Гражданское общество как предмет теоретико-правового анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. С каждым годом в России возникают все новые проблемы взаимодействия общества и права, которые приобретают свою актуальность в связи с формированием правового государства, становлением системы народовластия, рыночной экономики. Взаимодействие гражданского общества, государства и права является сегодня одной из наиболее актуальных и довольно сложных проблем в юриспруденции.

Файлы: 1 файл

kurrrrrsss.docx

— 113.45 Кб (Скачать)

Также можно говорить о двух подходах к понимаю структуры гражданского общества – институциональный и интегральный подходы. С позиции институционального подхода структура гражданского общества представляет собой совокупность автономных и зависимых политических и неполитических социальных институтов.25 Интегральный подход рассматривает гражданское общество как целостную, упорядоченную систему, которая включает в себя институционную, коммуникационно-функциональную, регулятивную и духовную подсистемы.

Институционная подсистема обозначает субъектов гражданского общества. Элементами ее первого уровня является личность, второго — политические и неполитические общественные объединения, третьего -социальные группы и социальные общности. К регулятивным элементам относятся различные социальные нормы (мораль, обычаи). Они, как правило, являются общественно-нормативными регуляторами социальной деятельности. Коммуникативно-функциональная подсистема включает в себя социальные отношения в различных сферах общественной жизни, выраженных в разнообразных формах социальной активности и образующие социальные процессы. Духовная подсистема гражданского общества включает себя гражданскую культуру, представляющую собой совокупность социальных ценностей субъектов гражданского общества, отражающих уровень их социальной активности.

Выводы:

  1. Структура гражданского общества – это совокупность устойчивых, относительно неизменных внутренних связей общества, обеспечивающая его целостность при этом разделяя его на элементы, взаимодействующие между собой, интегрируя их в единую систему отношений (экономических, социальных, культурных), образующих особую сферу общих интересов свободных индивидов и их объединений. Структура гражданского общества состоит из экономической, политической, духовно-культурной, социальной и информационной систем.
  2. К политической системе относят государство, общественно-политические объединения, механизмы регулирования власти, то есть отношения по поводу власти. Экономическая система: отношения по поводу собственности, производства, обмена и труда. Социальная система: совокупность отношений, связанных с продолжением рода (семья), отношения человека с человеком непосредственно (клубы любителей) и отношения между большими общностями людей (группами, нациями, расами). Духовно-культурная система: отношения между людьми, их объединениями, государством и обществом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов. Информационная система: отношения, складывающиеся как в результате общения людей друг с другом, так и через средства массовой информации.

 

 

 

Глава II.  Влияние институтов гражданского общества на процесс становления правовой государственности

1. Место и роль структур гражданского общества в правотворческом и правоприменительном процессах

Правовые основы, посредством которых взаимодействуют государство и гражданское общество, отражаются во всей системе федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. Это дает основание полагать, что государственная власть понимает, что невозможно влиять на общество, опираясь на устаревшие правовые формы. Поэтому стоит поговорить о новых возможностях, в том числе под давлением общественности, для обеспечения участия граждан в управлении делами государства.

Одной из отличительных черт гражданского общества является наличие политической и юридической свободы его граждан. Юридическая свобода -  это все правомочия граждан на участие в организации и деятельности государства и его органов (выделяются избирательные права) и правовые возможности, отражающие содержание прав на активное участие в политической жизни общества. Например: право на свободу слова, право на свободу печати и массовой информации, право на свободу объединения, право на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования.26

Именно юридически закрепленные возможности, отражающие сущность юридической свободы, позволяют говорить, что последняя выступает в качестве правовой основы гражданского общества. Главное, чтобы это не заходило в рамки вседозволенности. Бороться за свои права в государстве, вставшем на путь демократических преобразований, можно только законными средствами, что и прививает восприятие свободы, преломленной сквозь призму правовой действительности в масштабе социальной реальности.27

За прошедшие столетия в мире было выработано множество публично-правовых институтов, обеспечивающих различные формы гражданского участия. К ним относятся: переговоры групп граждан, общественных организаций и органов власти, обращения граждан, публичное обсуждение проектов законов в парламентских комитетах и комиссиях, разработка и подписание соглашений между органами власти и общественными объединениями, общественные экспертизы государственных проектов и программ, гражданские форумы, слушания, конференции, которые закреплены в различных международно-правовых актах.28

Примером является Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Кроме специальных процедур в ней упоминается представление в письменной форме в ходе публичного слушания или рассмотрения вопроса с участием подателя заявки любой информации, замечаний, анализа или мнения, которые имеют отношение к данной деятельности (Орхус, 25 июня 1998 г.). Также Европейская хартия местного самоуправления закрепляет такие формы общественного участия, как собрания граждан, референдум, а также любые другие, не запрещенные законом (Страсбург, 1985 г.).

На основе анализа законодательства субъектов Российской Федерации исследуется практика реализации правотворческой инициативы различными институтами гражданского общества. Главное значение института правотворческой инициативы как формы гражданского участия в деятельности государственных органов заключается в том, что она может учитывать интересы различных социальных групп граждан. Также она является стимулом для правовой и политической активности населения.

В отличие от федерального уровня на региональном правотворческая инициатива институтов гражданского общества получила законодательное закрепление во многих субъектах Российской Федерации. Было предоставлено право законодательной инициативы почетным гражданам (Устав Санкт-Петербурга), коренным и малочисленным народам (Магаданская и Сахалинская области, Камчатский край, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра). В некоторых регионах правотворческая инициатива закреплена за общественными палатами субъектов Российской Федерации. Например, в Краснодарском крае соответствующее право предоставлено Торгово-промышленной палате.

Права общественных объединений на участие в правотворческом процессе также становятся престижным для развития законодательства субъектов Российской Федерации. Тем самым дополняется право населения на внесение правотворческих инициатив, а в некоторых случаях на его замену.

На региональном уровне право законодательной инициативы установлено за общественными объединениями (в Костромской, Белгородской, Самарской областях, Республике Алтай, Удмуртской, Кабардино-Балкарской,   Республике Карелия). В некоторых субъектах Российской Федерации правотворческая инициатива закреплена за определенными общественными объединениями и профсоюзами. Также стоит подчеркнуть, что при реализации правотворческой инициативы на региональном уровне общественные объединения не должны зависеть от воли представительного органа субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что деятельность структур гражданского общества в правоприменительном процессе в современной России не всегда соответствует требованиям гражданского общества. Это связано с тем, что применяемые нормативные акты не всегда отвечают действующему законодательству.  Возникают случаи, когда применение права связано с коррупцией и в большинстве случаев деятельность применителей права скрыта от населения.29

Существующие проблемы в сфере реализации права. Эти проблемы объясняются недоработками действующего законодательства (например, Жилищный кодекс РФ). Также это связано с недостаточной профессиональной подготовкой тех, кто применяет эти права, а также низким уровнем правовой культуры граждан. Формы реализации права должны восприниматься двусторонне. С одной стороны, как необходимый для развития общества долг, который выраженный в ограничении пределов возможного поведения (соблюдение правовых норм) и выполнении обязанностей перед государством и обществом (исполнение правовых норм). С другой стороны, государство предоставляет возможности для проявления инициативы общества в обеспечении своих потребностей и интересов, которая связана с осуществлением субъективных прав (использование правовых норм).30

Выводы:

Структуры гражданского общества принимают участие в таких видах правотворчества, как:

1) законотворчество: правотворчество граждан путём участия в проводимом референдуме по вопросам принятия Конституции РФ или уставов субъектов РФ;

 2) подзаконное правотворчество: когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами местного самоуправления;

3) локальное правотворчество: оно характерно для негосударственных предприятий, учреждений, организаций.

Субъекты гражданского общества, принимающие участие в правоприменительном процессе: органы местного самоуправления, политические партии и общественные объединения, негосударственные предприятия и учреждения, профсоюзы, все граждане в целом.

Я полагаю, что на сегодняшний день сложилась основная правовая база, которая необходима для участия структур гражданского общества в правотворческом и правоприменительном процессе.

2. Общественные гарантии обеспечения законности

Для того чтобы понять, что  является общественными гарантиями обеспечения законности, нужно сначала определить, а что же такое «законность». На сегодняшний день в науке существует два подхода к пониманию законности. С точки зрения первого подхода законность рассматривается как принцип деятельности государства, который охватывает все стороны жизни общества и обращен ко всем органам государства, общественным организациям и гражданам. С точки зрения второго, законность - это метод поведения и деятельности большинства субъектов. Государство обеспечивает собственную волю и интересы населения путем создания специальных органов, издания нормативных актов и добивается точного и быстрого исполнения установленных требований. 31

Следовательно, законность - это основное требование, которое предъявляется к деятельности государственных органов, должностных лиц, а также к поведению остальных граждан в общественных отношениях. Целью этой деятельности является достижение общего правопорядка в стране. Без участия граждан в нормотворческой деятельности законность невозможна. Органы государства, которые осуществляют реализацию норм, установленных в нормативных актах, должны опираться на мнение населения и действовать демократическими методами.

Говоря о законности, важно учитывать такой существенный фактор как правосознание. Под правосознанием понимают одну из форм общественного сознания, представляющую собой совокупность взглядов, концепций, идей, оценок, чувств, эмоций людей в отношении всей юридической действительности.32 Правосознание пронизывает все стадии правотворческого процесса (правотворческую инициативу, разработку, согласование, доработку, обсуждение, принятие проекта нормативно - правового акта). Оно находит свое выражение и в содержании норм права. Только при реальном выполнении требований закона, как со стороны власти, так и со стороны населения, развитие уровня правосознания у граждан и лиц, наделенных властными полномочиями, участие народа в нормотворческой деятельности, можно говорить о том, что в государстве устанавливается реальный демократический режим законности.

Структура системы гарантий законности включает в себя общие и специально-юридические гарантии. К общим гарантиям относят экономические, политические, идеологические и общественные гарантии. К  специально-юридическим - совершенствование законодательства, внутриведомственный и межведомственный контроль, деятельность государственных органов, непосредственно стоящих на страже законности, адвокатура и институт жалоб и заявлений граждан.33

Остановимся подробнее на общих гарантиях обеспечения законности. 
Экономическим гарантии законности включают в себя стабильные и упорядоченные экономические отношения, которые в сочетании со стабильным развитием экономики в государстве создают благоприятные условия для повышения уровня благосостояния населения. Это, в свою очередь, благоприятно отразится на состоянии законности и развитии государства в целом. Экономические гарантии законности создают условия для жизни и удовлетворения потребностей населения государства, вызывая необходимость в появлении, закреплении и обеспечении гарантий законности в политической системе государства.

Политические гарантии законности связаны с наличием в обществе многопартийной системы, политического плюрализма, независимости средств массовой информации, свободы слова, свободы митингов и демонстраций. К политическим гарантиям также относится стабильность политической системы государства, как в целом, так и некоторых ее элементов. Построение демократического правового государства, наличие и формирование в нем гражданского общества также выступают политическими гарантиями законности в государстве.

Идеологические гарантии законности - это высокоразвитый уровень правовой культуры и правосознания всего населения государства, а также особые требования к должностным лицам государства, которые принимают правовые решения. Кроме правовой культуры и правосознания, отдельным видом данных гарантий здесь выступает мораль,  образованность всего населения, глубокое уважение к требованиям права, квалифицированность работников государственных органов. Укрепление законности в государстве напрямую зависит от уровня правовой культуры и уровня правосознания всего населения.

Под общественными же гарантиями законности понимаются меры, применяемые обществом в целях борьбы с нарушениями законности, а также для ее поддержания и укрепления. Общественные гарантии законности способствуют укреплению и формированию всей системы гарантий законности в государстве. Общественное обеспечение и общественный контроль за законностью являются важным элементом в государственно-правовом механизме. Учитывая мнение граждан общества, государство может вовремя вносить изменения в свою политику, укрепляя тем самым действие права.34

Информация о работе Гражданское общество как предмет теоретико-правового анализа