Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:35, курсовая работа
Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория «источник права». Ее ключевая роль в правовой системе требует широкого комплексного подхода к исследованию, позволяющего раскрыть историческую эволюцию, а также взаимообусловленность источников права и характера правопонимания (а порой и мировосприятия в целом). Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть понятие «источника права», вывести ряд его фундаментальных положений, определить его признаки и основное значение.
ВВЕДЕНИЕ 2
Понятие формы (источника) права 3
Виды форм (источников) права 11
Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 29
К достоинствам правового прецедента относятся:
К недостаткам правового прецедента относят:
Непосредственно к судебному прецеденту примыкает такой специфический вид источников права, как судебная и арбитражная практика – единообразное решение судами одной и той же категории дел.
Судебная практика имеет огромное значение для выработки единообразного понимания и применения законодательства судебными органами, без чего невозможно обеспечить законность и правопорядок в обществе. Однако в качестве самостоятельного источника встречается редко (например, во Франции).
Для романо-германской правовой системы и правовой системы России характерно признание в качестве основного источника права нормативного правового акт – форма права, представляющая собой официальный письменный документ, содержащий общеобязательные правила поведения (нормы права) и изданный в установленной форме уполномоченным на это государственным органом.
Нормативный правовой акт как акт правотворчества, содержащий юридические нормы, обладает следующими чертами36:
Общеобязательность
Нормативный правовой акт оформляется в виде официального государственного документа, имеющего такие обязательные атрибуты, как название акта (например, закон, указ и т.д.), наименование органа, его принявшего и дату его принятия.
Преимущества нормативного акта заключаются в том, что он:
Нормативные правовые акты классифицируются по следующим основаниям:
В зависимости от юридической силы (внутреннее свойство нормативного правового акта, обусловленное местом принявшего его органа в общей системе государственных органов, а также компетенцией этого органа) нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на:
Закон - нормативный акт высших органов государственной власти, принимаемый в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Он обладает следующими признаками:
Законы, в свою очередь, классифицируются (в порядке убывания юридической силы) на:
Законы можно подразделить на конституционные и обыкновенные (текущие). В первую группу входят Конституционные федеральные законы, Конституция РФ (как целое), иногда в качестве самостоятельного уровня законодательства выделяют положения главы 1 «Основы конституционного строя» Конституции Российской Федерации38.
Федеральные конституционные законы принимаются по наиболее важным вопросам, установленным Конституцией РФ: введение и осуществление чрезвычайного и военного положения (ст. 56 и 87), статус субъекта РФ (ст. 66), принятие закона о референдуме (ст. 84., принятие Положения об Уполномоченном по правам человека (ст. 103), регулирование порядка деятельности Правительства РФ (ст. 114). Частью 2 статьи 108 Конституции РФ установлен и особый порядок принятия федеральных конституционных законов39. Они считаются принятыми, если одобрены большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Обыкновенные (текущие) законы в зависимости от принявшего их органа подразделяются на федеральные, т.е. принятые Федеральным Собранием страны, и законы субъектов Российской федерации40.
Подзаконные нормативные правовые акты классифицируются (в порядке убывания юридической силы) на:
В зависимости от времени действия:
По сфере действия:
По предмету правового регулирования:
Но способу принятия:
Договор нормативного содержания (договор нормативного содержания) – двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее номы права.
Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех правовых системах. Так, одним из источников конституционного права России является Федеративный договор от 31 марта 1992г. « О разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и органами государственной власти ее субъектов»42. Однако нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов. Нормативно-правовым договором выступает соглашение субъектов права, которое содержит новые юридические правила. Наибольшее значение договор как источник права имеет для международного и конституционного права, с развитием рыночных отношений получает распространение в сфере гражданского и трудового права. В трудовом праве различают два вида нормативных договоров – коллективные договора (правовой акт, регулирующий отношения между работодателями и работниками) и коллективный соглашения (правовой акт, в котором содержаться обязанности по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории). Вообще можно говорить о перспективности нормативно-правового договора как источника юридических норм43.
В ряде случаев в качестве
источников права рассматриваются норматив
В качестве источника
права может выступать юридичес
Правосознание – совокупность идей, чувств, эмоций и т.п., на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам. Оно выступало в качестве формы права в первые годы советской власти.
Во многих странах как континентального, так и общего права, источником норм являются общие принципы права – исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма и т.п.), на которые юристы ссылаются при отсутствии нормативного правового акта, прецедента, обычая и договора нормативного содержания. Это оправданные, исходные начала правовой системы, основополагающие идеи, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование. Теория права концентрирует свое внимание на общеправовых принципах, поскольку они отражают и выражают основные ценности, на которые ориентируется право. Это, прежде всего:
Перечисленные принципы права распространяются на всю систему права. Они тесно связаны между собой, взаимодополняют, а зачастую и проникают друг в друга45.
В качестве формы права могут выступать религиозные тексты (нормы, каноны) – сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога и признанные государством и обществом в качестве общеобязательных. Они характерны для стран с религиозной правовой системой, в частности, для мусульманского и индусского права (Коран – это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна – сборник жизнеописаний Мухаммеда)46.