Источники права

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория «источник права». Ее ключевая роль в правовой системе требует широкого комплексного подхода к исследованию, позволяющего раскрыть историческую эволюцию, а также взаимообусловленность источников права и характера правопонимания (а порой и мировосприятия в целом). Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть понятие «источника права», вывести ряд его фундаментальных положений, определить его признаки и основное значение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
Понятие формы (источника) права 3
Виды форм (источников) права 11
Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 29

Файлы: 1 файл

Источники.doc

— 201.00 Кб (Скачать)

К достоинствам правового  прецедента относятся:

  1. является результатом логики и здравого смысла, что приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;
  2. имеет большую силу убедительности, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством ссылок на законодательство;
  3. имеет гораздо больший динамизм, нежели нормативный акт; судья способен скорее уловить изменении, происходящие в жизни, и отразить их в своем решению

К недостаткам правового  прецедента относят:

  1. не имеет того авторитета обязательности, который присущ нормативному акту;
  2. не исключает возможность произвола;
  3. не определен объем его действия.

Непосредственно к судебному  прецеденту примыкает такой специфический  вид источников права, как судебная и арбитражная практика – единообразное решение судами одной и той же категории дел.

Судебная практика имеет  огромное значение для выработки единообразного понимания и применения законодательства судебными органами, без чего невозможно обеспечить законность и правопорядок в обществе. Однако в качестве самостоятельного источника встречается редко (например, во Франции).

Для романо-германской правовой системы и правовой системы России характерно признание в качестве основного источника права нормативного правового акт – форма права, представляющая собой официальный письменный документ, содержащий общеобязательные правила поведения (нормы права) и изданный в установленной форме уполномоченным на это государственным органом.

Нормативный правовой акт  как акт правотворчества, содержащий юридические нормы, обладает следующими чертами36:

  1. имеет государственный властный характер, т.е. исходит от государства и обеспечивается в своем исполнении государством;
  2. имеет наибольшее распространение;
  3. его содержание составляют нормы права, которые выражены в нормативных предписаниях, статьях, пунктах, параграфах нормативного акта;
  4. по своей структуре представляет собой взаимосвязь нормативных и ненормативных предписаний;
  5. исходит от компетентных правотворческих органов, наделенных соответствующей компетенцией;
  6. применяется в четко обозначенном процедурном порядке;
  7. имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия;
  8. снабжен эффективными государственно-правовыми механизмами, придающими ему действительность и реализуемость;
  9. может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей, ибо позволяет адекватно отражать юридически значимые реалии.

Общеобязательность нормативных правовых актов характеризуется критерием неперсонифицированности, т.е. отсутствием конкретного адресата, что отличает нормативные правовые акты от других актов – актов применения права (индивидуальных актов), рассчитанных на однократное действие. В то же время на практике можно встретить и так называемые акты смешанного характера, в которых содержаться как нормы права, т.е. общеобязательные правила поведения, так и индивидуальные предписания по применению права37.

Нормативный правовой акт  оформляется в виде официального государственного документа, имеющего такие обязательные атрибуты, как название акта (например, закон, указ и т.д.), наименование органа, его принявшего и дату его принятия.

Преимущества нормативного акта заключаются в том, что он:

  1. отличается «оперативностью», может быть быстро издан, в любом объеме изменен и отменен. Это дает возможность использовать их для быстрого и эффективного реагирования с учетом изменяющихся потребностей общественного развития;
  2. исходит, в конечном счете, из единого центра. Это дает возможность установить единую и центральную правовую систему в пределах всей страны;
  3. позволяет точно и определенно фиксировать в документах содержание юридических норм;
  4. его содержание может быть быстро доведено до сведения всего населения.

Нормативные правовые акты классифицируются по следующим основаниям:

В зависимости от юридической  силы (внутреннее свойство нормативного правового акта, обусловленное местом принявшего его органа в общей системе государственных органов, а также компетенцией этого органа) нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на:

  1. законы;
  2. подзаконные нормативные акты.

Закон - нормативный акт  высших органов государственной  власти, принимаемый в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Он обладает следующими признаками:

  1. По своему источнику закон - это правовой акт, непосредственно выражающий волю большинства.
  2. По материальному содержанию закон - это правовой акт, посвященный основным вопросам жизни государства, т.е. регулированию наиболее важных отношений.
  3. По значению закон - это правовой акт первичного характера, дающий отправные начала всей правовой системы государства. Юридические предписания, закрепляемые в подзаконных нормативных актах, основываются на законах, они как бы носят произвольный характер.
  4. По юридическим свойствам закон - это правовой акт, обладающий высшей юридической силой и прямым действием.

Законы, в свою очередь, классифицируются (в порядке убывания юридической силы) на:

  1. Основной (Конституцию); Федеральные Конституционные;
  2. Федеральные;
  3. законы субъектов Федерации.

Законы можно подразделить на конституционные и обыкновенные (текущие). В первую группу входят Конституционные федеральные законы, Конституция РФ (как целое), иногда в качестве самостоятельного уровня законодательства выделяют положения главы 1 «Основы конституционного строя» Конституции Российской Федерации38.

Федеральные конституционные законы принимаются по наиболее важным вопросам, установленным Конституцией РФ: введение и осуществление чрезвычайного и военного положения (ст. 56 и 87), статус субъекта РФ (ст. 66), принятие закона о референдуме (ст. 84., принятие Положения об Уполномоченном по правам человека (ст. 103), регулирование порядка деятельности Правительства РФ (ст. 114). Частью 2 статьи 108 Конституции РФ установлен и особый порядок принятия федеральных конституционных законов39. Они считаются принятыми, если одобрены большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обыкновенные (текущие) законы в зависимости от принявшего их органа подразделяются на федеральные, т.е. принятые Федеральным Собранием страны, и законы субъектов Российской федерации40.

Подзаконные нормативные правовые акты классифицируются (в порядке убывания юридической силы) на:

  1. подзаконные акты федерального уровня (Указы Президента России, постановления Государственной Думы и Правительства Российской Федерации, акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств);
  2. подзаконные акты регионального уровня (нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации);
  3. подзаконные акты местного уровня (нормативные акты органов местного самоуправления),

В зависимости  от времени действия:

  1. постоянные - не ограниченные в своем действии временным промежутком (действуют вплоть до отмены);
  2. временные (срочные) - ограниченные конкретными сроками действия (календарной датой (годовой бюджет) либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения)).

По сфере  действия:

  1. общегосударственные, действующие на всей территории страны;
  2. региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц;
  3. локальные, действующие в рамках одного предприятия, учреждения, организации41.

По предмету правового регулирования:

  1. акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере;
  2. акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере;
  3. акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере.

Но способу  принятия:

  1. народные - акты, принятые путем всенародного голосования на референдуме (Конституция России);
  2. вотированные - акты, принятые компетентным государственным органом посредством получения вотума доверия со стороны определенного числа членов этого органа;
  3. октроированные («дарованные» свыше) - акты, принятые и «дарованные» подданным главами монархических государств (к октроированным актам можно отнести Октябрьский манифест 1905 г., «дарованный» народу российским императором).

Договор нормативного содержания (договор нормативного содержания) – двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее номы права.

Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех правовых системах. Так, одним из источников конституционного права России является Федеративный договор от 31 марта 1992г. « О разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и органами государственной власти ее субъектов»42. Однако нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов. Нормативно-правовым договором выступает соглашение субъектов права, которое содержит новые юридические правила. Наибольшее значение договор как источник права имеет для международного и конституционного права, с развитием рыночных отношений получает распространение в сфере гражданского и трудового права. В трудовом праве различают два вида нормативных договоров – коллективные договора (правовой акт, регулирующий отношения между работодателями и работниками) и коллективный соглашения (правовой акт, в котором содержаться обязанности по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории). Вообще можно говорить о перспективности нормативно-правового договора как источника юридических норм43.

В ряде случаев в качестве источников права рассматриваются нормативные акты частных организаций.

В качестве источника  права может выступать юридическая наука (юридическая доктрина) – различные научные труды (трактаты, монографии, статьи и т.д.), на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам. Существенное значение она имела для права Древнего Рима. В настоящее время доктрина признается источником норм в мусульманском праве. В ряде случаев это положение закреплено в законе. Например, семейное законодательство Египта, Сирии, Судана, Ливана предусматривает, что в случае молчания закона судья применяет «наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы»44. В Англии судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды ученых. В нашей стране юридическая наука не признается источником права. Но вырабатываемые ею понятия, конструкции и концепции используются правотворческими органами при разработке и принятии нормативных актов.

Правосознание – совокупность идей, чувств, эмоций и т.п., на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам. Оно выступало в качестве формы права в первые годы советской власти.

Во многих странах как континентального, так и общего права, источником норм являются общие принципы права – исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма и т.п.), на которые юристы ссылаются при отсутствии нормативного правового акта, прецедента, обычая и договора нормативного содержания. Это оправданные, исходные начала правовой системы, основополагающие идеи, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование. Теория права концентрирует свое внимание на общеправовых принципах, поскольку они отражают и выражают основные ценности, на которые ориентируется право. Это, прежде всего:

  • Демократизм;
  • Законность;
  • Гуманизм;
  • Справедливость;
  • Равенство;
  • Взаимная ответственность государства и личности.

Перечисленные принципы права распространяются на всю систему права. Они тесно связаны между собой, взаимодополняют, а зачастую и проникают друг в друга45.

В качестве формы права  могут выступать религиозные тексты (нормы, каноны) – сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога и признанные государством и обществом в качестве общеобязательных. Они характерны для стран с религиозной правовой системой, в частности, для мусульманского и индусского права (Коран – это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна – сборник жизнеописаний Мухаммеда)46.

Информация о работе Источники права