Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 18:27, курсовая работа
цель этой курсовой работы – попытка исследовать такое явление, как государство, рассмотреть многообразие понятий государства и его сущности, признаки, которые отличаются от организации первобытного общества. Ведь государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит в зависимости каких-либо особенностей: географических, климатических, исторических условий.
Введение………………………………………………………………………2
1. Государство и его признаки……………………………………………...4
2. Сущность государства…………………………………………………...11
3. Органы государства: их признаки и характеристика………………….18
Заключение…………………………………………………………………..28
Литература…………………………………………………………………...30
Государственный
суверенитет следует отличать от
народного и национального
Народный суверенитет – само содержание демократии, основа народовластия, право народу самому своей волей определять свою судьбу.
Национальный суверенитет – имеет аналогичное значение; это права наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни, право на свое национальное самоопределение;
6) Неразрывная связь государства и права. Без прав государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть, делает их легитимными - законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и её власти в рамках законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности формируется демократическое правовое государство. Как социальные явления государство и право возникают одновременно. Но различны точки зрения о том, как соотносятся они между собой. В нормативисткой концепции права государство – первично, право – вторично. Право – продукт не чей-либо жизнедеятельности, а именно государства, а законность есть точное, непреложное соблюдение исходящих от государства норма права, но не чьих-то субъективных прав и свобод. Следует заметить, что нормативный характер права, возведённый в абсолют, не может быть положен в основу истинного понимания права. В другом подходе: «право есть вид деятельности, состоящей в создании и применении общественных норм и нормативных (индивидуальных) юридических средств, при обеспеченности государственным принуждением, направленной на урегулирование производственно – обменной и иной взаимосвязанной деятельности людей для достижения необходимого результата»4. Это призвание социальному происхождению права, так как оно связывается с различной деятельностью людей. Права человека принадлежат ему от рождения, изначально присущи человеку, признаются и соблюдаются другими членами человеческого общества. Источник прав человека – он сам, его потребности и интересы, его образ существования и развития. Он же выступает их носителем. С этой точки зрения право обладает социальным, человеческим происхождением, а не государственным. Оно – продукт нормальной жизнедеятельности человека, а не государства. Социальное происхождение права означает его первичность по отношению к государству. Государство – инструмент, способ достижения и реализации права, созданного человеком;
7) Символы государства: гимн, флаг, герб, денежная единица. Они помогают отличить государство от другого государства.
Все
признаки являются обязательными для
государства, таким образом, государство
– территориальная организация публичной
власти, обладающая суверенитетом, неразрывно
связанная с правом и имеющая систему
налогов, аппарат управления и принуждения.
Современное государство является «единством
деятельности и действия»5. Будучи
таковым оно способно решать современные
задачи. В нем организована активность
человека Нового времени, рассматривающего
естественный окружающий мир и порядок
общежития как задачу, требующую в зависимости
от меняющихся политических потребностей
и целей нового оформления. Государство
заранее принципиально не связывает себя
определенными целями и задачами. Оно
требует виртуальной всеобщей компетенции
в фактических областях и полной свободы
действий.
Сущность государства.
В качестве одной из философских категорий сущность – совокупность важных, устойчивых свойств, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развитию.
Сущность государства – это его характеристика, раскрывающая природу и назначения государства в обществе. Чтобы узнать сущность, необходимо выяснить в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выражает. Основополагающим в государстве является власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
Государство – явление историческое. В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Но развитие общества стало больше требовать решения общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Одновременно возникали новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. Появлялась частная собственность. Следовательно, возникала потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, в защите частной и коллективной собственности. Эти обстоятельства и другие послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство».
С точки зрения отражения в управленческой деятельности определенных интересов в современной теории государства и права принято различать две стороны в сущности государства, поскольку управление обществом может осуществляться государством как в интересах общества, являясь организацией власти, которая выступает инструментом организации жизни общества, управляя с учетом общественных интересов – общесоциальная сторона; так и в интересах отдельных лиц либо социальных групп, стоящих у власти, где государство служит орудием насилия в руках меньшинства для подавления большинства населения (например, эксплуатируемых классов), является средством реализации интересов относительно немногочисленных социальных групп, которым принадлежит экономическая и политическая власть – классовая сторона.
Опираясь на принцип материального единства мира, марксистско-ленинская теория установила, что государство принадлежит к области общественных явлений. Тогда для научного понимания его природы необходимо исследование структуры общества, к которой принадлежит государство как составная часть политико-юридической надстройки. Классики марксизма-ленинизма доказывали, что возникновение, существование и развитие любого государства связано с классовым обществом, а процесс его отмирания – со становлением бесклассовой, социально однородной структуры общества. Сущность государства определяют классовая структура общества, господство тех или иных классов в данной системе общественных отношений и создание ими государства как орудия своего господства. В эксплуататорском обществе сущность обуславливается антагонистическими противоречиями между экономически господствующим и эксплуатируемым классами. В обществе, переходном от капитализма к социализму, сущность определяется антагонизмами между свергнутыми и победившими классами, а также содружество всех трудящихся масс, а в социалистическом обществе сущность состоит в союзе рабочих, крестьян и интеллигенции.
Сущность рассматривается с классовых позиций – как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. В западных теориях государство показано как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, социальных противоречий, представляющий интересы всего общества.
Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта становится объективно невыгодной и для дальнейшего развития общества необходимо выделение определенного элитарного слоя, занимающегося управлением: либо в политической сфере (в «восточном» обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе), что привело к социальному расслоению общества, власть, принадлежащая всем его членам, приобрела политический характер и предпочтительна стала интересам прежде всего привилегированных социальных групп, классов. Зарождение социальных неравенства и несправедливости объективно носит прогрессивный характер в условиях крайне низкой производительности труда, часть людей могла освободиться от повседневного, тяжелого физического труда, что приводило к существенному улучшению социального управления и возникновению науки и искусства, росту экономического и военного могущества такого общества. Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в древних Афинах или Риме она принадлежит классу рабовладельцев - собственники земли и рабов. Рабы не участвуют в осуществлении власти, лишены каких бы то ни было прав, являются « говорящими орудиями». В феодальном обществе, власть у феодалов, а крестьяне не допускаются к власти и не имеют юридических прав, находясь в собственности (полной или частичной) феодалов. В этих обществах социальное неравенство и классовая принадлежность власти. В буржуазном государстве формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется в декларациях и конституциях. Фактически в раннебуржуазном обществе законы устанавливают имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения, тем самым обеспечивается принадлежность власти экономически господствующему классу- буржуазии. В восточных государствах власть была у бюрократического чиновничьего аппарата, при этом она выражала интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, стоящих у власти. Становясь классами, отличаются от других слоев общества, присваивают значительную часть общественного продукта, становятся фактически собственниками средств - производства, закабаляя и самих производителей, которые попадают в положение «коллективного рабства», хотя формально они свободны и являются собственниками земли. Подобное всевластие государственного аппарата может иметь и в обществе с господствующей частной собственностью на основные средства производства, приобретая «чрезвычайную относительную самостоятельность», становясь во многом от общества независимым. Это может достигаться за счет балансирования между антагонистическими классами, натравливая их друг на друга, как это имело место во Франции при бонапартистском режиме в 50-60 х. гг. IX в. Но тот же результат нередко получается посредством осуществления жестких мер подавления любого инакомыслия, любого противодействия правящей верхушки, такое положение было в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитарных или авторитарных режимов стран Латинской Америки.
Значит, классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить в нем имеющиеся социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых была власть (восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае; забастовочное и революционное движение рабочих…). Установление классового характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства и существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти:
Общество всегда едино, ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян-феодалов, без рабочих- капиталистов. Поэтому стоящий у власти класс всегда вынужден заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения. Для продолжения существования человеческого общества необходимо обеспечить постоянное производство и воспроизводство общественной жизни, что достигается наличием социального управления. Назначение государства как особой организации власти заключается в управлении процессами реализации стоящих перед обществом задач. Государственное управление - целенаправленное воздействие государства на систему общественных отношений с целью их упорядочения и планомерного развития. Для сущности государства используют ценность его, которая состоит в его реальной способности направлять общественное развитие.
Есть проблема, связанная с социальным назначением государства,- определение пределов управляющего воздействия государства на общественные отношения. Абсолютно все стороны функционирования человеческого общества должны находиться под контролем государства, или же публичная власть должна ограничивать свое вмешательство в общественные отношения? В науке, практической государственной деятельности известны решения этой проблемы: 1) концепции тоталитарного государства, которое абсолютно все старается держать при себе и под своим контролем. По марксистско-ленинской науки государство является главным орудием построения коммунистического общества и его управление должно распространяться на все общество (это сочеталось с идеями о необходимости развития самоуправления народа - в коммунистическом обществе не было места для государства); 2) есть теории с противоположной направленностью, к примеру, концепция государства - «ночного сторожа». Основана на либерализме, допуская только охранительные функции государства; такое государство не вмешивается ни в экономику (здесь единственный регулятор- рынок), ни в частную жизнь граждан, признает личную свободу (это характерно для индивидуалистического общества). А вот для общества, объявляющее главными общие, коллективные идеи, предполагает простор для государственной деятельности.
В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение этих сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. Классовая сторона государства превалирует в рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав, возможности реализовать свои интересы принадлежит господствующему классу. Низкая производительность труда неизбежно приводила к превышению рабов над свободными. При этом раб, занятый на сельскохозяйственных работах, имея в раках орудие труда – мотыгу, мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Методы воздействия: идеологические, религиозные, разжигание национальной и социальной розни (положение рабов было не одинаковым. В Афинах раб выполнял обязанности полицейских), экономические методы – материальная заинтересованность раба в результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью…). В определенной степени они были юридически защищены. Это указывает на общесоциальную роль рабовладельческого государства. Значение общесоциальной стороны государства возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Большую роль играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль, государственное регулирование условий труда, развитие разнообразных социальных программ привели к смягчению противоречий, являясь мерой подавления классовых противников, их становится меньше, повышается политическая стабильность общества. Тем самым увеличение социальной составляющей государства снижается доля классового содержания.
Сочетая в себе эти две стороны, государство выступает одновременно как организация политической власти общества и как единственный, официальный представитель. Оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач. И поэтому его можно рассматривать таким, какого оно есть в действительности. Но следует иметь в виду, что соотношение между этими сторонами различно, оно не стоит на месте, а динамично отражает реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии. Государство, которое представляет собой орудие социального компромисса, соответствует уровню развития демократии, характеризующемуся идеологическим плюрализмом, гласностью, многопартийностью, свободными выборами, охраной прав и свобод личности, наличием высокоавторитетного и независимого суда… При этом демократия, обеспечение социального компромисса необходимым образом предполагают обязательные для всего общества законность и правопорядок. Демократическое, цивилизованное государство, в котором процесс формирования и деятельности всех государственных органов строго основывается на праве, существует разделение властей, есть верховенство закона и отношение к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности, является правовым. На сегодня это наиболее высокая ступень организации политической власти общества за всю многовековую историю развития государства.