Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:53, курс лекций
Раскрывая этот вопрос необходимо обратить внимание на отсутствие общепринятого, общепризнанного представления о государстве.
деятельности государственной власти составляет выражение воли и интересов стоящих у власти.
Исходя из вышеизложенного, государство можно трактовать как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой порядок на определенной территории.
2. Формы государства. Категория формы государства раскрывает особенности его внутренней организации, порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государственных органов и населения, а также методы, приемы, используемые для организующей и управленческой деятельности. Более коротко форму государства можно определить как способ организации и осуществления государственной власти (проф. В.И. Гойман). Наиболее полное представление о форме конкретного государства дают три ее составляющие: форма правления, государственное устройство и государственно-правовой (политический) режим.
Форма правления раскрывает три главные характеристики государства: организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании; взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением; компетенцию этих органов.
Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть. Различают две основные формы правления: монархическую и республиканскую.
Монархия в переводе с
Наиболее типичные черты неограниченной (абсолютной) монархической формы правления состоят в следующем:
1) наличие единоличного правителя;
2) династическое наследование власти;
3) пожизненность правления (законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти);
4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;
5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной (несет ответственность только перед Богом и Историей).
Первоначальной формой
Другая
разновидность ограниченной
1) власть монарха ограничена
во всех сферах
2) исполнительная власть
реализуется правительством, которое
ответственно перед
3) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент;
4) главой правительства становится лидер партии, обладающей большинством депутатских мест в парламенте;
5) законы принимаются
парламентом, их подписывает
Но не во всех государствах,
где установлена форма
Для республиканской формы правления характерны следующие черты: 1) верховная власть осуществляется выборными органами;
2) источником власти является
народ, который реализует эту
власть посредством проводимых
через определенные промежутки
времени выборов высших и
3) срочность полномочий
высших представительных
4) использование институтов
демократии в разнообразных
5) юридическая и политическая
ответственность главы
Различают две основные
Президентская республика имеет особенности:
1) соединение в руках
президента полномочий главы
государства и главы
2) выборы президента на основе всеобщих выборов, тем самым он получает свой мандат непосредственно от народа;
3) президент обладает
значительными полномочиями, он
самостоятельно формирует
К президентским республикам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др. К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.
Основной же недостаток президентской республики - чрезмерная концентрация власти в руках одного лица - президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.
Главная особенность парламента
1) верховная власть принадлежит парламенту;
2) президент избирается
не всенародно, а парламентом
или специальной коллегией,
3) правительство формируется
только парламентским путем,
4) объявление парламентом
вотума недоверия
Парламентарная республика
характеризуется сильной
Парламентарная республика
Основной недостаток
парламентарной республики
Во многих
государствах используется
Например, наряду с сильным
президентом, который одновременно
является главой правительства, в формировании
правительства участвует и
Другой вариант смешанной республики – повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.
Смешанные республики устанавливаются главным образом в странах, недавно свергших тоталитарные режимы (Польша, Португалия, Болгария, Россия и др.). Вместе с тем некоторые республики превращаются в "монархические". Это те, в которых президент занимает свой пост пожизненно, например КНДР. В условиях военных режимов возникают президентско-милитаристские республики. Чаще всего это временная форма, но в Алжире и Нигерии она просуществовала более десяти лет. Здесь устанавливается военное правление: верховная власть опирается на армию.
В настоящее
время идет переосмысление
В юридической литературе
Унитарное государство представляет собой единое, слитное государство, не имеющее в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие черты:
1) единый центр государственной
власти, т.е. единая, общая для
всей страны система высших
и центральных органов власти
(парламент, правительство,
2) одна система законодательства;
3) единое гражданство;
4) единая судебная система;
5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;
6) административно-
Как правило, административно-
В последнее время в унитарных государствах появилась новая форма - регионализм, когда автономные образования обладают правом принимать свое законодательство. Например, в Испании и Италии существует областная автономия, т.е. области, которым была предоставлена автономия, наделены правом издавать законодательные акты по вопросам градостроительства, сельского и жилищного хозяйства, всего по 18 позициям (по Конституции Италии). Считается, что регионалистское государство - своеобразная промежуточная форма между унитарным и федеративным государствами.
Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными. В первых, как правило, отсутствует местное самоуправление, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью. Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра и может способствовать более быстрому росту страны, ее развитию. В то же время она удобна для бюрократических структур и ее предпочитают авторитарные режимы.