Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория «источник права». Ее ключевая роль в правовой системе требует широкого комплексного подхода к исследованию, позволяющего раскрыть историческую эволюцию, а также взаимообусловленность источников права и характера правопонимания (а порой и мировосприятия в целом). Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть понятие «источника права», вывести ряд его фундаментальных положений, определить его признаки и основное значение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
Понятие формы (источника) права 3
Виды форм (источников) права 11
Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 29

Файлы: 1 файл

Источники.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

В Российской Федерации  в качестве основных источников права  признаются правовой обычай, договор  нормативного содержания и нормативный  правовой акт. Остальные виды источников права в России не признаются. Что же касается принципов права, то они изложены в основных нормативных правовых актах.

 

3. Действие нормативных  правовых актов во времени,  в пространстве и по кругу  лиц

Действие нормативно-правового акта - динамическая характеристика процесса реализации предписаний нормативно-правовых актов, складывающаяся из совокупности внешних факторов, оказывающих влияние на результативное воздействие нормативно-правового акта, на урегулированные им общественные отношения47. Для правильного применения нормативных правовых актов необходимо ответить на три основных вопроса:

  1. с какого момента времени и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);
  2. на какую территорию он распространяет свое регулирующее влияние (действие в пространстве);
  3. и наконец, каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

Действие нормативно-правового  акта во времени предполагает сохранение юридической силы нормативно-правового акта в течение определенного промежутка времени.

Действие нормативно-правового  акта во времени рассматривается  как юридическое состояние, включающее в себя:

  1. момент вступления акта в законную силу;
  2. период, в течение которого нормативно-правовой акт используется для реализации регулятивно-охранительных функций права;
  3. момент утраты нормативно правовым актом юридической силы;
  4. направленность действия нормативно-правового акта во времени (перспективное и ретроспективное действие).

В России нормативно-правовые акты вступают силу:

  1. с момента, указанного в тексте акта (календарной даты - УК РФ вступил в юридическую силу с 1.01.97; момента принятия – Конституция РФ; момента подписания; момента опубликования). В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются и не влекут правовых последствий как не вступившие в силу;
  2. в случае если в тексте нормативно-правового акта нет указания на то, с какого момента он вступает в юридическую силу, этот момент определяется по общему принципу. В РФ законы и другие нормативные правовые акты высших представительных органов власти вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального обнародования.

Ведомственные акты вступают в силу по истечении 10 дней после  их официального опубликования и  подлежат государственной регистрации  в Министерстве юстиции.

Время вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативно-правовых актов  происходит в результате:

  1. истечения срока, на который был принят юридический документ (годовой бюджет страны, обладающий юридической силой Федерального закона, утрачивает юридическую силу по истечении календарного года);
  2. объявления об утрате им юридической силы (в частности в разделе «Заключительные и переходные положения Конституции России» закрепляется положение о том, что День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации; одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона), принятой 12 апреля 1978 г.);
  3. признания нормативно-правового акта противоправным (антиконституционным) по решению суда. В отличие от вышеперечисленных обстоятельств, обусловливающих утрату нормативно-правовым актом юридической силы, однако не влияющих на юридические последствия, наступившие в период действия этого акта, признанный противоправным (антиконституционным) нормативно-правовой акт считается юридически ничтожным, т.е. утратившим юридическую силу с момента принятия. При этом лица, пострадавшие вследствие применения к ним этого акта, имеют право требовать от государства соответствующей компенсации.

По направленности действия во времени нормативно-правовые акты, как правило, являются перспективными, т.е. их действие распространяется только на те отношения, которые возникли после  приобретения тем или иным нормативно-правовым актом юридической силы. Вместе с тем, достаточно часто встречается указание на возможность ретроспективного действия нормативно-правового акта - «обратную с илу закона»48.

«Обратная сила закона» - это распространение юридической силы вступившего в действие нормативно-правового акта на период, предшествовавший его принятию. Правило «закон обратной силы не имеет» относится к числу так называемых общеправовых принципов, сложившихся в ходе социально правовой эволюции и воспроизведенных иных в международных декларациях и пактах о нравах человека и гражданина. Конституция РФ предусматривает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В частности, ст. 54 гласит: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершении, не признавалось правонарушением». Общепринятым исключением из принципа «закон обратной силы не имеет» является правило, согласно которому закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, может обладать обратной силой. Так, в Конституции России говорится о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54 ч. 2).

Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает установление пространственных масштабов, в рамках которых нормативно-правовые акты могут быть реализованы. Такое действие осуществляется с учетом территориального и экстерриториального принципов49.

Под территориальным  принципом понимают действие нормативных  правовых актов в пределах государственных  или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

Государственной территорией  является часть земной поверхности  в пределах государственных границ, недра, внутренние и территориальные  воды, воздушное пространство над  ограниченной территорией, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

По действию в пространстве нормативно-правовые акты могут быть общегосударственными (действующими на всей территории государства); региональными (действующими на территории субъекта); местными (действующими на территории муниципального образования); локальными (действующими в пределах учреждения - ИТУ, воинской части и т.д.).

Акты федеральных органов  власти действуют в пределах территориальных  границ государства. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ.

Экстерриториальность  действия нормативных актов означает распространение правовых актов  данного субъекта правотворчества  за пределы территории его юрисдикции. К примеру, при рассмотрении судом споров, связанных с внешнеторговыми сделками, в некоторых случаях, возможно применение иностранного законодательства. Кроме того, при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц означает определение круга субъектов, в отношении которых данный правовой акт обладает юридической силой50. Круг лиц, подпадающих под правовое воздействие того или иного нормативно-правового акта, определяется правовым статусом соответствующих субъектов.

В соответствии с общим  правилом, нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства). Однако и из этого правила есть исключения51:

во-первых, действующее  уголовное законодательство России распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на ее граждан за границей;

во-вторых, адресность нормативных  актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые нормативные  правовые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (например, Конституция или УК РФ). Другие нормативные акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (пенсионеры, военнослужащие и т.п.);

в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:

  • им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (участие в избирательном процессе, служба в Вооруженных силах и т.п.);
  • представители иностранных государств (дипломатический персонал посольств, главы государств и правительств) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Это означает, что вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории РФ, решается дипломатическим путем.

Особую категорию адресатов  нормативных актов составляют лица с двойным гражданством, а также  беженцы и перемещенные лица. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покинув свою страну в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия), также становятся субъектами правоотношений нескольких государств. В отличие от них, вынужденные переселенцы покидают не суверенное государство, а какой-либо регион страны.

Таким образом, основным критерием, положенным в основу классификации  нормативно-правовых актов, выступает  правовой статус субъектов52. В соответствии с данным критерием действие нормативно-правовых актов распространяется на субъектов в зависимости от таких факторов, как:

  1. характер политико-правовой связи субъекта с государством.

По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на:

  1. акты, действующие в отношении всех лиц, находящихся на территории государства (Конституция РФ);
  2. акты, действующие только в отношении граждан (подданных) данного государства (Закон «О выборах Президента РФ»);
  3. акты, действующие в отношении иностранцев и лиц без гражданства (Закон «О правовом положении иностранцев и лиц без гражданства»);
  4. профессиональное положение. Но этому критерию нормативно- правовые акты делятся на акты, действующие в отношении субъектов, обладающих различным специальным (профессиональным) правовым статусом: военнослужащих, сотрудников ОВД, врачей работников сферы образования и т.д.;
  5. социальное положение. В соответствии с данным критерием, действие соответствующих нормативно-правовых актов распространяется на субъектов, обладающих особым социальным статусом: пенсионеров, инвалидов, сирот и т.д.;
  6. домицилий (место жительства). По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на акты, действующие в отношении лиц, постоянно проживающих на данной территории; лиц, временно проживающих на данной территории (вынужденных переселенцев, беженцев, командированных и т.д.).

Рассматривая вопрос о действии нормативно-правовых актов  по кругу лиц, в ряде случаев необходимо учитывать такой, уже упомянутый, фактор, как наличие у субъекта права юридического иммунитета.

В юридической науке  термин «иммунитет» означает привилегию, связанную с полным или частичным освобождением носителя иммунитета от юридической ответственности, предусмотренной санкциями норм различных отраслей права53.

Видами юридического иммунитета являются:

  1. абсолютный;
  2. дипломатический;
  3. профессиональный;
  4. функциональный.

Несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативных  актов, для всех них в России в  соответствии с Конституцией признается и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Известный русский правовед Г.Ф. Шершеневич, определяя границы  действия нормативных актов во времени, писал, что «… закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении»54.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современной юридической  литературе не только нашей, но и зарубежных стран, до сих пор нет четкого определения такого понятия, как «источник (форма) права». Помимо этого ученые-юристы до настоящего времени не определились, какое же именно понятие - «источник права», «форма права» или «правовая форма» - использовать для характеристики данного правового явления. А изучение любой отрасли права невозможно без рассмотрения вопроса о его источниках, поскольку именно источник права как понятие характеризует связь права с государством, в них опосредуется государственная воля применительно к тем или иным общественным отношениям.

На мой взгляд, наиболее приемлемо следующее определение  данной категории. Источник (форма) права - это обусловленный характером правопонимания общества способ и внешняя форма признания социальных норм в качестве обязательных, т. е. способ выражения и закрепления содержания, общеобязательных правил поведения, обеспечиваемых принудительной силой государства.

В вопросе  соотношения понятий форма права  и его источник так же нет единого мнения. Чаще всего в юридической литературе при употреблении термина «источник права» имеется в виду лишь юридический (формальный) смысл этого понятия. Поэтому весьма распространенным является выражение «источник (форма) права». Некоторые авторы даже разделяют его на два: «источник права» и «форма права», вкладывая в них разный смысл. Обычно же они используются юристами как тождественные, взаимозаменяемые понятия. Просто в каждом конкретном случае в них вкладывается свой смысл либо имеется в виду процесс правотворческой деятельности государства как источник образования правовых норм (тогда используется собственно термин «источник права»), либо – результат этой правотворческой деятельности, опосредованный в различного рода нормативно-правовых актах (тогда предпочтительнее использовать все же термин «форма права»).

Информация о работе Источники права