Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:53, курс лекций
Раскрывая этот вопрос необходимо обратить внимание на отсутствие общепринятого, общепризнанного представления о государстве.
- во-вторых, совокупность
негосударственных (
Признаки гражданского общества:
1) наличие рыночной экономикой, где личность не отчуждена от собственности, вправе выбрать любую ее форму, где существует свобода предпринимательской деятельности, а вмешательство государства в экономические отношения сведено к минимуму;
2) признанием и реальной обеспеченностью естественных, неотчуждаемых прав человека,
возможностью судебной защиты этих прав;
3) самоуправляемость,
4) открытость, что предполагает,
свободный доступ людей ко
всем источникам информации, кроме
государственной и
5) режим законности, верховенством правового закона, незыблемость свободы личности, установление между личностью и государством правовых отношений, а также эффективность контроля и надзора за исполнением законов;
6) равенством всех перед
законом и судом,
Подчеркивая верховенство закона можно говорить о правовом государстве, которое предполагает неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства, предусматривает взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства, базируется на политическом, идеологическом и экономическом плюрализме, обеспечивает права и свободы граждан. Вне гражданского общества невозможно правовое государство. Такая последовательность объясняется тем, что ни власть, ни право не могут быть реальными гарантами исполнения законов, если право не легитимировано обществом. Но общество в состоянии добиться этого только на достаточно высоком уровне гражданского, а значит, и культурного, цивилизованного развития. Таким образом, правовое государство и гражданское общество формируются совместно, процесс их создания занимает длительное время. Он совершается также вместе с развитием общества и требует целенаправленных усилий. Ни правовое государство, ни гражданское общество не вводятся единовременным актом и не могут стать результатом только законодательства.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в Европе изменяется само понятие государства и характер взаимоотношений государства и общества в связи с созданием ЕС. Согласно намерениям Международных Договоров Гражданских и Политических Прав государство воспринимается как организация, обеспечивающая условия осуществления прав человека и гражданина. Жители европейских стран начинают вступать в более сложные общественные отношения, выполнять новые социальные роли, ощущают себя не как граждане какой либо конкретной страны, а как граждане единой Европы и даже мира.
Разграничение
между обществом и
В юридической литературе
а) усиливаются правовые начала в жизни гражданского общества;
б) изменяется социальная роль государства: оно принимает на себя заботу и содержание социально незащищенных слоев общества, вмешивается в демографическую обстановку общества, поскольку в ряде стран она вызывает большое беспокойство с точки зрения как избытка населения (Индия, Китай, Бангладеш), так и катастрофической его потери (Россия);
в) усиливается проникновение государства в сферу экономики, что определяется увеличением удельного веса государственной собственности.
Далее в лекции необходимо рассмотреть содержание понятий: гражданин, гражданская ответственность, гражданский долг, гражданственность, гражданство.
Cодержание термина «гражданин» существенно изменяется от одной исторической эпохи к другой. И в юридических исследованиях рассматривается с точки зрения роли человека в политико-правовой сфере общества. Гражданин – по греч. Polities, по лат. - Civis, по англ. Citizen - лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности. Следовательно, «гражданин» - это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право, как быть партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции.
К числу основных, нравственных свойств гражданина относят гражданскую ответственность и гражданский долг. Гражданская ответственность - представляет собой сознательный акт, в котором личность действует как субъект, способный оказать активное воздействие на окружающую действительность. Гражданская ответственность проявляется в способности индивида в различных ситуациях самостоятельно принимать правильные, с точки зрения общественных правил и норм морали, решения и отвечать перед обществом за последствия своих поступков. Гражданская ответственность выступает в качестве механизма, регулирующего исполнение гражданином своих прав и обязанностей, закрепленных в законах. Это связующее звено между обязанностями и гражданским долгом, так как именно ответственность выражает степень понимания гражданином своего долга перед обществом.
Гражданский
долг представляет собой
совокупность юридических и
нравственных обязанностей личности
перед государством. В понятии
гражданского долга отражены
не единичные поступки и
действия, а общественное поведение
личности в целом. В
долге возможно выделение
двух компонентов: объективного
и субъективного. Объективный
В юридической литературе значительное внимание уделяется понятию «гражданственность», которое применяется при анализе содержания политико-правового статуса личности. Идея гражданственности связывается здесь с природой гражданства и определяется им.
Под гражданством в государственном праве понимается полная и правовая принадлежность лица к конкретному государству. Гражданство проявляется как взаимоотношение между государством и лицом, находящимся под его властью. Государство наделяет гражданина правами, защищает и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин должен соблюдать законы и другие предписания государства и выполнять установленные им обязанности. Порядок приобретения или утраты гражданства регулируется законодательством государства и международными соглашениями. При этом различают приобретение гражданства в силу рождения и в порядке укоренения. Выделяют также и противоположное понятие - безгражданство. Лица без гражданства (апатриды) не имеют статус гражданина или подданного ни одного из государств.
Таким образом, гражданское общество нельзя резко отделять от государства, так как государство,
- во-первых, защищает общество от преступных элементов и от внешнего нападения;
- во-вторых, охраняет права и свободы членов общества;
- в-третьих, реализует социальные и иные программы, направленные на смягчение социальных противоречий;
- в-четвертых, решает глобальные проблемы - энергетическую, сырьевую, продовольственную, экологическую и др.
4. Сущностная характеристика правового государства. В юридической литературе выделяются, как правило, четыре этапа в развитии учения о правовом государстве.
К первому этапу относится период античной истории. Это сочинения Платона "Законы", "Государство" и "Политик"; Аристотеля "Политика", "Этика", а также Цицерона, Полибия и Гераклита, в рассуждениях которых присутствовала идея правления закона, повиновения ему как условие общего порядка. Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д.
На втором этапе концепцию правового государства разрабатывали представители естественно-правовой теории - Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро и др.
Классическим выразителем идей
правового государства в эпоху
буржуазного строя считается
английский мыслитель XVII в. Д.
Локк. Используя ссылки на
Основоположником теории
Третий этап в создании теории правового государства связывают с именами немецких
ученых К. Велькера, Р. фон Моля, И. Канта, Г. Гегеля.
К. Велькер считается автором термина "правовое государство", который впервые его употребил в 1813 г. Его единомышленник - Р. фон Моль, ввел этот термин в научный оборот и дал его юридический анализ. И. Кант говорил, по существу, не о правовом государстве, а правовом обществе. Государство он понимал как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Право у Канта было тесно связано с моралью. И правовые, и моральные нормы имеют один источник - категорический императив: "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". По-мнению Канта, законы государства требуют от людей сообразовывать проявление свободной воли со свободой других людей. И тогда взаимоотношения в обществе приобретут правовой, упорядоченный характер. Таким образом, И. Кант, по существу, создал идеальную теоретическую модель правового государства. В отличие от него Г. Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действительность. Правовое государство он определял как "царство реализованной свободы", одновременно отождествляя государство и право. Ценность гегелевских воззрений на государство обычно видят в том, что принудительную сторону государства он не считал главной. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полезность для общества и людей в целом.
Четвертый этап в развитии учения о правовом государстве относится к XX в., в него внесли серьезный вклад прогрессивные ученые многих стран, в том числе немецкие правоведы Г.Еллинек, Г. Кельзен, английский позитивист Г. Харт, американские ученые Дж. Роулс и Л.Фуллер, англо-американский юрист Р. Дврркин, Ф. Хайек и др. Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые явления. Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства и лишь в период перестройки (1980-е годы) началась разработка теории социалистического правового государства.
Отечественные и зарубежные