Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 09:34, курсовая работа
Актуальность темы исследования. С каждым годом в России возникают все новые проблемы взаимодействия общества и права, которые приобретают свою актуальность в связи с формированием правового государства, становлением системы народовластия, рыночной экономики. Взаимодействие гражданского общества, государства и права является сегодня одной из наиболее актуальных и довольно сложных проблем в юриспруденции.
Взаимосвязь общества и государства в праве оформляется концепцией в доктрине правового государства. Некоторые исследователи утверждают эквивалентность понятий гражданского общества и правового государства, в соответствии с которым правовое государство является юридическим выражением гражданского общества. В правовом государстве власть является правовой, так как она подчиняется закону и власть находится под контролем общества и самоуправляющихся общественных организаций. Признаки правового государства и гражданского общества взаимосвязаны и взаимозависимы. Правовое государство является формой осуществления народовластия и политической организацией граждан, а также инструментом защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.36
Признание прав и свобод человека, его чести и достоинства высшей ценностью является главным фактором формирования правового государства, гражданского общества, а также формирования демократических институтов и форм власти и утверждения экономической свободы. Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в законодательстве.
В современной российской государственности развивается такое направление деятельности гражданского общества как контроль за государственной властью. Правовая основа данной деятельности заложена в Конституции РФ. В ней указано, что многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в России.
Контроль общества над государством представляет собой особую деятельность специальных субъектов (институты гражданского общества, отдельные граждане, органы государственной власти) по проверке и оценке качества государственного управления, соблюдения прав и свобод человека на предмет соответствия предъявляемым требованиям.
Сущность контроля заключается в:
Целями контроля являются: охрана конституционного строя; защита прав, свобод человека и гражданина; поддержание стабильности государственного устройства; обеспечение соответствия издаваемых нормативно-правовых актов Конституции РФ; повышение эффективности государственного управления; введение полномочий должностных лиц в правовое поле; поддержание режима законности и правопорядка в государстве. При этом выделяется главная цель контроля - не допустимость действий за пределами заданных параметров, предупреждение возможных отклонений, а в случае их совершения, устранение отрицательных последствий и принятие нужных мер воздействия.
Характерными особенностями правового механизма контроля гражданского общества за государственной властью являются: осуществление контроля только на основе правовых норм; связь субъектов механизма контроля между собой юридическими правами и обязанностями (государственная власть выступает в качестве стороны, которая обязана наделять общество правами, а структуры гражданского общества в качестве стороны, которая обязана выполнять все нормы права); заинтересованность государства в работе данного механизма; индивидуальное поведение субъектов в данном механизме, которое определяется политико-правовой институционализацией прав и обязанностей; волевой характер деятельности механизма, так как через нормы права в нем отражается государственная воля в удовлетворении групп интересов.
Существует такая форма контроля, как предоставление информации со стороны общественных структур о социально-правовых потребностях граждан и их коллективных образований в органы государственной власти. Данная форма сложно и противоречиво функционирует из-за того, что граждане верят практически всему, что нам показывает интернет, крупнейшие издательства, телевидение, радио и пресса. Из-за низкого контроля за действием обладателей информации появляются и развиваются негативные процессы в обществе. В данной ситуации есть необходимость создания механизма контроля через активные прямые политико-правовые действия самих граждан. Можно сделать вывод о том, что официально признанный контроль, реализуемый в рамках политико-правовой системы, предоставит возможность разрешить возникающие проблемы между гражданами и государством путем использования установленных законодательством каналов воздействия.38
Граждане могут осуществлять контроль путем всенародного голосования, референдума, путем журналистского расследования, участвовать в разработке и принятии коллективных договоров, путем отзыва депутата, проводить экспертизы законопроектов и их общественное обсуждение, проявлять законодательную инициативу, проводить публичные мероприятия, митинги, шествия, обращаться в органы государственной власти (суд) с жалобами, заявлениями, предложениями с целью решения того или иного вопроса.
Эффективное использование гражданами и их объединениями всего круга политических прав и свобод, выступающих основой для становления правовой государственности, формирует и развивает демократический контроль за деятельностью органов государства.
В последнее время становится заметна корыстная преступность служащих органов государственной власти и управления. Результаты опроса социологического фонда «Общественное мнение» подтвердили, что 56% населения пострадали от действий сотрудников правоохранительных органов, 21% граждан полагает, что силовые структуры являются организациями, которые обеспечивают свои коммерческие интересы. Лишь 23% опрошенных считают, что при необходимости могут рассчитывать на помощь правоохранительных органов. Все изложенное свидетельствует о настоятельной необходимости формирования общественного контроля над государственной властью и его совершенствовании.
Выводы:
Правовой механизм контроля гражданского общества за деятельностью органов государственной власти – это форма осуществления народовластия, инструмент защиты и обеспечения прав и свобод личности, который проявляет себя в деятельности как в деятельности отдельных граждан, так и при их объединениях. Характерными его чертами являются: обусловленность исключительно правовыми нормами; связь субъектов этого механизма между собой юридическими правами и обязанностями; волевой характер его деятельности; заинтересованность государства в его работе; индивидуальное поведение субъектов в данном механизме.
Он обеспечивается: соблюдением прав и свобод личности в полной мере; возвышением авторитета закона и строгого его соблюдения всеми государственными органами; ответственностью государства перед гражданами; предоставлением каждому гражданину реальных условий для его самореализации.
Граждане могут осуществлять контроль за деятельностью государственных органов путем референдума, демонстраций, митингов, участия в разработке и принятии коллективных договоров, путем отзыва депутата, проводить экспертизы законопроектов и их общественное обсуждение, проявлять законодательную инициативу, проводить публичные мероприятия, шествия, обращаться в органы государственной власти (суд) с жалобами, заявлениями, предложениями с целью решения того или иного вопроса.
На сегодняшний день состояние контроля оценивается критически. Это объясняется его низкой эффективностью, увеличением правонарушений, отступлением, как органов власти, так и самих граждан от закона, нарушением прав и свобод граждан, а также низким уровнем правосознания граждан. Мнение граждан в нашей стране по поводу деятельности государства и государственных органов складывается, в большинстве своем, на основе средств массовой информации, и это не благополучно влияет на развитие правовой культуры. Для того, чтобы этого не было, граждане должны активно участвовать в политической деятельности государства, принимать участие в выборах, референдумах, вносить свои предложения по поводу решения той или иной задачи, при этом главной составляющей всего этого является знание своих прав, свобод, а также обязанностей и умение их реализовать на практике в полном объеме.
Информация о работе Гражданское общество как предмет теоретико-правового анализа