Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:53, курс лекций
Раскрывая этот вопрос необходимо обратить внимание на отсутствие общепринятого, общепризнанного представления о государстве.
Федерация - сложное государственное устройство, для которого характерно наличие в составе государства других государственных образований. В строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на договоре или конституции. Государственные образования, входящие в федерацию, носят название субъектов. По числу субъектов федеративные государства отличаются друг от друга, например, в США - 50 субъектов (штатов), в Швейцарии - 23 кантона, в России - 89 субъектов, в Индии - 25 штатов и т.д. Всего в мире более 20 федеративных государств, есть многонациональные - Россия и малонациональные - Германия, Австрия и др.
Федерации характеризуются
1) определенная политическая
и юридическая
2) двухуровневая система
органов государственной
3) две системы законодательства - общефедеральная и субъектов;
4) в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;
5) наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);
6) двухканальная система налогов;
7) разграничение предметов ведения (сферы отношений, деятельности) между федерацией и ее субъектами.
В Конституции РФ приводится пе
Для реализации предметов ведения на практике государственные органы наделяются полномочиями. Конкретное полномочие органа государственной власти означает юридическое закрепленное за органом государства право и одновременно, как правило, обязанность принятия правовых актов и осуществление иных властных мер, направленных на решение конкретных задач и функций данного органа.
Определяемые Конституцией РФ
предметы ведения и
Существует четыре способа размежевания компетенции федеральных органов и органов субъектов Федерации:
1) устанавливается
2) определяется исключительная
компетенция субъектов, а
3) устанавливаются две компетенции - федеративная и субъектов, а не перечисленные вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов;
4) указываются три сферы
компетенции: кроме
Оценка способов размежевания
компетенции связана с
При повышении самостоятельности субъектов предпочтительнее способ первый.
Второй способ направлен
на повышение централизации
При третьем способе, если преследуется цель усилить федерацию, остаточные полномочия передаются федеральным органам, если субъектам удается отстоять свою самостоятельность, то остаточные полномочия передаются субъектам.
Четвертый способ используется по-разному, но его недостаток состоит в множестве юридических сложностей по определению, а главное - реализации предметов ведения совместной сферы.
В связи с этим в новейшем
конституционном
Важно отметить, что входящие
в федерацию субъекты не
закрепляет права сецессии за субъектами федерации. Попытки сецессии заканчивались по-разному. Так, в войне 1861-1865 гг. в США силой оружия были возвращены 11 южных штатов, заявивших о создании своей конфедерации. А Верховный суд США установил, что союз США нерасторжим. В Мексике два штата в 1938 г. Пытались осуществить право сецессии, но безрезультатно. Вооруженным путем было пресечено стремление нескольких штатов выйти из состава Нигерии в 60-х гг. XX в. Но были и успешные сецессии. Например, в 1965 г. из состава Малайзии вышел штат Сингапур и образовал город-государство, которое успешно развивается. Вооруженным путем было реализовано право сецессии штатом Бангладеш, который вышел из состава Пакистана и образовал самостоятельное государство в 1973г. Считается, что право сецессии осуществили в 1991 г. Прибалтийские республики.
Отсутствие
у субъектов федерации полного
верховенства на своей
Существуют две концепции
Концепция дуалистического федерализма базируется на принципе жесткого разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Каждый из них имеет строго фиксированную компетенцию и не вмешивается в дела другого, т.е. самостоятельно реализует свой статус.
Кооперативный федерализм основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения. Кооперативный федерализм более предпочтителен в современных условиях, так как позволяет снимать политические конфликты.
Кроме того, различают национальную и территориальную федерации.
Федерации, основанные на национальном признаке, считаются непрочными. Об этом свидетельствует опыт СССР, Чехословакии, Югославии.
Территориальный подход способствует укреплению государственности, стимулирует процессы интеграции. Это доказано, в частности, на опыте США, где были отвергнуты идеи создания негритянской автономии на юге США (так называемый Черный пояс). Территориальный фактор позволяет учесть многие условия, в том числе экономические, исторические, географические и др. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национально-культурной автономией, т.е. правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на этом языке, развитие своих национальных обычаев, традиций, культурных учреждений и т.д.
Различают также симметричные и асимметричные федерации. Симметричной является федерация, где все субъекты имеют одинаковое правовое положение, пользуются одинаковыми полномочиями. В асимметричной федерации субъекты имеют разный правовой статус. Например, субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению (шесть видов субъектов в РФ, которые по Конституции равны, но фактическое их положение различается, например республик и автономных округов). Считается, что абсолютно симметричных федераций не существует, все они имеют элементы асимметрии.
Существует понятие «
1) сохранение за объединившимися
государствами суверенитета
2) она создается на договорной основе, поэтому носит добровольный характер;
3) для достижения целей,
послуживших основанием для
4) отсутствие единого
гражданства и единой
5) суверенитет принадлежит
каждому из объединившихся
6) рекомендательный характер
актов органов конфедерации; для
вступления их в силу
7) нет общей конфедеративной
собственности, налогов;
8) осуществление обороны
конфедерации союзной армией, которая
состоит из воинских
9) право сецессии, т.е.
свободного выхода из
других членов.
Конфедерацией были США в 1781-1787 гг.; Швейцария в 1815-1848 гг.; Объединенная Арабская Республика, соединявшая Египет и Сирию, в 1958-1961 гг.; Сенегамбия, объединявшая африканские государства Сенегал и Гамбию, в 1980-е гг. В настоящее время действует Содружество Независимых Государств (СНГ), которое было создано в 1991 г. и включает 12 бывших союзных республик, входивших ранее в СССР. СНГ представляет собой межгосударственный союз суверенных государств, обладающих полной международной правосубъектностью, основанный на равенстве членов и учете позиции каждого государства, для реализации следующих задач:
1) сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях;
2) обеспечение основных
прав и свобод человека в
соответствии с общепринятыми
принципами и нормами
3) формирование общей
позиции по ключевым вопросам
международного характера,
4) военно-политическое
5) борьба с организованной преступностью и др.
Для вступления в СНГ новых членов необходимо, чтобы государство-претендент разделяло цели и принципы СНГ, признавало его Устав. Нужно также согласие на вступление нового члена всех государств - членов СНГ. Выход же из СНГ свободный, он возможен в одностороннем порядке при предварительном письменном предупреждении за 12 месяцев хранителя Устава СНГ, которым является Республика Беларусь.
Примером конфедерации может быть Совет Европы, который объединяет в свыше 40 европейских государств. Это старейшая общеевропейская организация, образованная в 1949 г. Главная цель Совета Европы - содействие более тесному европейскому сплочению и укреплению мира. В уставных документах Совета Европы конкретизируются эти цели следующим образом: