Гражданское общество как предмет теоретико-правового анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. С каждым годом в России возникают все новые проблемы взаимодействия общества и права, которые приобретают свою актуальность в связи с формированием правового государства, становлением системы народовластия, рыночной экономики. Взаимодействие гражданского общества, государства и права является сегодня одной из наиболее актуальных и довольно сложных проблем в юриспруденции.

Файлы: 1 файл

kurrrrrsss.docx

— 113.45 Кб (Скачать)

Работа общества, направленная на укрепление законности должна представлять собой системный и планомерно осуществляемый процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных условий. Данная работа должна иметь два пути деятельности. Целью первого пути является формирование нравственной и правовой культуры, взглядов, которые способствуют укреплению законности. Сюда можно отнести профилактическую, предупредительную и воспитательную деятельность субъектов гражданского общества. Второй путь представляет собой непосредственное участие общественных структур в обеспечении законности. Здесь подразумевается деятельность по защите своих прав, выявлению фактов правонарушений, злоупотреблений, противозаконных действий, привлечению к ним внимания общественности, а также официальных инстанций в целях устранения беспорядка.

Указанные гарантии общего вида являются необходимыми условиями общей законности в государстве. Они составляют материальную основу (базис) для обеспечения законности. Но следует отметить, что сами по себе гарантии общего вида действовать в государстве не могут. Их возможно только через специальные средства.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что общественные гарантии обеспечения законности - это система мер, которую  осуществляют отдельные граждане и их коллективные образования, деятельность которых направлена точную реализацию нормативно-правовых актов.

Общественные гарантии обеспечиваются:

1) наличием в обществе и государстве конституции и правового законодательства;

2) наличием и действием строго иерархической правовой системы. В ее основе лежит принцип верховенства закона, т.е. соответствием и не противоречие закону всех подзаконных нормативных актов;

3) полным и точным осуществлением, реализацией Конституции и других законов в деятельности должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан. Государственные органы призваны обеспечивать пользование гражданами и другими лицами их правами и свободами, а также по закону должны защищать указанные права и свободы в случае их нарушений либо при наличии конфликтов между гражданами и должностными лицами;

4) всесторонним обеспечением (гарантированием) и эффективной защите действия Конституции и других законов в пользу граждан.35

Выводы:

  1. Законность - это основное требование, которое предъявляется к деятельности государственных органов, должностных лиц, а также к поведению остальных граждан в общественных отношениях. Целью этой деятельности является достижение общего правопорядка в стране. Это такое состояние общественной и государственной жизни, которое защищает личность от произвола власти, толпу людей - от анархии, общество - от насилия, государство - от беспорядка. Также законность представляет собой структуру гарантий ее обеспечения. Важную роль в данном разделе играет правосознание. Оно должно являться основой деятельности как граждан, так и государственных органов, прививая им уважение к праву и закону, путем оценок, чувств, эмоций и принятия юридической действительности.
  2. К общим гарантиям обеспечения относится экономические, политические, идеологические и общественные гарантии. Экономические гарантии включают в себя стабильное развитие экономики государства, которое создаст благоприятные условия для повышения уровня благосостояния населения. Политические гарантии включают в себя политический плюрализм, многопартийность, свободу слова, митингов и демонстраций, а также построение демократического правового государства. Идеологические гарантии законности включает в себя высокий уровень правовой культуры и правосознания всего населения государства, а также отдельным видом данных гарантий может выступать мораль, уважение к праву, образованность всего населения, квалифицированность работников государственных органов.
  3. Под общественными гарантиями обеспечения законности следует понимать меры, которые применяют граждане для борьбы с нарушением законности, злоупотреблением обеспечивающих ее органов и для ее укрепления и стабильности. Но для более успешного ее развития граждане должны формировать правовую и нравственную культуру, знать свои права и обязанности и свободно пользоваться ими на практике. Развитие правовой культуры способствует формированию человека как гражданина, а общества как гражданского общества, наделенного всеми правами и свободами, регулирующего при этом свою деятельность только нормами права.
  4. Правовой механизм контроля гражданского общества за государственной властью

Взаимосвязь общества и государства в праве оформляется концепцией в доктрине правового государства. Некоторые исследователи утверждают эквивалентность понятий гражданского общества и правового государства, в соответствии с которым правовое государство является юридическим выражением гражданского общества. В правовом государстве власть является правовой, так как она подчиняется закону и власть находится под контролем общества и самоуправляющихся общественных организаций. Признаки правового государства и гражданского общества взаимосвязаны и взаимозависимы. Правовое государство является формой осуществления народовластия и политической организацией граждан, а также инструментом защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.36

Признание прав и свобод человека, его чести и достоинства высшей ценностью  является главным фактором формирования правового государства, гражданского общества, а также формирования демократических институтов и форм власти и утверждения экономической свободы. Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в законодательстве.

В современной российской государственности развивается такое  направление деятельности гражданского общества как контроль за государственной властью. Правовая основа данной деятельности заложена в Конституции РФ. В ней указано, что многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в России.

Контроль общества над государством представляет собой особую деятельность специальных субъектов (институты гражданского общества, отдельные граждане, органы государственной власти) по проверке и оценке качества государственного управления, соблюдения прав и свобод человека на предмет соответствия предъявляемым требованиям.

Сущность контроля заключается в:

  1. выяснении соответствия деятельности подконтрольных объектов нормативно-правовым предписаниям, требованиям закона и поставленным перед ними задачам;
  2. принятии мер по предотвращению и привлечению к ответственности виновных;
  3. оценивании результатов воздействия субъектов управления на управляемые объекты;
  4. выявлении степени отклонения от поставленных целей, способов и результатов их достижения.

Целями контроля являются: охрана конституционного строя; защита прав, свобод человека и гражданина; поддержание стабильности государственного устройства; обеспечение соответствия издаваемых нормативно-правовых актов Конституции РФ; повышение эффективности государственного управления; введение полномочий должностных лиц в правовое поле; поддержание режима законности и правопорядка в государстве. При этом выделяется главная цель контроля - не допустимость действий за пределами заданных параметров, предупреждение возможных отклонений, а в случае их совершения, устранение отрицательных последствий и принятие нужных мер воздействия.

Принципами контроля являются: законность, независимость, объективность, превенция, гласность, неотвратимость применения мер воздействия к нарушителям.

Механизм контроля гражданского общества за государственной властью связан с обеспечением прав и свобод личности; ответственностью государства перед гражданином; возвышением авторитета закона и строгого его соблюдения всеми государственными органами; предоставлением каждому человеку реальных условий для своей самореализации.

Основными субъектами механизма контроля за государственной властью выступают граждане и их коллективные образования. Соединяясь и вместе функционируя, они составляют механизм осуществления демократического контроля в рамках политико-правовой системы.

Механизм контроля граждан включает в себя:

1) отдельных граждан; 2) общественные объединения и организации, 3) органы государственной власти и местного самоуправления.37

С точки зрения права механизм контроля общества над государством представлен системой нормативно-правовых актов разного уровня, устанавливающих юридический статус субъектов социального контроля, а также закрепляющих формы, способы и процедуры его реализации.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что под механизмом контроля общества над государством понимается закрепленная действующими нормативно-правовыми актами система органов и учреждений, форм, способов и средств. При помощи них субъекты контроля осуществляют проверку, оценку качества государственного управления, соблюдения прав и свобод человека на предмет соответствия предъявляемым требованиям. Формирование механизма общественного контроля дало возможность совершенствовать способы и формы его реализации в нашем государстве.

Характерными особенностями правового механизма контроля гражданского общества за государственной властью являются: осуществление контроля только на основе правовых норм; связь субъектов механизма контроля между собой юридическими правами и обязанностями (государственная власть выступает в качестве стороны, которая обязана наделять общество правами, а структуры гражданского общества в качестве стороны, которая обязана выполнять все нормы права); заинтересованность государства в работе данного механизма; индивидуальное поведение субъектов в данном механизме, которое определяется политико-правовой институционализацией прав и обязанностей; волевой характер деятельности механизма, так как через нормы права в нем отражается государственная воля в удовлетворении групп интересов.

Существует такая форма контроля, как предоставление информации со стороны общественных структур о социально-правовых потребностях граждан и их коллективных образований в органы государственной власти. Данная форма сложно и противоречиво функционирует  из-за того, что граждане верят практически всему, что нам показывает интернет, крупнейшие издательства, телевидение, радио и пресса. Из-за низкого контроля за действием обладателей информации появляются и развиваются негативные процессы в обществе. В данной ситуации есть необходимость создания механизма контроля через активные прямые политико-правовые действия самих граждан. Можно сделать вывод о том, что официально признанный контроль, реализуемый в рамках политико-правовой системы, предоставит возможность разрешить возникающие проблемы между гражданами и государством путем использования установленных законодательством каналов воздействия.38

Граждане могут осуществлять контроль путем всенародного голосования, референдума, путем журналистского расследования, участвовать в разработке и принятии коллективных договоров, путем отзыва депутата, проводить экспертизы законопроектов и их общественное обсуждение, проявлять законодательную инициативу, проводить публичные мероприятия, митинги, шествия, обращаться в органы государственной власти (суд) с жалобами, заявлениями, предложениями с целью решения того или иного вопроса.

Эффективное использование гражданами и их объединениями всего круга политических прав и свобод, выступающих основой для становления правовой государственности, формирует и развивает демократический контроль за деятельностью органов государства.

В последнее время становится заметна корыстная преступность служащих органов государственной власти и управления. Результаты опроса социологического фонда «Общественное мнение» подтвердили, что 56% населения пострадали от действий сотрудников правоохранительных органов, 21% граждан полагает, что силовые структуры являются организациями, которые обеспечивают свои коммерческие интересы. Лишь 23% опрошенных считают, что при необходимости могут рассчитывать на помощь правоохранительных органов. Все изложенное свидетельствует о настоятельной необходимости формирования общественного контроля над государственной властью и его совершенствовании.

 

Выводы:

Правовой механизм контроля гражданского общества за деятельностью органов государственной власти – это форма осуществления народовластия, инструмент защиты и обеспечения прав и свобод личности, который проявляет себя в деятельности как в деятельности отдельных граждан, так и при их объединениях. Характерными его чертами являются: обусловленность исключительно правовыми нормами; связь субъектов этого механизма между собой юридическими правами и обязанностями; волевой характер его деятельности; заинтересованность государства в его работе; индивидуальное поведение субъектов в данном механизме.

Он обеспечивается: соблюдением прав и свобод личности в полной мере; возвышением авторитета закона и строгого его соблюдения всеми государственными органами; ответственностью государства перед гражданами; предоставлением каждому гражданину реальных условий для его самореализации.

Граждане могут осуществлять контроль за деятельностью государственных органов путем референдума, демонстраций, митингов,  участия в разработке и принятии коллективных договоров, путем отзыва депутата, проводить экспертизы законопроектов и их общественное обсуждение, проявлять законодательную инициативу, проводить публичные мероприятия, шествия, обращаться в органы государственной власти (суд) с жалобами, заявлениями, предложениями с целью решения того или иного вопроса.

На сегодняшний день состояние контроля оценивается критически. Это объясняется его низкой эффективностью, увеличением правонарушений, отступлением, как органов власти, так и самих граждан от закона, нарушением прав и свобод граждан, а также низким уровнем правосознания граждан. Мнение граждан в нашей стране по поводу деятельности государства и государственных органов складывается, в большинстве своем, на основе средств массовой информации, и это не благополучно влияет на развитие правовой культуры. Для того, чтобы этого не было, граждане должны активно участвовать в политической деятельности государства, принимать участие в выборах, референдумах, вносить свои предложения по поводу решения той или иной задачи, при этом главной составляющей всего этого является знание своих прав, свобод, а также обязанностей и умение их реализовать на практике в полном объеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, подводя итоги моего исследования, стоит отметить, что представления ученых о гражданском обществе менялось на каждом историческом этапе его развития и можно говорить о многообразии понятий гражданского общества, т.к. точного определения дать невозможно. Но я считаю, что гражданское общество – это исторически сложившийся институт граждан, который основан на свободе, равенстве и самостоятельности каждого из его членов, целью которого является удовлетворение интересов каждого из граждан, посредством собственного труда,  принося пользу себе и другим,  а также неразрывно связанный с государством, которое должно взять на себя обязанность управления сторон гражданского общества.

Основными признаками гражданского общества являются: полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; его самоуправляемость; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; всеобщая информированность; многоукладность экономики; легитимность и демократический характер власти; правовое государство.

Цели гражданского общества: обеспечение прав и свобод граж-дан; формирование и обеспечение социальной защиты граждан; контроль за деятельностью государства; создание равноправного общества, признающего приоритет личности; создание всех условий для обеспечения и реализации прав и свобод человека и гражданина.

Элементы гражданского общества: добровольно сформировав-шиеся первичные общности людей (семья, общественные организации и объединения); экономические отношения (частная собственность, бизнес, отношения производства, распределения, конкуренции); общественные отношения (совокупность негосударственных  экономических, социальных, духовных, нравственных и других общественных отношений);  СМИ и отношения по передачи информации (общение граждан друг с другом); сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций, которая ограждена законом от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики.

Информация о работе Гражданское общество как предмет теоретико-правового анализа