Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 09:09, курсовая работа
В данной курсовой работе будем пользоваться термином «государственный аппарат», под которым понимается система государственных органов, учреждений и организаций, осуществляющих регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, различные формы и методы государственного воздействия. Для исследования данной темы автором ставятся задачи рассмотрения принципов построения и деятельности государственного аппарата; понятие государственного органа и его признаков; структуры государственного аппарата, а также его элементов, обращается внимание на вооруженные силы в аппарате государства. Особое место в данной работе отводится аппарату государственной власти Российской федерации.
В четвертых государственный
аппарат – для обеспечения
возложенных на него задач
управления делами общества, воздействия
на сложные процессы и сферы,
выполнения связанных с этим
государственных функций
Особенности этих придатков в том, что они выделяется в государственный аппарат, не в качестве самостоятельных частей (элементов) как государственные органы, а именно как «вещественные придатки» к ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, а так же предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. «Вещественные придатки»7 государственного аппарата не входят органы местного самоуправления, партии, профсоюзы и иные общественные объединения.
На аппарат государства влияет состояние экономики, соотношение политических сил, цели, задачи, функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм, и вносятся необходимые изменения.
Государственный аппарат создает необходимые учреждения, с помощью которых проводятся в общественную жизнь, в поведение людей государственные решения.
Вследствие
изменений, происходящих в общественной
жизни, возникают новые и отмирают
устаревшие структуры государственного
аппарата. Однако во все исторические
эпохи государственный аппарат выступает
основным организующим началом политической
системы общества.
1.2.Модель построения государственного аппарата
Современная юридическая наука
выделяет три основные модели
построения государственного
Целостную систему
Государственный аппарат — это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. В структуру механизма государства кроме государственного аппарата входят государственные учреждения и государственные предприятия.
Государственные
учреждения — это такие
Среди
организаций и учреждений, относящихся
к числу государственных, есть и
неспецифическая часть организаций и
учреждений, которые выполняют хозяйственные,
научные, социально-культурные задачи,
но которые не имеют властных полномочий.
Особенно велик неспецифический блок
учреждений и организаций в обществах,
где государство выполняет непосредственно
хозяйственную и социально - культурную
деятельность.
1.3.Формы деятельности государственного аппарата
Государственный аппарат
Организационная форма деятельности государственного аппарата носит неправовой характер и направлена на внедрение в деятельность органов государства научных и эффективных методов организации труда, выработку и реализацию рекомендаций по совершенствованию такой деятельности, распространение и обмен опытом работы.
Правовая форма деятельности
государственного аппарата
Правотворческая деятельность - это
особая форма деятельности
Правоисполнительная деятельность заключается в реализации требований правовых норм, в ходе которой государственные органы организуют и контролируют соблюдение юридических норм.
Правоохранительная деятельность является особой разновидностью государственной правовой деятельности, которая осуществляется специально уполномоченными государственными органами с целью обеспечения законности и правопорядка в обществе, охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия к правонарушителям.
Государственному
аппарату повсеместно присуща тенденция
к отчуждению от простых людей, народа
и общества, к бюрократизму и корпоративизму,
к злоупотреблению своим
Отмеченные недостатки присущи
и формирующемуся в России
постсоветскому
Основными формами и
Обобщение
анализируемого позволяет прийти
к выводу что «аппарат
2.СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
Тесная
взаимосвязь функций
«Структурно - функциональный подход»1 - одно из направлений общего системного анализа основу которого составляет исследование категорий структуры и функций в их органической взаимосвязи. В соответствии с эти структура аппарата государства должна рассматриваться в неразрывной связи с его деятельностью по выполнению государственных функций.
«Структурно - функциональный» анализ
аппарата современного
Опираясь
на конституционно выделяемые на основе
разделения властей структурные
подразделения государственного аппарата
и учитывая выполняемые составляющими
их органами функциями, то есть исходя
из структурно - функционального анализа,
можно классифицировать следующие
виды (группы, подсистемы) органов,
образующих аппарат современного Российского
государства.
2.1.Президент Российской Федерации
С принципом разделения
Согласно Конституции, Президент России является гарантом федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Основным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент России в
2.2.Органы представительной и законодательной власти
Представительным и
В Совет Федерации входит по
два представителя от каждого
субъекта Российской Федерации:
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых в соответствии с федеральным законом. Депутаты работают на постоянной профессиональной основе. Главная функция Государственной Думы - принятие законов. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом.
Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся: рассмотрение и утверждение законов, принятых Госдумой; изменение границ между субъектами Федерации; утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения; принятие решения о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории; назначение выборов Президента Российской Федерации; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора и другие вопросы.
В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии и другие вопросы.
В процессе обсуждения проекта новой Конституции Российской Федерации1 его противники утверждали, что в нем будто бы узаконивается диктатура Президента, принижаются роль и место парламента. При этом в качестве довода ссылались на предоставляемое Президенту право роспуска Государственной Думы. Данное право закреплено в конституциях многих демократических государств, а так же право роспуска Государственной Думы предоставляется Президенту России лишь в двух строго определенных случаях, причем подробно оговариваются условия, при которых Государственная Дума не может быть распущена. В тоже время Федеральное Собрание наделяется правом в указанных в Конституции случаях и с соблюдением установленного порядка отрешить Президента от должности. Конституция Российской Федерации предусматривает меры недопущения ни диктатуры президента, ни диктатуры парламента.