Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 02:40, курсовая работа
Вопросы о государстве, рассматриваемые в «Теории государства и права», его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществом государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль.
Постановка перед государством и обществом определенных задач порождает необходимость осуществления соответствующих функций, так как вне реализации функций государства его задачи останутся неосуществленными. Функции государства – это не его задачи, хотя и связаны с ними и даже напрямую зависят от них. Однако при всей своей значимости задачи не являются первоосновой для развития государства и его функций, так как они сами происходят из экономических и политических потребностей общества, определяются закономерностями его развития и зависят от национально – исторической и иной специфики каждого государства.
Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеют одинаково звучащие функции, хотя отличия в их содержании, а тем более в формах и, особенно в методах реализации могут быть довольно сильными. При этом следует понимать, что каждому этапу соответствуют «свои» функции, совершенно несхожие с функциями других этапов развития, и что с переходом государства на новый этап происходит полная или частичная замена его функций: появляются новые функции, большая часть существующих трансформируется и наполняется иным содержанием.
Функции государства историчны. Они меняются на разных этапах развития общества, а также в зависимости от изменений его социально-политического строя. В тоталитарных обществах, например, в число основных направлений деятельности государства включаются функция подавления сопротивления классовых, национальных и иных противников и культурно-воспитательная функция, обеспечивающая господство единой идеологии. В социалистических обществах с их плановой экономикой появляется хозяйственно-организаторская функция и функция охраны социалистической собственности.38
Сказанное подтверждает вывод: в функциях государства раскрывается его политическая природа, которая в свою очередь выражает характер породившего его общества.
Следует указать и на новые направления в решении вопросов о функциях государства. Высказываются идеи, что все функции, о которых говорилось выше, фактически не характерны именно для государства, поскольку в их решении заинтересовано все общество. Все это представляет собой цели (или задачи) общества в целом. Для государства же характерны те функции, которые вытекают из его основной сущности — осуществления политической власти. В таком случае государство имеет три основные функции: законодательную, исполнительную и судебную, которым соответствуют три основные ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная (иногда выделяется четвертая функция и соответствующая ей ветвь власти — надзорная).39
Каждая
из этих властей имеет основную,
соответствующую ее наименованию функцию,
но обладает, хотя и в меньшей степени,
другими функциями, Так, исполнительная
власть (президент, правительство) помимо
исполнительской деятельности осуществляет
нормотворчество, а также в некоторой
мере судебные полномочия (разрешение
споров государственных органов, входящих
в систему исполнительной власти, привлечение
к дисциплинарной ответственности за
нарушения норм права должностных лиц,
привлечение к материальной ответственности
рабочих и служащих, назначение и реализация
в определенной, установленной законом
части мер административной ответственности
и т.п.). Законодательные органы, в свою
очередь, имеют кроме законодательных
и иные функции: исполнительную (работа
ряда комитетов и комиссий) и судебную
(вопросы ответственности депутатов, например).
Судебная же власть наряду с основной
выполняет и другие функции (руководящие
разъяснения пленума Верховного суда
РФ, законодательная инициатива, деятельность
судебных исполнителей).
1.Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред.проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова – М.: ИНФРА-М, 2000.
2.Венгерова А.Б. Теория государства и права Учебник для юридических вузов – М.: Юриспруденция, 1999.
3.Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно – методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999.
4.Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. / Под ред. М.Н. Марченко – М.: Проспект, 1999.
5.Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 1998.
6.Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб.пособие для студ. Учреждений сред.проф.образования.-М.: Мастерство: Высшая школа, 2000.
7.Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права – М.: Теис, 1996.
8.Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993 № 6.
9.Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960.
10.Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969.
11.Теория государства и права / Отв.ред. Н.А. Катаев, В.В. Лазарев – Уфа, 1994.
12.Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации. Под ред.проф. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2000.
13.Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970.
14.Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе // Теория права: новые идеи. М., 1991. Вып. 1.
15.Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник – М.: Проспект, 1999.
16.Механизм диктатуры монополий / Отв.ред. И.Д. Левин, В.А. Туманов – М., 1974.
17.Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993.
18.Закон РСФСР от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (в ред. от 07.08.2000)
19.Федеральный закон от 30.09.1997 № 127-ФЗ «О повышении минимального размера пенсий, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в РФ в 1997 году» принят Генеральный директор РФ 19.09.1997.
20.Закон РФ от 10.07.1997 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 07.08.2000)
21.Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. от 01.07.1994)
22.«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1 (в ред. от 23.06.1999)
23.Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утв. ВС РСФСР 20.06.1984 (в ред. от 02.01.2000)
24.Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» (в ред. от 02.06.1993)
25.Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» (в ред. от 05.08.2000)
26.Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ принят Генеральный директор ФС РФ 24.05.1996 (в ред. от 09.07.1999)
27.Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» принят Генеральный директор ФС РФ от 24.04.96 (в ред. от 30.12.1999)