Государство и право в их соотношении

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Оглавление

Введе-ние…………………………………………………………………….4
1. Определение государства и пра-ва……………………………………...7
2. Понятие государства и его основные признаки ……………………..14
2.1. Роль государства в политической системе общест-ва…………...16
2.2. Гражданское общество и государство …………………………...18
2.3. Социальное государство…………………………………………..20
3. Государство и право в их соотношении и взаимодейст-вии…………23
3.1. Воздействие государства на пра-во……………………………….24
3.2. Воздействие права на государст-во……………………………….28
3.3. Понятие права и признаки правового государст-ва……………...31
Заключе-ние………………………………………………………………..34
Глоссарий………………………………………………………………….36
Библиографический спи-сок………………………………………………37

Файлы: 1 файл

Право и государство в их соотношении СГА.2010.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

           Представления о  государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

           Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

           Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху  перехода от феодализма к капитализму  порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации  государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.9

           Наиболее известные  идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности  свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

           В период буржуазных революций в разработке концепции  право-

     вой государственности значительный вклад  внесли прогрессивные мыслители  Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье  и другие.

           Хотелось бы отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.

           Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субьективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

 

      Заключение 

     Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет  надеяться, что прогностическое  определение судеб права и государства будет удовлетворять научному подходу и служить практике государственного правового строительства.

     Еще 20 –30 лет назад политическая система  России развивалась в русле марксистско---ленинской  теории отмирания права и государства. Ее основной вывод состоит в том, что государство и право существуют не извечно, они опять исчезнут с построением бесклассового коммунистического общества.

     Не  было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных теоретических положений (догм), забегание вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной теорией, которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России является теория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на базе реального социализма открылась возможность формирования неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность и в целом движения к более высокой ступени прогрессе свободы.

     Негативное  отношение к государству и  неправовым  законам, от него исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в это связи вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некие общечеловеческие потребности, но именно с ними и следует связывать судьбу права и государства. Хорошо сравнение изобретения права с изобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесование), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль государственно-правового механизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глоссарий 

п/п

Новое понятие Содержание
1 Власть Отношение господства и подчинения, при которых воля и действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных)
2 Государство Политико-территориальная  суверенная организация публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой веления обязательными для населения всей страны.
    3
Общество Сложная динамическая система связи людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями
    4
Обычное право Исторически первая, наиболее тесно связанная с самой  жизнью форма позитивного права
    5
Объективное право Здесь термин "право" близок к терминам "закон", "законодательство", и имеется в виду не свобода и возможности поведения, а нечто "объективное" в обществе - юридические нормы, выраженные в законах, иных источниках, либо в целом (Российское право), либо как часть (гражданское право)
    6
Политическая  система Устойчивая форма человеческих отношений, с помощью которой принимаются и проводятся в жизнь авторитарно-властные для всех членов общества или для их части решения
    7
Право судей Судебное решение, посвященное определенному лицу, конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных же жизненных случаев.
    8
Право законодателя Формирование позитивного права путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по мере развития демократии - представительных.
    9
Субъективное юридическое право Свобода и возможность субъекта, конкретного лица, на юридически обеспеченное  поведение
    10
Теория права и государства Общественная наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования права, правосознания и государства вообще, о типах права и государства, в частности об их классово-политической и общечеловеческой сущности, содержании, формах, функциях и конечных судьбах
 
 
 
 
 

     Библиографический список 

  1. Венегеров А. Б. Теория государства и права. Ч. 1. М., 2005 г.
  2. Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 2010г.
  3. Г.Н. Манов. Теория права и государства. М., 2005 г.
  4. Каутский К. Материалистическое понимание истории. Т. 2: Государство и развитие общества. М.; Л.,
  5. Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 2007 г.
  6. Конституция Российской Федерации – М. «Издательсво Новая Волна». 1997 – 63с.. 2007 – 63с.
  7. Лазарев В.В. Учебник для юридических вузов. М., 2007 г.
  8. Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк – М., 1992г.
  9. Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму – М.2002г.- 320с.
  10. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М. Юрист, 2006 – 472 с.
  11. Основы государства и права: Учебное пособие /Под общей ред. С.А. Камарова – М. Манускрипт, Русь-90, 1996-312с.
  12. С.А. Комаров. Общая теория государства и права М., 2008 г.
  13. Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред. Профессора М.Н. Марченко – М. Юридический колледж МГУ, 2005г.- 228с.
  14. Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. Профессора Г.Н.Манова – М. БЕК, 1996- 336с.
  15. Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и прав. М., 2006 г.
  16. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. Т. 2.
 

      Приложение 1

Теория  происхождения государства и права Представители Содержание Оценка
Договорная Г. Гроцкий, Г. Гоббс, Д. Лонк, Б. Спиноза, Ж-Ж Руссо, А.Н. Радищев и др. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указать, что нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Так же эта теория игнорирует необходимость экономических предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.
Патриархальная Основатель  – Аристотель(III век до н.э.), Фильмер, Михайловский и др. Государство возникает  из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства- монархом. Его власть – это продолжение власти отца, монарх же отец всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической), естественно возникает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти. Основные положения  патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Теологическая Многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский ХIII в.), идеологи ислама и современной католической церкви( неотимисты, Жак Маритен) Теория отстаивает идеи незыблемости вечности государства, необходимости подчинения государственной воле, как власти от Бога, но вместе с тем, и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. Высказывая такое суждение, даже и ведущее к низложению правителя, церковь не посягает на божественный принцип власти, необходимый для общежития. Подданные не только не должны исполнять приказания правителя, противоречащие божественным законам, но и вообще не обязаны повиноваться узурпаторам и тиранам. Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть: вопрос об ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Всемирного разума, т.е. это в конечном счете вопросы веры.
Насилия К.Каутский, Е.Дюринг, А. Гумппович Возникновение государства рассматривается, как  реализация закономерности подчинения слабого сильному. Многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого. (раннегерманские или венгерские государства) Чтобы возникло государство необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если уровень не достигнут, то никакие завоевания не могут привести к возникновению государства. Должны созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерских государств.
Психологическая Г.Гард, Л.И. Петражицкий Появление  государства  и права объясняется проявлением свойств человеческой психики, потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты общества, осознанием справедливости, определенных вариантов действия и отношения и пр. В основе его лежат особые эмоции, которые переживаются как внутренняя помеха свободе и которые побуждают человека к какому-либо действию. Нормы как авторитарные запреты и веления есть лишь отражение этих переживаний. Психологическая теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг как нравственную обязанность. Влияние человеческой психики не является решающим, а  сама психика формируется под  влиянием соответствующих экономически, социальных и иных условий. Именно эти условия должны учитываться в первую очередь.
Естественно-правовая Фундаментальную разработку теория естественного права  получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и других мыслителей. Суть данной теории состоит в том, что, кроме  позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основывается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). Понятие естественного права включает в себя представления о прирожденных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Еще римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей.     В  цивилизованном обществе нет  оснований для противопоставления  естественного и позитивного  права, так как последнее закрепляет  и охраняет естественные права человека, составляя единую общечеловеческую систему правового регулирования общественных отношений.
Нормативизм К. Бергбом - в  Германии, Г.Ф. Шершеневич - в России, Д. Остин - в Англии, Р.Штаммлер С точки зрения этой теории право творится государством - это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. ). Главный тезис юридического позитивизма - признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. При этом не отрицается и то, что в праве воплощаются идеи справедливости, и то, что право становится обязательным для самого государства. Однако только та справедливость, которая получает защиту государства, есть право. Исходя из своих  научных представлений, нормативистская теория отстаивала идею правовой государственности. Многие ее сторонники выступали против противопоставления государства в права, определяли государство как единство внутреннего смысла всех правовых положений, как осуществление и воплощение правовых норм в единый правопорядок.
Социологическая Эрлих, С.М. Муромцев и Г.Ф. Шершеневич. Социальная  норма - это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источник человеческого благополучия и стоит выше государства. В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки к формально-логическому изучению действующего права, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права.      Отвлекаясь  от формальных признаков права, социологическая теория наполняет его социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей силой в жизни общества. Идеи данной теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и его граждане должны подчиняться правовым предписаниям в интересах общего блага.

Информация о работе Государство и право в их соотношении