Государственный аппарат: особенности, структура, принципы организации и функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 09:09, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будем пользоваться термином «государственный аппарат», под которым понимается система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, различные формы и методы государственного воздействия. Для исследования данной темы автором ставятся задачи рассмотрения принципов построения и деятельности государственного аппарата; понятие государственного органа и его признаков; структуры государственного аппарата, а также его элементов, обращается внимание на вооруженные силы в аппарате государства. Особое место в данной работе отводится аппарату государственной власти Российской федерации.

Файлы: 1 файл

Теория Государства и Права.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

      Общие принципы, в свою очередь,  принято разделять на две группы. К первой из них относятся  принципы, выраженные в Конституции  Российской Федерации1, ко второй - принципы, сформулированные в Законе Российской Федерации «Об основах государственной службы Российской Федерации»2, федеральных конституционных «О судебной системе Российской Федерации»3, «О Конституционном Суде Российской Федерации»4, федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации»5 и другие.

     Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется в  демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе непосредственно (например, выборы президента и представительных; органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако особое место в перечне средств осуществления власти народа  Российской  Федерации занимает аппарат государства в лице входящих в него органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства  зиждется на том, что оно - социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение  благосостояния человека и общества.

  Конституция  Российской Федерации1 в ст. 2 впервые в ряду основ конституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Это конституционное требование обращено ко всем без исключения органам государства, к каждому государственному служащему2.

   Принцип разделения властей, согласно  которому государственная власть  осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (статья 10 Конституции Российской Федерации) их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой- либо одной ветви власти, не допустить захвата кем - либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

    Принцип федерализма в формировании  и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой.

  Согласно  статье 11 Конституции России35, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграничении предмет введения и полномочий.

 Принцип  законности в формировании и  действии механизма Российского  государства состоит в том, что, согласно статье 15  Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России36.

   Применительно к организации  и деятельности аппарата Российского  государства данный принцип содержит такие требования, как: верховенство закона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина; осуществление всех государственно властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов; особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пересечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость за совершенные преступления и иные правонарушения.

 Рассмотренные  общие принципы организации и  деятельности аппарата государства,  выраженные в Конституции Российской  Федерации, получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных конституционных законах и в федеральных законах.    Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы  Российской Федерации»37.

 Наряду  с подтверждением конституционного  принципа разделения законодательной,  исполнительной и судебной власти, в этом нормативно - правовом акте  сформулированы следующие принципы:

  1. Верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно - правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
  2. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
  3. Равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
  4. Обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  5. Профессионализм и компетентность государственных служащих;
  6. Гласность в осуществлении государственной службы;
  7. Ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
  8. Внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства;
  9. Стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.

К числу  этих принципов следовало бы отнести  также: сочетание коллегиальности  и единоначалия; экономичность государственной  службы.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного аппарата как системы государственных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают аппарату государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность. 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсовой работе исследовалась тема «Государственный аппарат: особенности, структура, принципы организации и функционирования», актуальность темы заключается в следующем что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели - создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права.

   Аппарат  государства,  как   система  органов  и  учреждений,  посредством

которых обеспечивается выполнение внешних  и внутренних функций  государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция  его  в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том  числе формой  правления  государства,  социально-экономическими  и   политическими условиями,  национальными  особенностями,  традициями  управления,  степенью интеграции государства в мировое сообщество   и  так далее.  Устройство  механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный  разветвленный  горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать  согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества. Этот вопрос особенно актуален для  России  в  настоящее  время,  когда  идет интенсивное  государственное  строительство,  многое  возникает  вновь   или кардинально обновляется. Здесь для нас  может  быть  очень  полезен  мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей  и  теоретиков.

Многие  декларированные в конституции  СССР  положения  наполняются  реальным содержанием: разделение властей,  местное  самоуправление,  права  человека, гражданское общество, правовое государство, социальное государство и так далее.

Так,  разделение  властей   между   государственными   органами   происходит вследствие разнообразия стоящих перед  государством  социально-политических, экономических и прочих  задач,  решаемых  в  рамках  единой  государственной власти. При этом за каждым  органом  закрепляются  определенный  круг  задач государственной  власти,  соответствующих  его  компетенции.   Одностороннее ослабление     законодательной,      исполнительно - распорядительной      или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к  невыполнению всего комплекса задач государства.

Правовое  государство, выступающее важнейшей  составной  частью  гражданского общества, основы которого декларируются  Конституцией РФ 1993 года,  является целью  и  перспективой  развития  Российской   государственности.   Правовое государство предполагает взаимную ответственность государственной  власти  и граждан, главенство закона всегда и во всем, полная защищенность граждан  от любого произвола государственных органов, приоритет прав и свобод  личности, равенство перед законом и абсолютное подчинение закону всех  без  исключения членов общества. Из этого  вытекает  множество  задач  по  совершенствованию механизма государства, особенно возрастает роль институтов  конституционного контроля  за  законностью.  Укрепление  законности  остается   актуальнейшей задачей, как в плане законотворчества, так и в плане   юридических  гарантий законности. Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках. В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, то есть управленческие, исполнительные органы.

Для органов  государства характерны следующие  признаки, которые позволяют отличать их от других органов:

1) правовая  основа деятельности - организация, структура, функции, задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством;

2) наличие  властных полномочий, в том числе  применения в необходимых случаях  принуждения;

3) действуют  от имени государства;

4) издание  обязательных для исполнения  актов (нормативно - правовых и

правоприменительных) в пределах установленной для  них компетенции. 

Система органов государства, так же как  и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций  государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа.

На систему  государственных органов значительное влияние оказывают форма правления  и государственное устройство.

Как правило, государственный орган создается  под определенные функции и при  наличии правовых оснований для  образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально- техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций - экономических, технических, информационных, идеологических, организационных и так далее.

Все государственные  органы образуют иерархически построенную  систему,  то есть они находятся  в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа «разрешено только то, что прямо закреплено в законе». Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.

Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-

распорядительной  или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

Таким образом, механизм современного государства  представляет собой ту

материальную  силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять законные интересы своих  граждан и их объединений, выступать  гарантом стабильной, разумной политики на

Информация о работе Государственный аппарат: особенности, структура, принципы организации и функционирования