Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:00, курсовая работа
Основная цель работы состоит в комплексном рассмотрении понятия «государственная власть”, анализе содержания, структуры, формы и механизма действия данного понятия, в выявлении основных проблем ее осуществления в Российской Федерации.
В соответствии с целью работы мы поставили четыре задачи:
1. Рассмотреть основные формы и способы осуществления государственной власти.
2. Раскрыть основные направления и принципы деятельности органов государственной власти, их функции и задачи,
3. Изучить конституционно-правовые основы законодательства, которые регламентируют осуществление государственной власти в РФ.
4. Исследовать проблемы государственной власти в РФ и пути их возможного решения.
Введение…………………………………………………………………………2
1. Понятие государственной власти, ее суверенные свойства……………...7
1.1.Значение государственной власти в социальных отношениях…………..7
1.2.Проблемы разграничения государственного суверенитета………………8
2. Формы и способы осуществления государственной власти…………..10
2.1.Формы осуществления государственной власти………………………..10
2.2.Способы осуществления государственной власти……………………...11
3. Понятие аппарата государств………………………………………………17
3.1.Организационная структура аппарата государственной власти…………………………………………………………………………..17
3.2. Аппарат государственной власти……………………………………...18
4. Система государственных органов, принципы их организации и деятельности……………………………………………………………………21
4.1. Структура органов государственной власти РФ………………………...21
4.2. Проблемы осуществления полномочий по реализации государственной власти в Российской Федерации………………………….28
Заключение…………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………38
По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности (например Правительство РФ и правительства субъектов Федерации), и органы cпeциальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности (министерства, государственные комитеты и иные ведомства Федерации и ее субъектов).
Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру последней могут быть подразделены на органы отраслевые, руководящие определенными отраслями управления (как правило, министерства), и органы, осуществляющие межотраслевое управление (главным образом государственные комитеты).
Так же в систему исполнительных органов власти Российской Федерации входит Правительство РФ.
Министерство как федеральный орган исполнительной власти проводит государственную политику и осуществляет управление в соответствующей сфере деятельности, а также координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Государственный комитет РФ, Федеральная комиссия России являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет РФ, Федеральную комиссию России возглавляют соответственно Председатель Госкомитета РФ, Председатель Федеральной комиссии России.
Федеральные органы исполнительной власти для осуществления полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Они могут также передавать органам исполнительной власти субъектов РФ осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. В свою очередь органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление своих полномочий. В пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти РФ.[15]
Судебная власть - это возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы.[16]
Различают суды общей, административной и конституционной юрисдикции. Суды общей юрисдикции рассматривают суды о праве, возникающие между формально равными субъектами. Это гражданско-правовые споры, возникающие между частными лицами, и уголовные дела.
Суды административной юрисдикции рассматривают споры о праве, возникающие между частными лицами и правительственно
В России нет специальных административных судов. В случаях нарушении прав физических лиц административную юрисдикцию осуществляют суды общей юрисдикции, юридические лица обращаются в арбитражные суды.
Суды конституционной юрисдикции рассматривают споры о праве между гражданином и законодателем по поводу конституционности закона, нарушающего, по мнению гражданина, его конституционные права и свободы.3
В состав органов судебной власти Российской Федерации входят: РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ.
Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему РФ.
В соответствии с Конституцией РФ судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства, является Конституционный Суд Российской Федерации. Его деятельность призвана способствовать обеспечению демократического характера Российского государства.
Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является, согласно Конституции РФ, Верховный Суд РФ.
В Конституции РФ устанавливается, что высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебной практики, является Высший Арбитражный Суд РФ.
Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах РФ.
Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, являются органы прокуратуры.
Прокуратура Российской Федерации, согласно Конституции, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление им надзора за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также функцию расследования преступлений, является формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Прокуратура участвует в правотворческой деятельности государства.[17]
4.2. Проблемы осуществления полномочий по реализации государственной власти в Российской Федерации
Российская Конституция провозглашает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Но Конституция позволяет Президенту РФ главе исполнительной власти издавать указы не на основании и во исполнение законов, а всего лишь не противоречащие Конституции и законам. Это означает конкурирующую нормотворческую компетенцию номинального законодателя (Федерального Собрания) и Президента. Между тем такое нарушение разделения властей несовместимо с конституционным идеалом правового государства.
К началу двадцатого века в качестве общепринятых утвердились «один источник и три составные части” парламентаризма. «Источник» - воля народа: парламент должен быть образован из депутатов, выбранных народом путем свободного и тайного голосования. Ну а «составные части», три важнейшие и только ему принадлежащие функции парламента демократической страны это принятие законов, утверждение бюджета и контроль над правительством.
Посмотрим теперь на нашу Государственную Думу с точки зрения перечисленных критериев. Увы, картина не будет радостной.
Единственное, с чем у нас формально все в порядке, так это с волей народа: депутаты избираются населением с внешним соблюдением всех демократических процедур.
Принятие законов - ключевая задача парламента как представительного органа, формулирующего “правила игры”, по которым живет общество, в интересах населения, избравшего депутатов, но процесс принятия законов в Думе страдает рядом системных недостатков, таких как хаотичность и непоследовательность, перегруженность законодательной «корзины» Думы, отсутствие контрольных функций российского парламента.
Несмотря на явно усиливающуюся остроту проблемы нарастания противоречий в формирующемся правовом пространстве России, в настоящее время фактически отсутствуют структуры и формы координации федерального и регионального законотворчества.1
Проблема состоит в том, что у нас одни считают, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти, а другие, наоборот, что именно местное самоуправление и есть самая настоящая власть, потому как она ближе всех к народу.
Как показывает практика, нет необходимого единства во взглядах центра и целого ряда субъектов Федерации на оптимальную модель разделения государственной власти на основе федерализма, что часто является непосредственной причиной нарушения конституционной законности. Причем в роли нарушителя выступают не только субъекты Федерации, как зачастую принято считать, но и не в меньшей степени сам федеральный центр.
Россия в глазах многих людей, в том числе и представителей зарубежной общественности, являет собой пример коррумпированного государства. Именно поэтому периодически звучат призывы принять закон о борьбе с коррупцией. Воровство, коррупция в Россию пришли не вчера. Но и борьба с теми, кто был нечист на руку, шла нешуточная. Каленым железом выжигал казнокрадство и мздоимство Петр 1. Вот типичный указ царя о коменданте города Глухова Волкове: «за оное воровство велите его, яко злодея, на площади, или на болоте, казнить смертию и труп его в землю не хоронить (но чтоб лежал поверх земли виден всем) до самой весны, пока большей теплоты не будет».[18]
В юридической литературе приводятся десятки определений, что такое коррупция, но единого уголовно-правового определения в форме специальной статьи в Уголовном кодексе у нас нет.
Президент фонда “Антимафия” Е. Мысловский видит причину низкой эффективности борьбы с коррупцией «не в отсутствии определений или законов, а в их умышленном не использовании со стороны наших правоохранительных органов”.[19]
Заместитель председателя Счетной Палаты РФ Ю. Болдырев подводит следующие итоги работы Счетной Палаты за последний год: «только за первые три года удалось вернуть государству свыше шести триллионов рублей - это более миллиарда долларов..».[20]
Но миллиард долларов выглядит скромно по сравнению с суммами ущербов, нанесенных выявленными незаконными и не рациональными действиями высших должностных лиц и органов госвласти, - более 55 миллиардов долларов.
Современные условия характеризуются для судебной системы двумя основными моментами. Во-первых, взят определенный курс на укрепление судебной власти, в том числе и финансовое, и реальное обеспечение его независимости.
Суть настоящей судебно-правовой реформы в том, чтобы привести судебно-правовую систему в соответствие с Конституцией РФ. Сейчас существуют проблемы с реализацией института суда присяжных, о которых был принят Федеральный закон, но такие суды появились только в 9 регионах, в остальных восьмидесяти граждане, пo сути, лишены конституционного права обращаться к подобным учреждениям, поскольку их нет.
В настоящее время в ходе разработки судебной реформы появились три спорных вопроса: о пределах судейской неприкосновенности, об адвокатской деятельности и о передаче некоторых полномочий прокуратуры в ведение судов.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
Основой демократии является парламент. Именно поэтому он играет большую роль в жизни России. Граждане направляют своих представителей, чтобы они отстаивали их интересы.
Без представительного органа - парламента - невозможно подлинное верховенство права, подлинное участие граждан в управлении страной. Историческая роль и предназначение парламента в том, чтобы не допустить социальных потрясений, обеспечить динамичное развитие и стабильность общества.
Главным злом современной российской жизни является коррупция, разгул преступности, продолжающееся разграбление страны и при этом отсутствие надлежащей ответственности тех, кто попирает закон.
Совершенно очевидно, что пока не будет развернута настоящая борьба с этим злом, рассчитывать на серьезные перемены к лучшему невозможно. Но столь же очевидно и другое: победить это зло чрезвычайно трудно. Беда в том, что оно получило слишком большое распространение в стране и пустило слишком глубокие корни. Справиться с ним можно будет только в том случае, если против него встанут все здоровые силы общества, и если борьбу с ним активно возглавят Президент страны и ее парламент.
Осуществление правовой реформы, укрепление самостоятельности и независимости судебной власти в РФ должны привести к значительному расширению сферы судебного контроля за соблюдением законности, прав и свобод граждан.
Необходимость реформирования системы власти сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Она обязана затронуть и Федеральное Собрание в целом и исполнительную и судебную власть. Все это должно помочь полнее воплотить в жизнь конституционный принцип разделения властей.
Заключение
В данной курсовой работе, в соответствии с целями и поставленными задачами, освещались как теоретические вопросы осуществления государственной власти, так и реальное развитие политических процессов, деятельность органов государственного управления, рассмотрены основные цели, задачи и принципы реализации государственной власти.
Феномен государственной власти рассматривался с разной высоты теоретического изучения, а именно:
- как особый политический институт, организация, осуществляющая публичную политическую власть, или аппарат этой власти;
- как аппарат государственной власти, совокупность властных органов и должностных лиц и их отношения, связи между ними;
Информация о работе Государственная власть и способы её осуществления