Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:29, курсовая работа
Целью данной работы является исследование тенденции взаимного функционирования гражданского общества и правового государства и на основе этого сделать выводы.
В ходе изучения данной темы, мной были поставлены следующие задачи:
тщательно исследовать структуру и признаки гражданского общества;
отразить соотношение гражданского общества и правового государства;
Введение ………………………………………….……….………………………..3
1 Развитие учения о гражданском обществе…….………………………………….5
2 Гражданское общество: структура, признаки, современное понимание……………………………...………………..…………………………..10
2.1. Признаки в современном понимании…………………………………............10
2.2. Структура………………………………………………………………….........14
3 Соотношение правового государства и гражданского общества……...............18
Заключение………………………………………………………………….............23
Глоссарий……………………………………………………………........................25
Список использованной литературы………………………………………............28
Приложения…………………………………………
Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.
Глубинным,
сущностным слоем здесь являются
отношения по поводу власти, которые
пронизывают политическую систему
во всех ее средах, на всех этапах ее существования.
Властные отношения весьма разнообразны:
это отношения между
Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и др.
Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.
Базовый
блок в этой сфере составляют отношения,
связанные с образованием. Образование
является фундаментом в деле развития
человеческой личности. Его состояние
характеризует перспективы
Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.
Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.
Суммируя
все изложенное и учитывая высказанные
в литературе мнения, можно кратко определить.
Что, гражданское общество, как совокупность
вне государственных, и вне политических
отношений (экономических, социальных,
культурных, нравственных, духовных, семейных,
религиозных), образующих особую сферу
специфических интересов свободных индивидов-собственников
и их объединений. Вне государственные
и вне политические отношения, в данном
случае, следует понимать, как относительно
самостоятельные, автономные, застрахованные
от произвольного вмешательства государства.
Это такие отношения, которые могут существовать
и развиваться в известной независимости
от властных структур.
Термин «правовое государство» является буквальным переводом с немецкого «rechtsstaat» и соотносится с вполне определёнными концепциями.1
В паре взаимосвязанных феноменов «общество – государство» ведущую, определяющую роль играет общество, следовательно, в паре «гражданское общество – правовое государство» определяющим является гражданское общество, которое на своей основе позволяет развиваться государству, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы. В Новое время, когда обменные отношения превращаются в господствующие, государство – лишь сторона гражданского общества, которая, помимо прочего, обусловливает его демократический характер.
В
ХХ веке во многих странах мира сложилось
государство с особыми
Само словосочетание «правовое государство» предполагает, что на первом месте стоит «право», а на втором - «государство». В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции.
Правовое государство — многогранное явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподам правового государства.
Правовому государству присущи следующие признаки:
1) Принцип приоритета права.
Приоритет права означает:
-
рассмотрение всех вопросов
-
соединение общечеловеческих
-
необходимость идеологически-
-
наличие в государстве
2) Принцип правовой защищенности человека и гражданина.
Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.
Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.
Абсолютность
этого принципа состоит в том,
что все взаимоотношения
Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки:
- равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;
- особый тип правового регулирования и форма правоотношений;
-
стабильный правовой статус
Нормальные правовые отношения
предполагают равенство и
Поскольку правовое государство и гражданин - равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.
Устойчивый, стабильный правовой
статус гражданина (система его
прав и обязанностей) и четкий,
бесперебойно работающий
3) Принцип единства права и закона.
В правовом государстве любой
нормативно-правовой акт
4) Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.
Власть
в государстве может
Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, применительно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.
Наряду с изложенными фактами, правовому государству присущи и принципы верховенства закона - высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.
Таким образом, для образования правового государства необходима некоторая основа, некоторые принципы, без которых последнее, не может образоваться и существовать:
- Правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции, т.е. там, где существует гражданское общество.
-
Для формирования правового
- Правовое государство предполагает и определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности, правовое государство основывается на праве, которое объективно нуждается в моральном обосновании.
- Одной из главных предпосылок
формирования правового
- Правовое государство требует мощного экономического базиса, высоких стандартов жизни и доминирования среднего класса в социальной структуре общества.
-
Формирование правового
-
Формирование правового
В завершении изучения данной проблемы, можно сделать следующие выводы:
Идея гражданского общества пережила длительную эволюцию в истории политической мысли, и при этом оно практически всегда воспринималось как нечто противоположное государству. Основоположником же самой идеи гражданского общества можно считать английского философа, одного из авторов теории "общественного договора" Д. Локка, главной идеей творчества которого была гарантированная законом защита свободы и собственности человека от возможного произвола со стороны государства.