В последние годы в связи
с коренной демократизацией государственного
строя России получила распространение
ответственность государства перед
гражданами за совершенные в прошлом
массовые нарушения законности. Например,
Законом о реабилитации жертв
политических репрессий от 18 октября
1991г. были реабилитированы и восстановлены
в правах миллионы граждан, пострадавших
в годы тоталитарного режима, этим
гражданам выплачивалась из бюджета
посильная компенсация. Специальным
парламентским постановлением в 1991г.
были признаны незаконными и преступными
репрессивные акты против народов, подвергшихся
насильственному переселению, и приняты
меры по обеспечению их прав. Подобного
рода правовые акты устанавливают принципиально
новые отношения между гражданами и государством.
Теперь признается, что правонарушения
могут совершать не только граждане и
не только отдельные государственные
органы, но и государство в целом. И тогда
наступает ответственность государства
за свои действия. Это, разумеется, относится
к далекому прошлому, к тоталитарному
государству, и ответственность, к сожалению,
уже не может быть распространена на виновных
должностных лиц. Однако важно, чтобы демократическое
правовое государство теоретически предусматривало
возможность такой ответственности как
своеобразную превентивную меру против
поползновений антидемократических сил.
Другая форма ответственности
государства перед своими гражданами
связана с реализацией гражданами
своего конституционного права обжаловать
в суд решения и действия (бездействие)
органов государственной власти,
органов местного самоуправления и должностных
лиц (ст. 46 Конституции). Ответственность
государства перед гражданами также вытекает
из его конституционных обязанностей,
например, обязанности органов государственной
власти и органов местного самоуправления,
их должностных лиц обеспечить каждому
возможность ознакомления с документами
и материалами, непосредственно затрагивающими
его права и свободы, если иное не предусмотрено
законом (ст. 24 Конституции).[6, с.266]
Конституционная ответственность
чаще всего носит политический и
моральный характер. Например, потеря
политической репутации профессионального
политика вполне может оказаться
достаточным наказанием за антиконституционные
действия. Только в определенных случаях
эта ответственность требует наличия
вины того или иного должностного лица,
которая должна устанавливаться с соблюдением
законных процессуальных правил. Поэтому
конституционная ответственность часто
выполняет скорее профилактическую функцию.
В процессуальных формах эта ответственность
устанавливается только судебными органами.
Заключение
Подводя итоги, необходимо отметить
следующее:
Источники права – это
акты компетентных государственных
органов, устанавливающие нормы
права, внешние формы правотворческой
деятельности государства, с помощью
которой воля законодателя становится
обязательной к исполнению. Нормы конституционного
права находят свое выражение в различных
формах, которые обычно именуются источниками.
Среди них — конституция, закон, указ и
другие правовые акты.
Система российского конституционного
права включает следующие основные
правовые институты с их основными
внутренними подразделениями (подсистемами):
- основы конституционного строя;
- основные права и свободы человека и гражданина;
- федеративное устройство;
- избирательная система (избирательное право);
- президентская власть;
- законодательная власть;
- исполнительная власть;
- государственная власть субъектов;
- судебная власть и прокуратура;
- местное самоуправление;
- порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.
Коллизия - расхождение двух
или более действующих нормативных
актов, изданных по одному и тому же
вопросу. Разрешается путем выбора
того нормативного акта, который должен
быть применен к рассматриваемому случаю.
Для конституционного права особенно
опасны коллизии между естественным
и позитивным правом.
Конституционно-правовая ответственность
предусмотрена нормами самого конституционного
права и не имеет ни материального, ни
репрессивного характера. Она не распространяется
на гражданина, если он не является должностным
лицом.
Список литературы
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА-М, 2008. – 752с.
- Исаев И.А. История государства и права. России – М.:Юрист, 2006г.
- Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. – М.: Закон и проавопорядок, 2009. - 208с.
- Комментарий к Конституции РФ /под ред. Акад. Топорина М. - Норма-Инфра-М. 1997г.
- Конституционное право России. Учебник. – Под ред. В.Г. Стрекозова, Ю.Д. Казанчева. – М.: Новый Юрист, 2007. – 288с.
- Конституционное право. Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Новый юрист. 2010г.
- Конституция РФ. 1993г.
- Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Окунькова Л.А. М.: Юрид литература, 1997. - 423с.
- Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 2011г.