Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:35, курсовая работа
Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория «источник права». Ее ключевая роль в правовой системе требует широкого комплексного подхода к исследованию, позволяющего раскрыть историческую эволюцию, а также взаимообусловленность источников права и характера правопонимания (а порой и мировосприятия в целом). Цель работы состоит в том, чтобы раскрыть понятие «источника права», вывести ряд его фундаментальных положений, определить его признаки и основное значение.
ВВЕДЕНИЕ 2
Понятие формы (источника) права 3
Виды форм (источников) права 11
Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 29
Во-вторых, источник права в материальном смысле - материальные общественные отношения, обуславливающие содержание норм права, формы собственности и т.п.19. Например, бурное развитие производительных сил и обусловленное этим изменение производительных отношений нашло свое материальное отражение в законах в виде закрепления права на труд, на социальное обеспечение и т.п. Таким образом, источник права способствует зарождению правовых норм в соответствии с объективными условиями экономического и социального развития для отражения общественных интересов20. В качестве источников права можно трактовать те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания или изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а также - правовой системы в целом.
И.Н. Тихоненко отмечает, что под источником права в материальном смысле слова понимают правообразующую силу. При этом одни юристы (Например, А.И. Денисов) полагают, что источником права в этом смысле являются материальные условия жизни общества. Другие (Н.Г. Александров) источником права именуют вид деятельности государства, заключающийся в установлении норм права. Третьи (А.Ф. Шебанов), учитывая, что материальные условия жизни общества порождают право не непосредственно, а через государство, источником права в материальном смысле называют государственную власть21.
Вместе с тем следует отметить, что в последние годы термин «источник права в материальном смысле» в юридической литературе применяется редко. Материальные - коренятся, прежде всего, в системе объективных потребностей общественного развития, в своеобразии данного способа производства, в базисных отношениях.
Однако общественные потребности должны быть осознаны и скорректированы законодателем в соответствии с уровнем его правосознания и политической ориентации. На его позицию могут оказать влияние особенности международной и внутриполитической обстановки, некоторые иные факторы. Все эти обстоятельства в своей совокупности составляют источник права в идеальном смысле.
В-третьих, идеальное значение - имеется в виду совокупность правовых идей, правовое сознание, обуславливающих содержание норм права22.
М.Н. Марченко идеальный смысл источников права по-другому называет философским смыслом, который указывает на то, какие по своему характеру (либеральные, консервативные и пр.) философские идеи легли в основу той или иной правовой системы23. Однако это не меняет дела. Множественность смысловых значений термина «источник права» лишь подтверждает верность тезиса Г. Ф. Шершеневича о невозможности использования его самого по себе в качестве термина, адекватного «внешнему выражению права»24.
Но однозначно смысловым по своему содержанию термин «форма права», к которому апеллирует автор и который рекомендуется использовать для внешнего выражения права, не является. Даже самое приближенное ознакомление с термином и понятием «форма», с которыми ассоциируется понятие «форма права», содержащимися в отечественных и зарубежных философских, толковых и иных словарях, убеждает в этом.
Так, в одних случаях категория «формы» (права, нравственности и т.п.) рассматривается как выражение «внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и процессов, как между собой, так и с внешними условиями» В других случаях – просто как «внешнее выражение какого-либо содержания». В-третьих, же случаях понятием формы охватывается вся совокупность средств, методов и способов, с помощью которых в обществе решаются те или иные задачи, касающиеся, в том числе государства и права. Только в одном, широко известном на Западе Толковом словаре Вебстера содержится около 20 различных смысловых значений и оттенков понятия «форма»25, ставящих под сомнение тезис о целесообразности использования термина «форма права» вместо «источник права» лишь на том основании, что он не допускает многочисленных и разноречивых толкований.
Результат идеологического осознания объективных потребностей общественного развития посредством ряда правотворческих процедур получает объективированное выражение в юридических актах, которые являются юридическим источником права. В данном случае источник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему содержанию.
В-четвертых, юридическое значение - речь идет о том, чем конкретно люди руководствуются в решении юридических дел. Именно в юридическом смысле и используется понятие «источник права».
С учетом сказанного, а также исходя из того, что форму права (закон, декрет, указ и т.п.) саму можно рассматривать в качестве «юридического» источника права, наиболее логичным и целесообразным является их использование как синонимов, как идентичных терминов и понятий. Именно в этом, «юридическом смысле» форма права и источник права широко применяются отечественными и зарубежными государствоведами и правоведами как тождественные понятия во всех тех случаях, когда они рассматриваются в виде «способа выражения государственной воли», «способа установления правовых велений» или «способа, которым правилу поведения придается государственной властью общеобязательная сила»26.
В собственно юридическом смысле источник права отражает: какими путями образуется права, каким образом в формальном смысле то или иное правило поведения приобретает общеобязательную силу, опирающуюся на возможность государственного принуждения за его не исполнение. Такие черты источника права в наиболее полном виде воплощают в себе правовые акты как письменные документы особого рода со своими признаками и структурой27.
Термин «источник права в формальном или юридическом смысле» понимается тоже не вполне одинаково. Ряд ученых (С.А. Голунский, М.С. Строгович) подразумевает под ним способы, посредством которых государственная власть придает правилам поведения общеобязательную силу28. Но наибольшее распространение получило мнение о том, что источниками права являются особые формы выражения воли, придающие тем или иным правилам значение норм права. Сторонники этой точки зрения используют термины «источник права в формальном смысле слова» и «форма права» как синонимы. В юридической науке и практике выделяется несколько разновидностей источников права.
Таким образом, диалектическая взаимосвязь системы источников и форм внешнего выражения права определяет специфику конкретных правовых систем. В одних государствах преимущественное распространение получили правовые акты парламентов, в других – делегированное законодательство органов управления, в третьих – прецеденты и судебные решения, в четвертых – религиозные нормы (Коран, Сунна, Иджма) и т.д.29.
Определение источника
права как источника его
2. Виды форм (источников) права
В юридической литературе отмечается, что форма права в идеальном варианте должна характеризоваться рядом присущих ей особенностей, а именно:
В настоящее время принято различать следующие основные формы (источники) права в специальном юридическом смысле:
Охарактеризуем данные источники (формы) права.
Итак, правовой обычай - исторически первый вид источников права, это санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения31. При этом он обретает возможность государственно-юридической реализации: если в процессе его нормальной реализации не срабатывает сила привычки, к делу подключается государство.
Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:
Правовой обычай как форма (источник) права обладает рядом достоинств:
Но кроме достоинств у правового обычая есть и недостатки:
В российской правовой системе роль правового обычая как источника права незначительна. Ссылки на применение международного обычая имеются в Консульском уставе, Кодексе торгового мореплавания. Однако правоведы предполагают, что с развитием рыночной экономики и частного права значение обычая для российского права должно возрасти, о чем свидетельствует, например, введение в Гражданский кодекс РФ ст. 5 «Обычаи делового оборота»33.
Обычное право господствовало на ранних этапах развития правовых систем. Однако оно используется и в современных правовых системах США, Англии, ФРГ, в мусульманском праве. Велико значение обычая в развивающихся странах Азии, Африки и Океании. Источником международного права обычай признан Конвенцией ООН о международной купле-продаже товаров 1980 г. Правовой обычай может видоизменяться, в частности, приобретать форму делового обыкновения, складывающегося в той или иной сфере деятельности (в судебной, парламентской, исполнительно-распорядительной и т.п.)34.
Второй вид источников права - правовой прецедент (судебный или административный), который признавался источником права еще в Древнем Риме (преторское право). Был распространен в средние века. Важным источником права судебный прецедент в настоящее время является в странах, в которых получило распространение англо-саксонское общее право (в Англии, США, Канаде, Австралии). Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание у суда правотворческой функции, условием чего, в принципе, являются высокая правовая культура и развитое правовое сознание, как судебной системы, так и общества в целом, демократические традиции, отлаженные системы информации и социального контроля.
Суды не «творят» прецеденты, не изобретают их. С помощью прецедентов суды официально закрепляют уже фактически сложившиеся в обществе нормы. Суд может создавать прецедент, как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии. Прецеденты устанавливаются не всеми судами, а только высшими судебными инстанциями. В Англии к таким инстанциям относятся Высокий суд. Апелляционный суд, палата лордов.
В российской правовой системе судебный прецедент официально источником права не признан. Хотя, как отмечается в литературе, тенденция к такому признанию имеется.
В сфере управленческой деятельности государства источником права может быть административный прецедент.
Итак, юридический прецедент (судебный или административный) – это решение судебного или административного органа, которое послужило образцом (эталоном, примером) при рассмотрении подобного (аналогичного) дела и стало юридическим правилом. Строго говоря, судебный прецедент – это судебное решение, в котором суд фиксирует, находит новую юридическую норму и использует ее для решения своего дела, то есть прецедентом может быть названо и единичное судебное решение. Вместе с тем в странах «общего права» полагают, что прецедент создается несколькими судебными решениями35.