Государство как субъект права

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:53, курс лекций

Краткое описание

Раскрывая этот вопрос необходимо обратить внимание на отсутствие общепринятого, общепризнанного представления о государстве.

Файлы: 1 файл

№1 правоведение.docx

— 80.14 Кб (Скачать)

деятельности государственной  власти составляет выражение воли и  интересов стоящих у власти.

          Исходя из вышеизложенного, государство можно трактовать как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

 

       2. Формы государства. Категория формы государства раскрывает особенности его внутренней организации, порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государственных органов и населения, а также методы, приемы, используемые для организующей и управленческой деятельности. Более коротко форму государства можно определить как способ организации и осуществления государственной власти (проф. В.И. Гойман). Наиболее полное представление о форме конкретного государства дают три ее составляющие: форма правления, государственное устройство и государственно-правовой (политический) режим.

         Форма правления раскрывает три главные характеристики государства: организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании; взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением; компетенцию этих органов.

Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто  осуществляет верховную власть. Различают  две основные формы правления: монархическую  и республиканскую.

         Монархия в переводе с греческого  языка означает единовластие, единодержавие и имеет тоже разные формы: неограниченная и ограниченная.

        Наиболее типичные черты неограниченной (абсолютной)  монархической формы правления состоят в следующем:

1) наличие единоличного  правителя; 

2) династическое наследование  власти;

3) пожизненность правления (законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти);

4) концентрация в руках  монарха всей полноты власти;

5) отсутствие какой-либо  ответственности монарха за то, как он управляет страной (несет ответственность только перед Богом и Историей).

          Первоначальной формой ограниченной  монархии была дуалистическая. Эта форма характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т.е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Некоторые ученые относят к дуалистическим сословно-представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в средние века. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует.

        Другая  разновидность ограниченной монархии - парламентарная, или конституционная, где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Этот институт сохраняется главным образом благодаря историческим традициям. Показателен в данном отношении пример Испании, где после 40-летнего срока диктатуры Франко в 1975 г. Народ Испании высказался за восстановление монархии. Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

1) власть монарха ограничена  во всех сферах государственной  власти;

2) исполнительная власть  реализуется правительством, которое  ответственно перед парламентом; 

3) правительство формируется  из представителей партии, победившей  на выборах в парламент; 

4) главой правительства  становится лидер партии, обладающей  большинством депутатских мест  в парламенте;

5) законы принимаются  парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт,  так как правом вето он не  обладает.

Но не во всех государствах, где установлена форма правления  в виде парламентарной монархии, доминирует парламент. Например, в странах, где  существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия) или  многопартийная система с одной  доминирующей партией (Япония), парламентская  форма отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством. Но на самом деле правительство, состоящее из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством, через партийные фракции контролирует парламент. Эта система получила название системы кабинета, или министериализма. Парламентарная монархия в наши дни существует в Великобритании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Нидерландах и др.

         Для республиканской формы правления характерны следующие черты: 1) верховная власть осуществляется выборными органами;

2) источником власти является  народ, который реализует эту  власть посредством проводимых  через определенные промежутки  времени выборов высших и местных  представительных органов власти, а также органов местного самоуправления;

3) срочность полномочий  высших представительных органов  власти (парламент, президент);

4) использование институтов  демократии в разнообразных формах;

5) юридическая и политическая  ответственность главы государства  и других должностных лиц.

         Различают две основные разновидности  республиканской формы правления - президентскую и парламентарную республики.

           Президентская республика имеет особенности: 

1) соединение в руках  президента полномочий главы  государства и главы правительства; 

2) выборы президента на  основе всеобщих выборов, тем  самым он получает свой мандат непосредственно от народа;

3) президент обладает  значительными полномочиями, он  самостоятельно формирует правительство,  которое несет ответственность  перед президентом, а не перед  парламентом. 

       К президентским республикам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др. К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.

Основной же недостаток президентской  республики - чрезмерная концентрация власти в руках одного лица - президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

         Главная особенность парламентарной республики состоит в том, что правительство формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. К другим особенностям этой разновидности республики относятся:

1) верховная власть принадлежит  парламенту;

2) президент избирается  не всенародно, а парламентом  или специальной коллегией, образуемой  парламентом; 

3) правительство формируется  только парламентским путем, при  этом главой правительства является  не президент, а лидер правящей  партии или партийной коалиции;

4) объявление парламентом  вотума недоверия правительству  означает, что правительство не  пользуется поддержкой парламентского  большинства и должно уйти  в отставку.

Парламентарная республика характеризуется сильной законодательной  властью и подчиненностью ей исполнительной власти. Как правило, в парламентарной республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения. В настоящее время парламентарными  республиками являются Финляндия, Германия, Италия, Турция, Венгрия, Индия и  др.

           Парламентарная республика считается  более демократической, так как  правительство формируется коллегиальным  органом - парламентом, а не  одним лицом, как в президентской  республике. Поэтому здесь отсутствуют  объективные предпосылки для  сосредоточения власти в одних  руках.

 Основной недостаток  парламентарной республики состоит  в том, что при многопартийной  системе возможны частые правительственные  кризисы. Примером может служить  Италия, где вплоть до 1990-х гг., правительство менялось почти ежегодно.

       Во многих  государствах используется форма  правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентарной республик.

Например, наряду с сильным  президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом.

        Другой вариант смешанной республики – повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.

         Смешанные республики устанавливаются главным образом в странах, недавно свергших тоталитарные режимы (Польша, Португалия, Болгария, Россия и др.). Вместе с тем некоторые республики превращаются в "монархические". Это те, в которых президент занимает свой пост пожизненно, например КНДР. В условиях военных режимов возникают президентско-милитаристские республики. Чаще всего это временная форма, но в Алжире и Нигерии она просуществовала более десяти лет. Здесь устанавливается военное правление: верховная власть опирается на армию.

      В настоящее  время идет переосмысление понимания  формы правления, поскольку появляются  модели организации высших органов  государственной власти, которые  нельзя отнести ни к одной  из описанных выше моделей.  В современном мире появляются  выборные монархи (Объединенные  Арабские Эмираты, Малайзия) и  вместе с тем пожизненные президенты.

            В юридической литературе термином "государственное устройство" обозначается политико-территориальная организация государства, в том числе характер взаимоотношений между центральными и местными властями. Иногда пишут, что государственное устройство – это организация территории государства, соотношение государства как целого с его составными элементами (частями). Существует две разновидности государственного устройства: простая (унитарное государство) и сложная (федеративное государство).

          Унитарное государство представляет собой единое, слитное государство, не имеющее в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие черты:

1) единый центр государственной  власти, т.е. единая, общая для  всей страны система высших  и центральных органов власти (парламент, правительство, Верховный  суд);

2) одна система законодательства;

3) единое гражданство; 

4) единая судебная система; 

5) одноканальная система  налогов, т.е. все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;

6) административно-территориальные  единицы не обладают политической  самостоятельностью, но наделяются  достаточно широкой компетенцией  в экономической, социальной, культурной  сферах.

          Как правило, административно-территориальные  единицы имеют одинаковый правовой  статус (одноименные), занимают равное  положение по отношению к государству  в целом (так называемые симметричные унитарные государства). Если же на территории унитарного государства имеются регионы, обладающие национальными, культурными, историческими особенностями, то создается политическая или административная автономия (асимметричные унитарные государства). Права у таких автономий несколько шире, чем у обычных административно-территориальных единиц, но границы этой самостоятельности устанавливаются высшими органами власти страны.

         В последнее время в унитарных  государствах появилась новая  форма - регионализм, когда автономные образования обладают правом принимать свое законодательство. Например, в Испании и Италии существует областная автономия, т.е. области, которым была предоставлена автономия, наделены правом издавать законодательные акты по вопросам градостроительства, сельского и жилищного хозяйства, всего по 18 позициям (по Конституции Италии). Считается, что регионалистское государство - своеобразная промежуточная форма между унитарным и федеративным государствами.

          Унитарные государства могут  быть централизованными и децентрализованными. В первых, как правило, отсутствует местное самоуправление, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью. Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра и может способствовать более быстрому росту страны, ее развитию. В то же время она удобна для бюрократических структур и ее предпочитают авторитарные режимы.

Информация о работе Государство как субъект права