Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 18:27, курсовая работа
цель этой курсовой работы – попытка исследовать такое явление, как государство, рассмотреть многообразие понятий государства и его сущности, признаки, которые отличаются от организации первобытного общества. Ведь государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. Выбор формы правления, политического режима происходит в зависимости каких-либо особенностей: географических, климатических, исторических условий.
Введение………………………………………………………………………2
1. Государство и его признаки……………………………………………...4
2. Сущность государства…………………………………………………...11
3. Органы государства: их признаки и характеристика………………….18
Заключение…………………………………………………………………..28
Литература…………………………………………………………………...30
Гражданское общество можно определить как многообразие общественных отношений – экономических, социальных, культурных, идеологических, религиозных, моральных – не опосредованных политической деятельностью государства. Это понятие помогает раскрыть сущность государственно-правовых явлений, осознать пределы государственной деятельности. Государство не должно быть слабым и пассивным, как и не должно быть всевластным и возвышающимся над обществом. Необходимо сильное государство, осознающее пределы своего вмешательства в жизнь общества и регулирующее не все общественные отношения, а лишь наиболее важные с точки зрения интересов существования и развития общества.
Органы государства: их признаки и характеристика.
Механизм государства - совокупность государственных органов, осуществляющих в ходе своей деятельности государственную власть.
Государственный аппарат – совокупность только государственных органов, которые за счет своей деятельности обеспечивают государственную власть.
Задачи
и функции государства
Так как механизм состоит из соответствующих органов, то необходимо начать с понятия и признаков органа.
Орган государства – часть государственного механизма, основная ступень, имеющая свои признаки.
Признаки государственного органа:
Характеристика полномочий: а) деятельность, порядок формирования органа, его компетенция и структура закреплены нормами права; б) имеет право на издание юридических актов, которые содержат (исходя из его компетенции) обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) предписания, установленные этими актами, обеспечиваются мерами убеждения, поощрения, воспитания, но охраняются от каких-либо нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) может опираться на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, потому что может распоряжаться частью государственного фонда в пределах своей компетенции.
Из этих полномочий наблюдаются единство и взаимосвязь государства и права, механизма и отдельного государственного органа. При наличии, у организации всех взаимосвязанных элементов, которые образовывают понятие государственно-властного полномочия, определяется орган. Наличие этих полномочий и обладание ими – важный признак органа, с которым связаны другие признаки;
За счет признаков раскрывается сущность органа, его полномочия и предназначение. Для более глубокого познания органа, необходимо рассмотреть его классификацию:
1.2 производные – органы, которые формируются другими органами: (Правительство РФ формируется Президентом РФ при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Верховный суд РФ – Советом Федерации по представлению Президента РФ; органы Прокуратуры РФ – при участии законодательных органов субъектов РФ Генеральным прокурором РФ, назначенным Советом Федерации от Президента РФ);
2.1 федеральные – органы, которые осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации (Президент РФ, федеральное министерство, Государственная Дума, суды, прокуратура, вооруженные силы);
2.2 органы субъектов Российской Федерации – органы, которые ограничивают свою деятельность территорией соответствующего субъекта федерации (глава субъекта РФ, законодательный орган субъекта РФ…).
Органы местного самоуправления согласно ст.12 Конституции РФ не входят в систему государственных органов.
Значит, государственный орган – самостоятельное подразделение государственного аппарата (и основная часть механизма государства), создаваемое в установленном законом порядке, обладающее структурой и наделенное определенной компетенцией.
Организационно орган складывается из публичной - властной должности, обычно иерархически связанных, и технического аппарата, обеспечивающего публично-властную деятельность органа. Государственная власть едина, осуществляется государственным аппаратом и, входящих в него государственных органов (законодательные, исполнительные и судебные). С историческим развитием государственности и права формируется принцип взаимоотношений и кооперации этих органов – разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную ветви) – принцип строения государственного аппарата (институциональный элемент государства), структурно-функциональная характеристика механизма государства. В основе этого строения лежит разделение труда по государственному управлению (значит, власть предназначена для законотворчества исполнения законов и отправления правосудия), порождая органы с разной компетенцией: органы, которые устанавливают общеобязательные нормы; органы, которые управляют в соответствии с этими нормами; органы, которые в соответствии с этими нормами разрешают споры о праве. Каждая ветвь действует самостоятельно (в пределах своей компетенции), они взаимосвязаны (образуют единую систему органов), взаимозависимы (дополняют, сдерживают, контролируют друг друга).
Цель разделения властей: а) упорядочить работу государственного механизма (специализировать направления деятельности органов); б) не допускать произвол в одних руках (органах).
Разделение властей – базовый принцип организации и деятельности органов с признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью. Этот принцип занесен в ст.2 Конституции РФ, значит органы: а) существуют ради человека, обеспечения его потребностей и интересов; б) обязаны уважать, соблюдать, защищать права и свободы человека; в) не имеют право издавать акты, нарушающие права и свободы человека.
Соотношение государственных органов и разделение властей:
- Правительство РФ – высший орган, его полномочия: а) обеспечивает единую денежную, финансовую, кредитную политику в стране; б) разрабатывает и исполняет государственный бюджет, несет отчет за его исполнение; в) управляет федеральной собственностью; г) охраняет и защищает права и свободы граждан; е) обеспечивает оборону и безопасность; ж) проводит единую государственную политику в области науки, образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- Министерства (обороны, внутренних дел, безопасности…) олицетворяют принудительную силу государства и являются предметом постоянного внимания политических сил и общественности.
Председатель Правительства РФ утверждается Государственной Думой РФ от Президента РФ, а федеральные министры самим Президентом РФ.
Положения о федеральных органах этой власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а остальные - Правительством РФ. После президентских выборов действует система федеральных органов исполнительной власти (министерства РФ, федеральные надзоры России…)
Значит,
исполнительная власть составляет определенную
систему государственных
- Федеральное
Собрание (Парламент РФ) - высший орган,
состоит из
Функции этих палат: а) принятие федеральных законов; б) формирование других органов (назначение должностных лиц).
Государственная Дума назначает: Председателя Правительства РФ, Председателя Центрального Банка РФ, Уполномоченного по правам человека, Председателя Счетной Палаты РФ.
Совет Федерации назначает: Генерального Прокурора РФ, судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного Судов РФ.
Парламент имеет право вынести вотум недоверия (когда он не согласен или против политического или экономического курса правительства)6 Правительству РФ; отрешить Президента РФ от должности в порядке импичмента.