Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:00, курсовая работа
Основная цель работы состоит в комплексном рассмотрении понятия «государственная власть”, анализе содержания, структуры, формы и механизма действия данного понятия, в выявлении основных проблем ее осуществления в Российской Федерации.
В соответствии с целью работы мы поставили четыре задачи:
1. Рассмотреть основные формы и способы осуществления государственной власти.
2. Раскрыть основные направления и принципы деятельности органов государственной власти, их функции и задачи,
3. Изучить конституционно-правовые основы законодательства, которые регламентируют осуществление государственной власти в РФ.
4. Исследовать проблемы государственной власти в РФ и пути их возможного решения.
Введение…………………………………………………………………………2
1. Понятие государственной власти, ее суверенные свойства……………...7
1.1.Значение государственной власти в социальных отношениях…………..7
1.2.Проблемы разграничения государственного суверенитета………………8
2. Формы и способы осуществления государственной власти…………..10
2.1.Формы осуществления государственной власти………………………..10
2.2.Способы осуществления государственной власти……………………...11
3. Понятие аппарата государств………………………………………………17
3.1.Организационная структура аппарата государственной власти…………………………………………………………………………..17
3.2. Аппарат государственной власти……………………………………...18
4. Система государственных органов, принципы их организации и деятельности……………………………………………………………………21
4.1. Структура органов государственной власти РФ………………………...21
4.2. Проблемы осуществления полномочий по реализации государственной власти в Российской Федерации………………………….28
Заключение…………………………………………………………………….32
Список используемой литературы……………………………………………38
Чтобы ответственность перед своими избирателями не оставалась исключительно делом совести самого депутата, необходимо, чтобы предвыборная программа кандидата стала юридически узаконенным документом, согласно которому кандидату можно предъявлять претензии на судебном уровне, потом привлекать его к административной и даже уголовной ответственности.
3. Понятие аппарата государства
3.1. Организационная структура аппарата государственной власти
Концепция системного единства государственной власти и разделения властей предполагает, что государственная власть едина в том смысле, что она осуществляется государственным аппаратом в целом и что не существует нескольких конкурирующих «государственных властей». Но, во-первых, единую государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы, во-вторых, по мере исторического развития государственности и права формируется определенный принцип взаимоотношений и кооперации этих органов, который называется разделением властей.
Единую государственную власть осуществляет государственный аппарат, который представляет собой систему государственных органов. В рамках этой системы различаются три подсистемы (относительно самостоятельные и взаимодействующие), образующие законодательную, исполнительную и судебные ветви аппарата государственной власти как целого. В основе такого разделения труда лежит функциональная дифференцированность государственной власти. Обычно эту функциональную дифференцированность объясняют как разделение труда по государственному управлению. Имеется в виду, что государственная власть функционально предназначена для законотворчества исполнения законов (принуждения к соблюдению законов) и правосудия. Рациональная организация и разделение труда по государственному управлению порождают государственные органы, обладающие разной компетенцией: есть органы, которые устанавливают общеобязательные нормы, органы, которые управляют в соответствии с этими нормами, и органы, которые в соответствии с этими нормами решают споры о праве.[9]
Концепция единой государственной власти, отрицающей разделение властей характерна для диктаторских режимов Нового времени, особенно для тоталитарных диктатур ХХ в. по этой идеологии власть принадлежит одному коллективному субъекту нации, народу, политически господствующему классу, «трудящимся» и т.п., и этот субъект ее ни с кем не делит (социальное единство власти). От имени этого народа власть осуществляется иерархической системой органов, в рамках которой может быть только разделение труда, но не разграничение компетенции(организационное единство власти). Имеется в виду, что в единой иерархической системе есть высший властный орган, получающий свои полномочия как бы непосредственно от народа, а все остальные органы получают свои полномочия от этого высшего органа, подотчетны ему и подконтрольны.
Разновидностью такой идеологии являлась концепция системы Советов, официально принятая в СССР. С точки зрения этой концепции «органами управления государственной власти” являются только Советы депутатов, вся полнота власти принадлежит системе Советов, включающей в себя верховный и местный Советы. Все остальные органы, создаваемые властью”, не считаются органами государственной власти и делятся на органы государственного управления, суды и прокуратуру.[10]
Рассмотренная конструкция отрицает ценность разделения властей исходя из ложной посылки, что существует некая “власть народа”, которая сама по себе представляет абсолютное политическое благо.
3.2. Аппарат государственной власти
Аппарат государственной власти обычно определяют как систему органов, посредством которых осуществляется государственная власть, реализуются функции государства, достигаются стоящие перед ним задачи. В рамках этой системы различаются три подсистемы, относительно самостоятельные и взаимодействующие, образующие законодательную исполнительную и судебные ветви аппарата государственной власти как целого. Избиратели могут выразить неодобрение своим представителям только на следующих выборах. Это означает относительную независимость представительных государственных органов от избирателей, их существенную самостоятельность в принятии государственных решении.
Принципами организации и деятельности аппарата государства могут выступать:
- принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;
- принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную), который создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
- принцип законности, который обозначает обязательность соблюдения всеми государственными Конституции, законов и подзаконных актов;
- принцип гласности, который обеспечивает информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;
- принцип федерализма, который выражает единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
- принцип профессионализма, который создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;
- принцип сочетания коллегиальности и единоналичия, который обеспечивает разумное соотношение децентрализации и бюрократических начал государственного аппарата;
- принцип сочетания выборности и назначаемости, который выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;
- принцип иерархичности, заключающийся в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих).[11]
Всесторонний учет этих функций, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.
Основным элементом аппарата государства является государственный орган, наделенный определенной компетенцией. Компетенция государственного органа означает установленные правом полномочия(правомочия) в определенной сфере государственной деятельности, по определенным предметам ведения.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
При отсутствии разделения властей верховный представительный орган становится псевдодемократическим прикрытием для диктатуры политического лидера, победившего в борьбе за власть внутри этого органа.
Напротив, теория разделения властей признает высшей политической ценностью не “власть народа”, а свободу. Свобода обеспечивается такой структурой аппарата государственной власти, в которой нет верховного органа, и никакой государственный орган не может сосредоточить в своих руках власть, достаточную для установления диктатуры.
4. Система государственных органов, принципы их организации и деятельности
4.1. Структура органов государственной власти РФ
Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.[12]
В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке.
Согласно Конституции РФ в систему государственных органов Российской Федерации входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов РФ состоит из органов нескольких видов, каждый из которых представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов РФ, которая в свою очередь может быть по различным признакам разделена наряд входящих в нее звеньев.
При Президенте РФ функционируют органы, обеспечивающие проведение им внутренней и внешней государственной политики. Аппаратом для осуществления функций главы государства является Администрация Президента РФ. Она действует на правах государственного органа управления. В состав администрации входят самостоятельные подразделения, должностные лица, образованы советы по направлениям деятельности. Основными обязанностями Администрации Президента РФ являются непосредственное обслуживание, курирование федерального уровня, работа с регионами, международная политика. Администрация контролирует исполнение указов, проводит политику Президента РФ.
Советы в Администрации Президента РФ являются постоянно действующими консультативными органами. Президент возглавляет Совет Безопасности, который осуществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства, защиты их от внутренних и внешних угроз.
Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти. Их взаимодействие с органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления, общественными объединениями; совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия
субъектов РФ разрабатывает программы социально-экономического развития территорий; организует контроль за исполнением федеральных законов, указав и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ. В случаях противоречия актов органов исполнительной власти субъекта РФ Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России полномочный представитёль вносит Президенту РФ предложение о приостановлении их действия.
В условиях разделения властей законодательную власть осуществляет демократически избираемый парламент - один из высших государственных органов. В федеративном государстве законодательную власть на основе разграничения компетенции осуществляют законодательные органы федерации и субъектов федерации.
В России, являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа РФ и придают ей общеобязательный характер.
Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации - парламент РФ, состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы, которые формируют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей РФ. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета парламент образует Счетную палату.[13]
Совет Федерации выражает интересы регионов, выступает инструментом стабильности, служит посредником между Президентом РФ и Государственной Думой при принятии законов, нейтрализует при этом потенциальные конфликты, применяя согласительные процедуры.
Государственная Дума образует комитеты, фракции, депутатские группы, сочетает законотворческую и законодательную деятельность. Механизм взаимодействия структур Госдумы при прохождении законопроектов отвечает классическим парламентским требованиям.
Система органов исполнительной власти обладает заключенной в правовые рамки институциональной принудительной силой, обеспечивающей исполнение законов и судебных решений. Государственное принуждение непосредственно осуществляет полиция, внутренние войска, уголовно-исполнительные учреждения. Оборону страны и обеспечение внешней безопасности государства осуществляют находящиеся в ведении исполнительной власти вооруженные силы, учреждения тайной полиции, внешней разведки и контрразведки.
Органы исполнительной власти Российской Федерации осуществляют также особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение.
Органы исполнительной власти РФ делятся на федеральные и субъектов Федерации. Федеральные - это Правительство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ - президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.[14]
Информация о работе Государственная власть и способы её осуществления