Функции государства и организационно-правовые формы их реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в данной курсовой работе являются функции государства в современный период времени, а также формы и методы их осуществления.
Предметом исследования выступают общественные отношения в части реализации государственных функций, деятельность государства в осуществлении государственных функций, формы и методы правового регулирования общественных отношений.
Цель курсовой работы – раскрытие понятия и признаков функций современного государства, классификация видов функций государства и освещение форм и методов их осуществления, в том числе в Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие и признаки функций государства……………………………5
Глава II. Функции государства…………………………………………………..8
2.1. Внутренние функции………………………………………………………..10
2.2. Внешние функции…………………………………………………………..19
Глава III. Формы реализации функций государства…………………………..25
3.1. Организационные формы реализации……………………………………..26
3.2. Правовые формы реализации………………………………………………27
Глава IV. Методы осуществления функций государства……………………..29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список источников………………….…………………………………………...33

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 71.87 Кб (Скачать)

2. Повседневное совершенствование  вооруженных сил, постоянное повышение  их боеспособности и боеготовности. Каждое государство постоянно  заботится о том, чтобы его  вооруженные силы были мощными, мобильными, располагали современными  средствами защиты, профессионально  использовали все виды военной  техники и оружия, имели высокую  боеспособность и боеготовность, действовали в режиме законности  и положений международного права.

3. Охрана государственных  границ. Эта деятельность осуществляется  пограничными войсками или другими  специальными подразделениями и  направлена на обеспечение пограничного  режима, определяемого законодательством конкретного государства.21

4. Организация гражданской  обороны. Государства проводят рад  оборонных мероприятий в мирное  время в целях противостояния  возможному нападению извне и  обеспечения устойчивого функционирования  экономики страны в военное  время. Эта деятельность предусматривает  эвакуацию жителей из населенных  пунктов, по которым наиболее  вероятны удары оружием массового  поражения. Она связана с созданием  специальных защитных сооружений, проведением спасательных и восстановительных  работ.

5. Военное обучение запаса  вооруженных сил (резервов). Во многих  странах организуется периодическая  военная переподготовка лиц, состоящих  на воинском учете. Это позволяет  в случае межгосударственных  военных конфликтов быстро развертывать  вооруженные силы и пополнять  их квалифицированным личным  составом. Государство организует  также вневойсковую подготовку, которая проводится в средних  и высших учебных заведениях.

Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка.

Данная функция включает в себя разнообразную деятельность государства, направленную на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

Также она предполагает политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений; участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов; сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т.д.).22

В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния на Россию возлагается особая ответственность за поддержание стабильности и порядка в современном мире. Сообразно этому одно из предназначений Вооруженных Сил Российской Федерации состоит в проведении операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами РФ. Правовому обеспечению этой стороны рассматриваемой внешней функции служит Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23.06.1995 № 93-ФЗ.

Не менее важной формой участия России в преодолении возникающих в мире межнациональных и иных вооруженных конфликтов является соответствующая дипломатическая деятельность.23

 

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем.

 Подразумевает участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники; участие в деятельности международных экономических организаций; совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности; предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т.д.

Важным фактором интеграции России в мировую экономику стало снятие ограничений на ее внешнеэкономические связи, что открыло благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные экономические организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. В настоящее время Россия входит в АТЭС, ОДКБ, ЕврАзЭС, ЦАЭС и ШОС.

Изменение внешнеэкономической политики потребовало соответствующего правового обеспечения. В этих целях были приняты такие Федеральные законы как «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. № 173-ФЗ, «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» от 23.02.1996г. № 19-ФЗ и др.

 

Некоторые авторы применительно к России выделяют отдельную функцию, появившуюся относительно недавно - функцию сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает за укрепление содружества прежде всего по линии формирования экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности, совместной охраны границ; гражданства и защиты переселенцев, заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации; создания единого информационного пространства.

Наглядным выражением данной функции являются различные решения межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, решения экономического совета СНГ, Совета глав государств СНГ, решения Совета министерств иностранных дел государств-членов СНГ, закрепленные в Статусе международных договоров Евразийского экономического сообщества.

В дополнение к вышесказанному можно сказать, что в настоящее время наибольшую важность приобретает выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и других глобальных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.24

В функциях наглядно проявляются национальные особенности страны, т.к. государство обязано обеспечивать геополитические интересы этноса, поддерживать развитие национальной культуры, языка и т.п. По функциям можно судить о том, кому служит данное государство, чьи интересы выражает. Качество их выполнения предопределяет ценность и социальную востребованность государства в целом.

 

Глава III. Формы реализации функций государства.

В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимается:

    • во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций;
    • во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Согласно первому критерию основными формами осуществления функций государства являются законодательная, управленческая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорная.

Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

Управленческая деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти функций государства в сферах развития, экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

Контрольно-надзорная деятельность — это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью.

Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей.

Более широкое распространение получила классификация по второму критерию, в соответствии с которой в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность организационная и правовая.

3.1. Организационные  формы реализации

Под организационными формами реализации функций государства понимается деятельность государства, не влекущая за собой юридических последствий. В то же время, формы организационной деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности. Выделяются следующие организационные формы:

Организационно-регламентирующая - это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма (например, подготовка проектов документов, организация выборов, референдумов и т.д.);

Организационно-хозяйственная – это текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению реализации государственных функций (например, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения);

Организационно-идеологическая – это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению реализации государственных функций (например, формирование общественного мнения, разъяснение издаваемых нормативных актов, работа средств массовой информации).25

Каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы реализовать функцию охраны правопорядка, необходимо издать соответствующие законодательные акты (правотворческая форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.).

3.2. Правовые формы  реализации.

Под правовыми формами реализации функций государства понимается однородная деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. К ним относят деятельность:

Правотворческую – государственную деятельность по разработке и принятию правовых норм.

Результатом правотворчества государственных органов могут быть федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов местного самоуправления.

Правоисполнительную – государственную деятельность, выражающуюся в создании условий, обеспечивающих реализацию правовых норм.

Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления, возглавляемых Правительством страны. В частности, в Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, возглавляемые Правительством РФ, реализацию государственных функций выполняют на основании административного регламента.26

Правоохранительную – деятельность государства по контролю и надзору за соблюдением и исполнением правовых норм, а также применению принудительных мер к их нарушителям.

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.д.). Немаловажную роль в осуществлении этой деятельности играет Кодекс об административных правонарушениях.

 

Глава IV. Методы осуществления функций государства.

Государство осуществляет свои функции с помощью разнообразных методов, т.е. разнообразных приемов и способов, при помощи которых государственные органы осуществляют свою непосредственную деятельность, направленную на реализацию функцию государства и решение поставленных задач.

Различают четыре метода: убеждение, принуждение, поощрение, рекомендование.

Убеждение – ориентирование субъектов права на определенную деятельность без применения силового воздействия, давления.

Принуждение – обязывание субъектов права совершать либо не совершать определенные действия посредством применения или угрозы применения государственно-принудительного воздействия.

Поощрение – побуждение субъектов права к социально полезной деятельности посредством применения вознаграждения.

Рекомендование – ориентирование субъектов права на наиболее желательный, предпочтительный вариант поведения с точки зрения государства и общества.27

Информация о работе Функции государства и организационно-правовые формы их реализации