Гражданское общество как предмет теоретико-правового анализа
Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 09:34, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы исследования. С каждым годом в России возникают все новые проблемы взаимодействия общества и права, которые приобретают свою актуальность в связи с формированием правового государства, становлением системы народовластия, рыночной экономики. Взаимодействие гражданского общества, государства и права является сегодня одной из наиболее актуальных и довольно сложных проблем в юриспруденции.
Данная курсовая работа в области
науки теория государства и права представляет
собой исследование по вопросу гражданского
общества как предмета теоретико-правового
анализа и его взаимодействия с институтом
права.
Актуальность
темы исследования. С каждым годом в России возникают
все новые проблемы взаимодействия общества
и права, которые приобретают свою актуальность
в связи с формированием правового государства,
становлением системы народовластия,
рыночной экономики. Взаимодействие гражданского
общества, государства и права является
сегодня одной из наиболее актуальных
и довольно сложных проблем в юриспруденции.
Данная проблема активно обсуждается
в научной юридической литературе, но
точного ее решения на сегодняшний день
не выработано. Вопросы об отношении личности
и государства, о характере их взаимодействия,
о соотношении правовых, политических,
экономических и других сфер общества
требуют четких и ориентированных на практику
решений, тем самым ставя исследователей
перед необходимостью обращаться в проблеме
гражданского общества. Большинство исследователей
полагают, что под гражданским обществом
понимается способ социального сосуществования
людей, основанный на разуме, свободе,
праве и демократии. Только в условиях
господства права гражданское общество
может гарантировать возможности для
самореализации личности, установления
оптимальной меры государственного воздействия
на социальный, экономический и духовный
процессы, воплощения в жизнь прав и свобод
человека, обеспечения правового порядка.
Только в правовом государстве возможен
реальный переход от жестких методов осуществления
власти к действенному общественному
договору между личностью, обществом и
государством в целом. Человек с его правами
и свободами являются высшей ценностью,
а право составляет основу взаимосвязей
государства и гражданского общества.1
Гражданское общество находится
в состоянии динамичного движения, поиска
совершенных гражданских отношений, формирования
рациональных и цивилизованных властных
структур, свободной и развитой личности.
Следовательно, концепция гражданского
общества является не только правовой
и философской, но и управленческой.
Изучение гражданского общества
с точки зрения права неразрывно связано
с вопросом о государстве и его непосредственном
воздействии на само общество. Здесь следует
говорить не о противопоставлении гражданского
общества государству, а о вытеснении
бюрократии, при которой интересы общества
и его членов, подменяются либо искажаются
действиями управленческого аппарата.
Развитое гражданское общество должно
обеспечивать свободу и защищенность
частных сфер жизни человека от жестких
действий со стороны государства, т.е.
социальную защищенность в целом.2
Описанием различных аспектов
проблематики, касающейся зарождения
и развития гражданского общества, занимались
как представители западноевропейской
мысли: Цицерон, Аристотель, Платон,
Ф. Гегель, Т. Гоббс, А. Грамши, И. Кант, Дж.
Локк, К. Маркс, Т. Пейн, Ж.-Ж. Руссо, А. Токвиль,
И. Фихте, а также и исследователи российской
школы: H.H. Алексеев, H.A. Бердяев, И. Ильин,
В. Ленин, Н. Муравьев, П. Пестель, Б. Чичерин,
Н. Чернышевский и др.
Объектом исследования курсовой работы является деятельность
институтов гражданского общества в их
взаимоотношении с органами государства.
Предмет исследования - проблемы правового взаимодействия
государства и гражданского общества.
Цель данного исследования заключаются в обобщении опыта
теоретического исследования гражданского
общества и права, отношений общества,
права и государства как единого процесса,
включающего в себя, прежде всего, правовой
статус лица в системе этих отношений,
методы формирования правовых приоритетов
и способов осуществления социальной
справедливости.
Поставленные цели определяют
и комплекс задач,
посредством которых она реализуется:
1. Выявление своеобразия
правового подхода к анализу гражданского
общества;
2. Определение основных
этапов развития концепции взаимосвязи
гражданского общества, государства и
права в истории общественно-политической
мысли;
3. Показать междисциплинарный
характер современных правовых идей гражданского
общества;
4. Исследование динамики
гражданского общества, правовых механизмов
функционирования его структур и институтов;
5. Показать эволюцию гражданского
общества в его стремлении создать правовое
государство;
6. Определение роли управленческо-правовых
компонентов в генезисе гражданского
общества.3
Теоретико-методологической
основой и методами исследования
являются диалектический метод познания
социально-правовых явлений и процессов,
конкретно-исторический, системный, структурно-функциональный
и сравнительно-правовой методы научного
познания.
Источниковую базу
исследования составляют широкий круг источников
по проблемам права, теории государства
и социальной практики, а также диссертации,
монографии, научные статьи, опубликованные
в виде специальных сборников документы
и материалы, иллюстрирующие правовые
и социальные институты в зарубежных странах.
Опираясь на эти источники, я исследовала
нормативно-правовую базу гражданского
общества, правовую систему и управление
на различных этапах его становления.
Объем и структура
работы. Курсовая работа состоит из
введения, двух глав (шести параграфов),
заключения, списка использованных источников
и литературы.
Глава I. Гражданское
общество как предмет теоретико-правового
анализа
Природа гражданского
общества
На сегодняшний день существует
большое количество понятий «гражданского
общества». Это, как правило, связано с
длительной эволюцией, которая объясняется
противоречивостью и многообразием мнений
ученых, занимающихся вопросом гражданского
общества.
Термин «гражданское общество»
впервые встречается в античности в трудах
Платона, Аристотеля, Цицерона, когда
получили свое развитие идеи и общественные
институты, которые способствовали становлению
личности. Античное общество не было гражданским,
но тем не менее рассматривалось неразрывно
с политикой и существовало как часть
государства, связывая личность с обществом,
а общество — с государством.
Одним из первых мыслителей,
затронувших вопрос гражданского общества,
как самостоятельной субстанции, является
Платон. Он первый рассмотрел элементы
гражданского общества в своей общей теории
«идеального государства». Остро критикуя
государственную власть, Платон создал
учение об « идеальном человеческом обществе».
Базу понятия « гражданское общество»
составляло учение о добродетелях, мужестве,
мудрости, просветленном эмоциональном
состоянии. Платон в общей теории гражданского
общества первым сделал важный вывод о
том, что кроме государственно-организованной
есть и другие формы жизнедеятельности
общества.4
В представлениях Аристотеля
совокупность обитателей или граждан
полиса зависела от распорядка полисных
должностей и образа правления. Главным
достоинством гражданина являлась честь,
которая предполагала способность самостоятельного
участия в делах полиса. Гражданин с его
правами и обязанностями и общество в
равной мере взаимообусловливают друг
друга.5
По мнению Цицерона, гражданское
общество - это соединение многих людей,
связанных между собой согласием в вопросах
права и общностью интересов. Представления
о гражданском обществе восходят и к идее
платоновского общества-государства,
аристотелевского полиса и цицероновского
общества.
Ярким представителем
концепции гражданского общества
был Т. Гоббс, стоявший на консервативной
точке зрения, которая отражала интересы
прогрессивно настроенной английской
аристократии, и Д. Локк, который выступал
основателем буржуазного либерализма.
Гоббс оценивал гражданское общество
как естественное состояние «войны всех
против всех» и считал, что только государство
в силе защитить индивида от этой всеобщей
войны. Оно должно нести ответственность
перед своими подчиненными, но при условии
их полного подчинения власти. Совпадение
государства и гражданского общества
выглядит у него уже «не как поглощение
гражданского общества государством,
а как определенное взаимодействие, при
котором гражданское общество выступает
одновременно как предпосылка возникновения
данного типа государства, так и его принципиальное
качество».6 В своих работах Гоббс стремился
к достижению компромисса между монархией
и буржуазной экономикой. Дж. Локк обосновывает
компромисс между монархией и республикой
в рамках политики, которая, по его мнению,
должна служить интересам буржуазного
развития.
Французский мыслитель Монтескье
рассматривал гражданское общество как
результат исторического развития, как
четвертую ступень человеческой истории
после естественного состояния, семьи
и героического времени. По его мнению,
гражданское общество есть общество вражды
людей друг с другом, которое для предотвращения
и нейтрализации этой вражды преобразуется
в государство.
Француз Ж-Ж. Руссо в своих работах
обосновывал и оправдывал насильственный,
революционный путь уничтожения феодальных
порядков. Но при этом говорил о необходимости
господства в государстве всеобщей воли.
По мнению Руссов, в гражданском состоянии
существует различие между индивидом
как частным человеком и индивидом как
гражданином, носителем общих интересов.
То есть человек «раздваивается» на члена
гражданского общества и гражданина государства.
Таким образом, Руссо в трактате «Об общественном
договоре» впервые разделил отождествляемое
Дж. Локком политическое и гражданское
общество. Членом первого общества является
подданный, а второе - формирует гражданина.
Аналогично разделяются и права человека
и гражданина. Правда, четкого терминологического
различия между обществом и государством
у Руссо нет.
Немецкий философ И. Кант считал,
что главный путь сочетания свободы каждого
со свободой других — формирование гражданского
общества. Он выделял три принципа построения
гражданского общества: 1) свобода каждого
члена общества; 2) равенство его с каждым
другим; 3) самостоятельность каждого члена
общества как гражданина.
Кант выделял три этапа становления
гражданского общества как некой дороги
человечества от царства зла к добру. К
первому этапу он относил доисторическое
естественное состояние "войны всех
против всех", где добро существует
лишь как возможность. На втором этапе
появляется деспотия, где господствует
произвол властителя. Третий этап связан
с государством, в котором поведение индивида
подчинено в пределах государства публичным
законам, где гражданственность существует
внутри государственных границ. 7
Кант представил этику как высшую
человеческую ценность, где, «гражданин,
сознающий, что его собственное поведение
в отношении общества должно представлять
собой своего рода критерий общего нравственного
закона и поведения». Путь достижения
всеобщего правового и гражданского общества,
гражданского согласия Кант видит как
естественный путь сочетания свободы
каждого со свободой других.
Большой вклад в разработку
концепции гражданского общества в его
взаимосвязи с государством внес Ф. Гегель.
Он говорил о торжестве принципов гражданского
общества и подразумевал положение вещей,
при котором люди, благодаря участию государства,
собственным трудом приносят пользу себе
и другим. Гегель утверждал, что исторически
государство предшествует гражданскому
обществу и является условием его формирования.
Государство может обеспечить свободу
гражданского общества, лишь признавая
и удерживая его в подчиненном положении.
«Государство представляет общество в
его единстве».
Согласно Гегелю, гражданское
общество - это объединение самостоятельных
субъектов в общности на основе их потребностей
через правовое устройство как средство
обеспечения безопасности лиц и собственности,
а также через жизненный порядок для их
особенных и общих интересов.8
К. Маркс рассматривал гражданское
общество как совокупность материальных
отношений индивидов. Гражданское
общество, с одной стороны, как объект
эксплуатации со стороны государства,
в котором власть находится в руках класса
буржуазии, с другой стороны он рассматривал
гражданское общество как сферу, которую
составляет частная собственность буржуазии.
Такое состояние общества несовершенно,
т.к. люди отчуждены друг от друга, и человек
не может быть в полной степени свободным.
Маркс считал, что именно в гражданском
обществе должны произойти революционные
изменения - вытеснение частной собственности
на основные средства производства. Принципом
будущего гражданского общества он считал
коллективизм, который даст человеку возможность
всестороннего развития своих задатков,
обеспечит личную свободу, и где труд будет
являться средством для жизни, способом
самоутверждения личности, видом проявления
способностей и талантов, а также насущной
потребностью. Как показала история, взгляды
Маркса оказались утопичными.9
Итальянский теоретик-марксист
начала XX века Грамши, рассматривая проблему
гражданского общества, сделал вывод о
том, что гражданское общество в будущем
поглотит государство и перерастет в самоуправление
масс. При этом государство-сторож может
и должно в определенные исторические
периоды превращаться в государство-интервенциониста,
берущего на себя обязанность управления
конфликтующих сторон гражданского общества.
По его мнению, смысл гражданского общества
полнее всего выражают политические партии
и другие объединения, которые борются
за превосходство или создают союзы. Большое
внимание Грамши уделял исследованию
«надстроечных» явлений гражданского
общества. Он выделил три составные части
механизма, три «общества»: экономическое,
политическое и гражданское. Совокупность
тех частей надстройки, которые осуществляют
функции принуждения и прямого господства,
составляет «политическое общество».
А «гражданское общество» - это совокупность
всех тех рычагов и органов в государстве,
которая позволяет буржуазии осуществлять
идейное и нравственное руководство подчиненными
классами, т.е. идеологическая надстройка
общества.
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что представления ученых
о гражданском обществе менялось на каждом
историческом этапе его развития и можно
говорить о многообразии понятий гражданского
общества, т.к. точного определения дать
невозможно. Но я считаю, что гражданское
общество – это исторически сложившийся
институт граждан, который основан на
свободе, равенстве и самостоятельности
каждого из его членов, целью которого
является удовлетворение интересов каждого
из граждан, посредством собственного труда, принося
пользу себе и другим, а также неразрывно
связанный с государством, которое должно
взять на себя обязанность управления
сторон гражданского общества.