Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 11:42, курсовая работа
Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.
Введе-ние…………………………………………………………………….4
1. Определение государства и пра-ва……………………………………...7
2. Понятие государства и его основные признаки ……………………..14
2.1. Роль государства в политической системе общест-ва…………...16
2.2. Гражданское общество и государство …………………………...18
2.3. Социальное государство…………………………………………..20
3. Государство и право в их соотношении и взаимодейст-вии…………23
3.1. Воздействие государства на пра-во……………………………….24
3.2. Воздействие права на государст-во……………………………….28
3.3. Понятие права и признаки правового государст-ва……………...31
Заключе-ние………………………………………………………………..34
Глоссарий………………………………………………………………….36
Библиографический спи-сок………………………………………………37
По мере совершенствования цивилизации, роста и упрочения демократии государство превращается из простого, из "просто" организации политической власти, из примитивного, "варварского" принудительно-репрессивного образования в политическое общество, организованное, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в соответствии с принципом разделения властей.
Исторический процесс идет от несовершенного, неразвитого государства, выступающего обычно как диктаторская государственная власть, к развитому государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.
Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может быть отличен и ряд других:
Развитие государства в любую эпоху неотделимо от развития (иногда противоречиво) всего общества, его экономики, культуры, морали, духовной жизни.
В
передовых демократических
Вывод: государство - продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов - единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.
Развитие государства, его
Государство - это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой веления обязательными для населения всей страны.
Очень часто в нашей жизни мы встречаемся со словом "право", прекрасно представляя себе, когда речь идет о моральном или юридическом праве. Юридические права четко определенные, записанные в законе, устойчивые, защищаемые особенными государственными органами.
Под термином "право" понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе.6 Есть еще и другие значения этого слова:
Но и в юридическом смысл "право" имеет два значения:
В каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом смысле существует естественное право, которое охватывает такие права как: право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене.
Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того, закреплены они где либо в законе или нет, они непосредственно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и даже естественно-природных факторов.
В отличие от естественного права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, выраженное в законе, в других источниках. Как позитивное право оно:
Существует три способа формирования и существования позитивного права: обычное право, право судей, право законодателя.
Обычное право - исторически первая, наиболее тесно связанная с самой жизнью форма позитивного права.
Право судей - судебное решение, посвященное определенному лицу, конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т.е. прецедентное право.
Право законодателя (право закона) - формирование позитивного права путем прямой деятельности государственных органов, как правило, высших, по мере развития демократии - представительных.
Сущность
права заключается в
Основные функции права в соответствии с его предназначением таковы:
Таким образом, право, как и государство. призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную жизнь.
Наиболее общими признаками права являются:
2.Понятие
государства и его основные признаки
Государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт-государство, которое никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умерила столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ними, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.
Возникновение государства - это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. в экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранились, поддерживались, развивались. Экономические отношения – базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится и государство.
Государство есть особая организация политических сил, находящихся у власти.
Государство отличается от родоплеменной организации следующими признаками. Во-первых, публичной властью, не совпадающей со всем населением, обособленной от него. Особенность публичной власти в государстве состоит в том, что она принадлежит лишь экономически государствующему классу, является политической, классовой властью. Эта публичная власть опирается на особые отряды вооруженных людей – первоначально на дружины монарха, а в дальнейшем – армию, полицию, тюрьмы и другие принудительные учреждения; наконец, на чиновников, специально занятых управлением людьми, подчинением последних воле экономически господствующего класса.
На содержание публичной власти и ее аппарата (чиновников, армии, полиции, тюрем и т.д.) с населения собираются налоги, которые были известны родовому строю.
Во-вторых, разделением подданных не по кровнородственному, а по территориальному признаку. Вокруг укрепленных замков монархов (королей, князей и т.д.) под защитой их стен селилось торгово-ремесленное население, росли города. Здесь же селилась и богатая наследственная знать. Именно в городах, прежде всего люди связаны были не кровнородственными, а соседскими отношениями. С течением времени кровнородственные связи заменяются соседскими и в сельской местности.
Причины
и основные закономерности образования
государства были едиными для
всех городов нашей планеты. Однако
в разных регионах мира, у разных
народов процесс образования государства
имел свои особенности, подчас весьма
существенные. Они были связаны с географической
средой, конкретными историческими условиями,
в которых создавались те или иные государства.
Классической формой является возникновение
государства в силу действия только внутренних
факторов развития данного общества, расслоение
на антагонистические классы. Данную форму
можно рассмотреть на примере Афинского
государства. Впоследствии по этому пути
шло формирование государства и у других
народов, например у славян. Возникновение
государства у афинян является в высшей
степени типичным примером образования
государства вообще, потому что оно, с
одной стороны, происходит в чистом виде,
без всякого насильственного вмешательства,
внешнего или внутреннего, с другой
стороны, потому, что в данном случае весьма
высоко развитая форма государства –
демократическая республика – возникает
непосредственно из родового строя, и,
наконец, потому, что на достаточно хорошо
известны все существенные подробности
образования этого государства. В Риме
родовое общество превращается в замкнутую
аристократию, окруженную многочисленным,
стоящим вне этого общества, бесправным,
но несущим обязанности плебея; победа
плебея взрывает старый родовой строй
и на его развалинах воздвигает государство,
в котором скоро совершенно растворяются
и родовая аристократия и плебс. У германских
победителей Римской империи государство
возникает как непосредственный результат
завоевания обширных чужих территорий,
для господства, над которыми родовой
строй не дает ни каких средств. Следовательно,
нередко процесс формирования государства
«подталкивается», ускоряется внешними
для данного общества факторами, например
война с соседними племенами или уже существующими
государствами. В результате завоевания
германскими племенами обширных территорий
рабовладельческой Римской империи родоплеменная
организация победителей, находившаяся
на стадии военной демократии, быстро
переродилась в федеральное государство.