Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:53, курс лекций
Раскрывая этот вопрос необходимо обратить внимание на отсутствие общепринятого, общепризнанного представления о государстве.
1) правовое обеспечение прав и свобод человека;
2) содействие осознанию
и развитию европейской
3) поиск современных решений социальных проблем, например, национальных меньшинств, защиты окружающей среды, борьбы со СПИДом, наркоманией;
4) развитие политического
партнерства с новыми
Для вступления в Совет Европы
необходимо, чтобы данная страна
привела свои учреждения и
правовую систему в
Государственно-правовой (политический) режим стал признаваться в качестве компонента формы государства лишь начиная с 1960-х гг. Государственно-правовой режим представляет собой совокупность методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. В теории государства и права сложились классификации этих режимов.
Самая распространенная классификация - деление режимов на демократические и антидемократические. Между ними располагаются отдельные разновидности и переходные формы.
Для демократического режима характерны следующие черты:
1) народовластие, т.е. признание
народа единственным
2) свобода личности в
экономической сфере, т.е.
3) реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;
4) осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;
5) выборность и сменяемость
органов государственной
6) децентрализация
7) наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;
8) учет интересов и
мнения меньшинства,
9) политический плюрализм,
т.е. отсутствие единой
10) наличие легальной оппозиции.
Среди демократических режимов различают либерально-демократический и собственно демократический режимы.
Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни:
1) экономической основой
служит рыночная экономика,
2) государственная власть
осуществляется на основе
3) в отношениях личности
и государства приоритет
4) высокое политическое,
нравственное и правовое
5) широкий спектр общественных объединений; многопартийность;
6) разнообразие мнений, убеждений,
мировоззренческую свободу,
Собственно демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей на конституционном уровне:
1) максимальное использование в политической жизни демократических институтов: плебисцитов, демонстраций, шествий, собраний, митингов, петиций;
2) принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных меньшинств;
3) строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (местные органы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения);
4) утверждение верховенства закона, режима законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц и отдельных людей.
Следует иметь в виду, что демократическое
государство не всегда можно
отнести к наиболее
Среди антидемократических режимов чаще всего выделяют тоталитарный и авторитарный.
Тоталитарный режим относят к явлениям XX в. Термин "тоталитарный" в переводе с латинского означает "весь", "целый", "полный". Он был введен в политический оборот Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики фашистского движения в Италии. В дальнейшем эта характеристика использовалась западными политиками для обозначения режима в СССР. Как политический режим тоталитаризм представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения. Для тоталитарного режима характерны следующие черты:
1) идеологизация всей общественной жизни - на государственном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология;
2) нетерпимость ко всякому инакомыслию;
3) монополия на информацию;
4) подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения;
5) слияние государственного и партийного аппарата;
6) жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма);
7) упразднение местного самоуправления;
8) отрицание частной жизни
и частной собственности,
Тоталитаризм имеет три разновидности: левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм). Фашистскому режиму как разновидности тоталитаризма свойственны те же черты, что и тоталитарному, но он имеет и свои особенности, в частности:
а) основывается на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию или народ в качестве высшей, элитной, а другие, "неполноценные" народы должны обслуживать высшую расу либо подлежат уничтожению;
б) проявляет крайнюю
Авторитарный режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг - правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для авторитарного режима характерно:
1) власть элиты не ограничена законом;
2) народ отстранен от
управления государством и не
может контролировать
3) в политической жизни
допускается существование
4) имеются сферы, свободные от политического контроля, - экономика и частная жизнь, контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества;
5) устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;
6) принуждение и насилие
применяются в отношении
Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров.
Тема о форме государства была бы неполной, если не подчеркнуть, что в юридической литературе предложена оригинальная классификация форм государства по трем разным моделям (В.Е.Чиркин): 1) монократическая (монистическая); 2) доминантно-сегментарная; 3) поликратическая (плюралистическая). Их характеристика объединяет все три элемента - форму правления, государственное устройство и государственный режим.
Монократическая форма государства характеризуется следующим:
а) государственная власть находится в руках одного центра (монарх, военный совет, фюрер, дуче, каудильо и др.);
б) централизация государственного устройства (например, официальное сохранение федерации, административная опека над местными выборными органами назначенных сверху чиновников и
др.);
в) авторитарные методы управления;
г) сосредоточение в одних руках всех ветвей власти (например, Советская республика).
Доминантно-сегментарная форма государства является промежуточной ступенью между монократической и поликратической государственными формами. Здесь сохраняются определенные элементы разделения властей и распределение ролей между органами государства, но нет баланса ветвей власти, нет системы сдержек и противовесов. Данная форма присуща дуалистической монархии или полупарламентарной монархии (Иордания, Непал, Марокко) или суперпрезидентским республикам (Латинская Америка, Тропическая Африка). Субъекты федерации пользуются ограниченными правами, автономия урезана. Методы управления преимущественно авторитарные, компромисс почти не используется. В политической системе утверждается многопартийность, но партии подчинены правящей верхушке и большой роли в политической жизни не играют (Индонезия). Чаще всего это олигархическая государственная форма.
Поликратическая форма государства утверждается в условиях демократического строя. Этой форме присущи:
а) отчетливое разделение властей;
б) существование нескольких центров власти, но ни одна из ветвей не может подавлять другую;
в) развитое местное самоуправление;
г) кооперативная модель федерации, т.е. она основана на сотрудничестве федерального центра и субъектов;
д) демократические методы управления, когда установлены реальные гарантии прав личности;
е) принуждение, если оно применяется, имеет легитимную поддержку общества.
3. Взаимосвязь государства и
Трактовка
сущности гражданского общества
многообразна. По мнению одних
авторов, гражданское
Другие авторы связывают
По мнению третьих,
Обобщая вышеизложенное, мы считаем, что гражданское общество представляет собой:
- во-первых, человеческую общность на определенной стадии развития, которая включает добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в различных сферах жизнедеятельности общества;