во главе сочинений этой группы стояли responsa Papiniani, то эту массу называют массой Папиниана. Иногда в самом конце находятся ещё добавочные цитаты – Appendix. Итак, нагрузка составителей Дигест распределялась неравномерно: масса Папиниана заметно уступает по объёму первым двум, так что в этих двух первых комиссиях, видимо, были сосредоточены лучшие кадры. Массу Сабина составили комментарии к jus civile, дидактические сочинения («Institutiones», «Regulae»), «Digesta» Алфена Вара, Юлиана, а также Сцеволы и многие монографиипо публичному праву. Массу эдикта – комментарии к эдикту, сочинения «Ad Plautium», «Digesta» Цельса и Марцелла и др. Массу Папиниана – «Quaestiones» и «Responsa» Папиниана, Сцеволы, Павла, «Disputationes» Трифонина, комментарии Гая к XII таблицам и монографии по наследственному и публичному праву. Единство состава титулов отражает относительно равное внимание ко всем имеющимся авторам, в соответствии с указанием императора (Const. «Deo Auctore», 5), и уважение к классическому наследию в целом. Несмотря на то, что издание Дигест обрекло на исчезновение оригиналы классических сочинений, именно инициатива Юстиниана сохранила для нас то, что ещё было можно сохранить. Создавая Дигесты, компиляторы имели своей задачей не просто собрать цитаты из сочинений юристов и расположить их в известном порядке, а сделать из них действующий Свод Законов. Между тем в сочинениях юристов они встречали и разногласия их между собой, и много такого, что ко времени Юстиниана уже устарело. Компиляторы должны были поэтому сглаживать разногласия и заменять устаревшее новым. Такие изменения комиссия производила, основываясь на предоставленном ей праве устранять всё ненужное и устаревшее по конституции Юстиниана 530 г.: «Если вы найдёте в старых законах или конституциях что-либо ненужное и устаревшее,...вы должны исправить и навести порядок; что вы выберете и поместите, то и будет считаться правдивым и хорошим и вроде бы написанным с самого начала...» Для этого члены комиссии нередко прибегали к различным изменениям и вставкам в цитируемом тексте. Эти изменения носят наименование интерполяции. Какими-либо внешними знаками они не отмечены, но всестороннее изучение Corpus Juris Civilis обнаружило и продолжает обнаруживать их в большом количестве. Иногда подобные интерполяции обнаруживаются легко из сопоставления цитат, взятых у одного и того же юриста и из одного и того же сочинения, но помещённых в двух разных местах (так наз. leges geminatae), или из сопоставления цитаты в Дигестах с той же самой цитатой в сохранившихся памятниках доюстиниановского времени (fragmenta Vaticana и т.д.). Но часто переработка компиляторов может быть обнаружена только путём сложного разбора логического, лингвистического и исторического характера. Поскольку к VI в. н.э. многие обряды, термины и даже целые институты устарели, кодификаторы заменяли их современными. Например, стоявшее в подлиннике у Ульпиана слово «mancipio» заменено в юстиниановских Дигестах выражением «per traditionem»: ко времени Юстиниана формальная сделка передачи права собственности (mancipium, mancipatio) уже отпала, вследствие чего компиляторы заменили её бесформальной traditio. Или ещё составители Дигест заменили словосочетание «волей народа» («populi auctoritate») на «волей принцепса» («principis auctoritate») из 1-ой книги Институций Гая: в VI в. н.э. о власти народного собраниядавно забыли; власть была в руках императора, и, чтобы перевести текст в соответствие с современным положением, кодификаторы и прибегли к интерполяциям. Они заменяли многие термины на другие: «mancipio» на «traditio», «fiducia» на «pignus», «cretio» на «aditio», «sponsor» на «fideiussor», – но этим списком практически и исчерпывается их сознательное вмешательство в текст классика. Чаще они предпочитали сохранить текст, нежели производить замены, или отказывались воспроизводить текст вовсе. Примером этому может служить фрагмент из «Responsa» Павла, который в полном виде сохранился. Текст упинал fiducia и iudicium rei uxoriae, компиляторы же, заменив «fiducia» на «pignus», вычеркнули две строки, где речь шла о реформированном институте. Разоблачение интерполяций и восстановление подлинного текста классических юристов имеет огоромное значение для истории развития римского права. Но как действующее право Юстиниана должно считаться не то, что юрист действительно говорил, а то, что ему вложено в уста юстиниановскими компиляторами. Но в целом работа компиляторов была тщательной: они не только использовали оригинальные копии, не прибегая к постклассическим сборникам, но и выверяли аутентичность цитат классических авторов по имевшимся у них книгам. И хотя во многом практика римского права отступила от тех начал, которые были с таким мастерством разработаны классической юриспруденцией, но при этом уже то обстоятельство, что в основу юстиниановского свода были положены сочинения классических юристов, обозначало для того времени бесспорное восстановление римского права, возращение к его лучшим началам. Благодаря Дигестам, классическая литература была сохранена от полной гибели, а её результаты от безвозвратного искажения. Чтобы в будущем избежать противоречий между текстами, включёнными в Дигесты, и другими работами, Юстиниан запретил использование старых источников, а также каких-либо комментариев к Дигестам (кроме аннотаций, переводов, цитат, параллельных сопоставлений соответствующих текстов – paratitla). Цитируются Дигесты следующим образом. Каждая цитата начинается с указанием автора и сочинения, из которого она взята. В современных изданиях эти цитаты внутри каждого титула перенумерованы, а более длинные из них разделены на параграфы. Например: D.4.8.9.2 – Дигесты,  4-я книга, 8-й титул, 9-й фрагмент, § 2. Иногда номер фрагмента выносится вперёд с буквой L. (т.е. lex) или fr., (т.е. fragmentum), и получается: L.9. § 2. D.4.8. Таким образом, Digesta – самое яркое явление в кодификации Юстиниана. Именно это издание сохранило для нас наибольший объём классических юридических текстов, став с тех пор объектом постоянного научного и дидактического изучения со стороны европейских юристов.

Кодекс.

Кодекс  Юстиниана объединяет в порядке  преторского эдикта императорские  конституции с Адриана до Юстиниана (по 534 г. включительно). Эта новая  редакция Кодекса, которая до нас  и дошла, как и Дигесты до неё, содержала большое количество интерполяций. Он состоит из 12 книг, причём каждая книга, как и в других частях Свода, делится на титулы с особым заглавием. Книга 1 содержит конституции, касающиеся церковного права, источников права и officia (обязанности) различных императорских чиновников; книги 2-8 – гражданское право; книга 9 – уголовное право; книги 10-12 – положение о государственном управлении. Внутри титула расположены отдельные конституции в хронологическом порядке. Каждая конституция имеет в начале inscriptio – то есть указание имени издавшего её императора и имени того, к кому она была адресована, а в конце subscriptio – то есть обозначение даты, когда она была издана. В современных изданиях конституции внутри каждого титула перенумерованны, а более длинные разделены на параграфы. Цитируется Кодекс также, как и Дигесты: С.4.8.9.2 – Кодекс, 4-я книга, 8-й титул, 9-й фрагмент, § 2.

Новеллы

Новеллы – это четвёртая часть юстиниановского  законодательства. Официального собрания Новелл, изданных Юстинианом после Codex repetitae praelectionis, мы не имеем, но до нас дошли их некоторые частные сборники. Древнейший сборник этого рода принадлежит константинопольскому профессору Юлиану. Составлен он был около 556 г. и содержит в себе 122 новеллы Юстиниана. Этот сборник обычно называется epitome Juliani. Он на латинском языке. Ещё одно собрание – collectio Marciana – содержит 168 новелл (из них 156 юстиниановских). Наконец, ещё позже стало известно и другое собрание, содержащее 168 новелл на греческом языке. В современных изданиях новеллы перенумерованны. Каждая из них состоит из введения (praefatio) текста и заключения (epilogus); текст разделяется на главы (caput). Способ цитирования: указывается номер новеллы, номера главы и параграфа:      № 28, с.4, § 2 – 28-я Новелла, 4-я глава (caput), § 2. Итак, результатом систематизации Юстиниана, последующего законотворчества явилось появление:

Institutiones – учебное пособие в 4 книгах  по курсу гражданского права  (533 г.) – введение, лица, вещи, способы  приобретения, система исков. 

Digesta – 7 частей, 50 книг, 432 титула и 9123 отдельных фрагмента (533 г.) – комментарии к действующему праву 39 римских юристов.

Codex repetitae praelectionis – 12 книг императорских  указов, собрание конституций от  Адриана до Юстиниана (534 г.).

Информация о работе Источники римского частного права