Государственная власть, ее признаки, структура, методы осуществления. Легитимность и легальность государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы заключается в освоении государственной власти. Достижение полного понимания деятельности, сущности значения государственной власти как неотъемлемой части общества. Рассмотрение видов власти, их анализ, и сравнение, в частности с государственной властью РФ. Выявление недостатков, и положительных качеств нашей власти. Формирование возможных способов ее усовершенствования и изменения в лучшую сторону.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ, ЕЁ ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА,МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ..……..…………….7
1.1 Понятие государственной власти……………………………………7
1.2 Признаки государственной власти…………………………………18
1.3 Структура государственной власти………………………………...18
1.4 Методы осуществления государственной власти…………………25
2. ЛЕГИТИМНОСТЬ И ЛЕГАЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ..…………………………………………………..………….32
2.1 Легитимность государственной власти…………………………...32
2.2 Легальность государственной власти…………………………..…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….…………….…38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа1 после проверки.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

Несомненной заслугой данной трактовки явля­ется то, что она позволяет получить лучшее пони­мание соотношения государственной власти и граж­данского общества. Здесь государство изображе­но в образе «ночного сторожа», полностью предос­тавляющего гражданское общество механизмам саморегулирования.

      концепция, отождествляющая государственную власть с государством или государственным аппаратом;

Эту концепцию во мно­гом предопределил Ф. Энгельс, который писал: «Общество создает себе орган для защиты своих общих интересов от внутренних и внешних нападе­ний. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более успевает в этом, чем более он осуществляет господство этого клас­са».[7]

В настоящее время данный подход использу­ется для формализации понятия государственной власти. Отождествления государственной власти с органами государства наиболее удобно для рас­смотрения государственной власти в качестве пра­вового института. Если исходить из данной концеп­ции, то система государственной власти выступа­ет как система государственных органов.

Однако данный подход не совсем корректен. Если говорить об отождествлении понятий государ­ственной власти и государства, то последнее поня­тие более широкое и включает государственную власть лишь в качестве своего институционально­го признака. Если соотнести государственный орган и государственную власть, то они взаимодействуют как форма и содержание. Пра­вильнее рассматривать орган государства как фор­му реализации государственной власти

      концепция, рассматривающая государственную власть как совокупность полномочий;

А.Ф. Малый утверждает, что анализ норм Кон­ституции РФ позволяет прийти к выводу о преобла­дающем понимании государственной власти как совокупности полномочий, реализуемых специаль­но учреждаемыми органами.[8] Система государ­ственной власти в рамках данного подхода также отождествляется с системой государственных ор­ганов. Действительно, исходя из определений го­сударственной власти как совокупности полномо­чий, достаточно просто объяснить разделение вла­сти по вертикали и по горизонтали, а также раскрыть понятие единства государственной власти.

В данной концепции несколь­ко спорных моментов. Во-первых, не раскрыта при­рода государственной власти, ее основа. Во-вто­рых, не совсем ясно назначение государственной власти при ее рассмотрении в качестве совокупно­сти полномочий. В-третьих, не определены катего­рии субъект и объект государственной власти.

Сопоставление существующих учений о природе государственной власти позво­ляет выделить несколько моментов, которые спо­собствуют формулированию понятия государствен­ной власти:

1. Все концепции сходятся в вопросе о том, что составляет сущностную основу государственной власти к власти вообще. Центральным элементом государственной власти является категория под­чинения. В разных концепциях она носит разные наименования: категория господства в силовой кон­цепции, подавление или «присвоение чужой воли» в волевой трактовке, элемент субординации в фун­кциональном подходе и т.д. Несмотря на разное звучание, смысл категории подчинения остается неизменным: одна сторона властного отношения подчиняет себе другую.

2. В вопросе, как реализуется сущность госу­дарственной власти, концепции значительно расхо­дятся. Одни концепции исходят из необходимости обеспечения насильственного подчинения, по сути, сводя сущность государственной власти к приме­нению государственного принуждения. Соответ­ственно силу власти определяя как силу аппарата государственного принуждения. Другие концепции стоят на позициях сбалансированного применения методов принуждения и убеждения, не абсолюти­зируя ни один из них. Третьи обосновывают пози­цию, что только добровольное подчинение государ­ственной власти со стороны индивидуумов и граж­данского общества создает возможность для эф­фективной реализации государственной власти.

3. От решения вопроса о том, как, какими мето­дами реализуется государственная власть, зависит соотношение сторон властеотношения, их содержа­ние. Традиционным подходом для большинства кон­цепций является выделение субъекта и объекта го­сударственной власти. Субъект - это активное под­чиняющее начало, а объект - это подчиняющаяся пассивная сторона.

Все названные подходы объединяет то, что они представляют со­бой попытку определить сущность государственной власти, ее систему и методы реализации. Ни одно определение государственной власти не работает как универсальное, базовое и ни одно из них не может быть отвергнуто, каждое из них отражает какую-то одну сторону, момент существования и действия власти. Получается, что современная правовая наука предпочитает плюрализм в определении государственной власти. Действительно, понимание госу­дарственной власти - это вечная и важная пробле­ма, так и не получившая до сегодняшнего дня бес­спорного разрешения именно обращение ко всем вариантам определения власти способствует более полному и всесто­ронней разработке и анализу государственной власти.

Раскрывая сущность государственной власти не возможно не сказать о  единстве и разделении властей. Обе концепции – единства и разделения имеют достаточно продолжительную историю. При этом единство власти в большинстве государств рассматривается с точки зрения единства источника и целей функционирования различных властных институтов.

Концепция единой государственной власти, отрицающей разделение властей характерна для диктаторских режимов Нового времени, особенно для тоталитарных диктатур ХХ века. В этих государствах закреплено институционное единство власти, то есть принадлежность всей полноты власти одной ветви (системе органов). При этом этот орган власть не с кем не делит.  Такой подход имел место в России в советский период. Сегодня он закреплен в отдельных социалистических государствах – КНР, КНДР, Куба.

Как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве концепция разделения властей впервые была сформулирована Д. Локком и развита в последствии Ш. Монтескье. Она  предполагает институционное распределение единой государственной власти между различными ветвями (органами). Традиционными ветвями считаются: законодательная, исполнительная, судебная. В свою очередь самостоятельные ветви государственной власти не являются изолированными – демократическое единство, в котором закреплена данная концепция, не мыслимо без развитой системы взаимодействия различных органов государственной власти, системы сдержек и противовесов.

Непреодолимой грани между единством и разделением властей нет и быть не может. Более того в некоторых государствах исповедуется и закреплен принцип – единства и разделения государственной власти. Многие считают, что такой подход закреплен в Конституции Российской Федерации.

Власть в Российской федерации едина, едина по источнику (многонациональный народ) и цели деятельности (обеспечение прав и свобод). В то же время для удобства функционирования единая государственная власть в России разделена между различными органами, которые являются самостоятельными в пределах своей компетенции, взаимодействуют между собой, поддерживают необходимый баланс власти. В стать 10 Конституции Российской Федерации установлено: «Государственная власть В Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Органы законодательной, исполнительной, судебной власти самостоятельны».[9]

В соответствии с Конституцией России носителем суверенитета и единственным источником власти в России является многонациональный народ, который участвует в осуществлении власти в двух основных формах – непосредственной (всеобщие выборы, референдумы) опосредованной (через органы государственной власти и органов местного самоуправления).

 

 

  

1.2    Признаки государственной власти.

 

Всеобъемлющий характер (универсальность).Означает, что государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории.

Государственная власть имеет возможность законно применять принуждение.

Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.

Структурированность государственной власти. Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти.

Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет у иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).

Государственная власть - всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего - это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет.

Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений.

 

1.3    Структура государственной власти

 

В современном мире разделение властей - характерная черта, признан­ный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разде­ления властей - итог многовекового развития государственности, поиска на­иболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем[10], теоретически была развита и обоснована Джоном Локком[11], в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье[12]  и в ее современной фор­ме - Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем- авторами «Федералиста».

Основные положения теории разделения властей следующие:

      разделение властей закрепляется конституцией;

      согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

      все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устране­на любой другой;

      никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

      судебная власть действует независимо от политического влияния, су­дьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит кон­ституции.

Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое уст­ройство государства, которое исключало бы, возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом - любым органом государ­ства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения вла­сти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой - постоянная общественная реальность.

Структуру государственной власти в данной курсовой работе подробнее рассмотрим на примере нашей страны. Так как не однократно говорилось, что наша структура имеет ряд проблем. Для более подробного рассмотрения является та система, которая имеет недостатки.

Разделение властей в России заключается в том, что законодательная дея­тельность осуществляется Федеральным Собранием (Статья 94) - федеральные законы при­нимаются Государственной Думой, а по вопросам, пере­численным в статье 106 Конституции РФ - Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (Статья 110); органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Согласован­ное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государствен­ной власти обеспечивается Президентом РФ (Статья 118)[12].

Однако практическое воплощение принципа разделения властей в России идет с большим трудом. Как отмечается в посланиях Президента РФ, специальной литературе, все готовы признать от­дельное существование каждой из трех властей, но никак не их равенство, самостоятельность и независимость. Это отчасти объясняется длительным пе­риодом тоталитарного правления. В истории России не было накоплено, ка­кого бы то ни было опыта разделения властей; здесь еще живучи традиции са­модержавия и единовластия. Ведь само по себе конституционное разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную) не приводит ав­томатически к порядку в государстве, а борьба за лидерство в этой триаде об­рекает общество на политический хаос. Безусловно, разбалансированность механизма сдержек и противовесов - лишь переходный этап в процессе ста­новления государственности.

Как и у всякой идеи, у теории разделения властей всегда были как сторон­ники, так и противники. Не случайно Монтескье пришлось в 1772 г. опубли­ковать блестящую работу под названием «Защита «О духе законов».

Информация о работе Государственная власть, ее признаки, структура, методы осуществления. Легитимность и легальность государственной власти