Функции государства и организационно-правовые формы их реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в данной курсовой работе являются функции государства в современный период времени, а также формы и методы их осуществления.
Предметом исследования выступают общественные отношения в части реализации государственных функций, деятельность государства в осуществлении государственных функций, формы и методы правового регулирования общественных отношений.
Цель курсовой работы – раскрытие понятия и признаков функций современного государства, классификация видов функций государства и освещение форм и методов их осуществления, в том числе в Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие и признаки функций государства……………………………5
Глава II. Функции государства…………………………………………………..8
2.1. Внутренние функции………………………………………………………..10
2.2. Внешние функции…………………………………………………………..19
Глава III. Формы реализации функций государства…………………………..25
3.1. Организационные формы реализации……………………………………..26
3.2. Правовые формы реализации………………………………………………27
Глава IV. Методы осуществления функций государства……………………..29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список источников………………….…………………………………………...33

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 71.87 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Понятие и признаки функций государства……………………………5

Глава II. Функции государства…………………………………………………..8

2.1. Внутренние функции………………………………………………………..10

2.2. Внешние функции…………………………………………………………..19

Глава III. Формы реализации функций государства…………………………..25

3.1. Организационные формы  реализации……………………………………..26

3.2. Правовые формы реализации………………………………………………27

Глава IV. Методы осуществления функций государства……………………..29

Заключение……………………………………………………………………….32

Список источников………………….…………………………………………...33

 

Введение.

К числу основополагающих и дискуссионных вопросов в теории государства и права всегда относились вопросы о государстве и его функциях, поскольку сущность государства прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой темы в рамках исследования по теории государства и права. Особенно актуален этот вопрос для Российской Федерации в период становления правового государства, смены приоритетов в социально-экономическом и культурном развитии общества, постановке новых стратегических целей и задач.

Объектом исследования в данной курсовой работе являются функции государства в современный период времени, а также формы и методы их осуществления.

Предметом исследования выступают общественные отношения в части реализации государственных функций, деятельность государства в осуществлении государственных функций, формы и методы правового регулирования общественных отношений.

Цель курсовой работы – раскрытие понятия и признаков функций современного государства, классификация видов функций государства и освещение форм и методов их осуществления, в том числе в Российской Федерации.

Мною были поставлены следующие задачи:

  • раскрытие понятия функций государства с учетом различных мнений правоведов и определение признаков функций государства;
  • характеристика функций государства на основе критериев классификации;
  • краткое рассмотрение предложений современных правоведов о выделении новых функций государства;
  • рассмотрение форм и методов осуществления функций государства.

Структурно курсовая работа состоит из введения, четырёх глав (основной части) и заключения.

В первой главе освещаются различные мнения юристов-правоведов в определении понятия функций государства, и на их основе дается полное, на мой взгляд, определение понятия «функции государства». Здесь же представлены основные признаки функций государства, вытекающие из их понятия.

Вторая глава посвящена основным видам функций государства. Конкретные функции государства охарактеризованы на основе критерия по сферам деятельности (внутренние и внешние функции), в т.ч применительно к Российской Федерации с учетом действующего законодательства.

В третьей главе представлены и рассмотрены основные формы реализации функций государства.

В заключении сформулированы основные выводы по исследуемой теме и теоретические предложения по совершенствованию деятельности государства в рамках реализации своих функций.

 

Глава I. Понятие и признаки функций государства.

Термин «функция» (от лат. functio) обозначает круг деятельности, назначение, обязанность. Исходя из значения данного термина, можно говорить о том, что функции государства отражают обязанности его обязанности в различных сферах жизнедеятельности, определяют его назначение и роль, показывают, чем занимается государство, какую деятельность осуществляет, какие задачи решает. В работах значительной части правоведов функции государства рассматриваются как основные направления его деятельности, выражающие его сущность и социальное назначение. Подобные точки зрения высказывают Перевалов В.Д., Корельский В.М., Лазарев В.В..

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но рассмотреть его с разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития  приоритетов, уровень его организованности и эффективности.1

В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве — его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.

Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

Авторы учебника Кулапов В.Л. и Малько А.В. дают следующую характеристику понятия функций государства. Функции государства показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности. Не следует их отождествлять и с целями и с задачи, стоящими перед государством. Функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма.2

Таким образом, современная юридическая наука предлагает трактовку функций государства не только как направлений его внутренней и внешней деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. Функции государства охватывают всю деятельность государства и эти отличаются от функции отдельных государственных органов, которые решают вопросы только в рамках своей компетенции. Отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства.3

Функции государства обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому невыполнение государством своих функций, несомненно, вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Государство функционирует плодотворно в том случае, если его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Невыполнение государством своих функций, несомненно, вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.4

Функции государства имеют разное содержание и зависят от многих факторов: политических, экономических, социальных и т.п., например, кризисные явления в экономике страны требуют мобилизации дополнительных усилий государства и его органов для решения экономических задач, появляющаяся угроза внешней агрессии определяет характер и содержание функции обороны страны и т.д.

Обобщая все вышесказанное, можно дать следующее понятие функции государства: это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением.

Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства. 
Глава II. Функции государства.

В наши дни актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, - охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьбе с международной преступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответствующих функций – обеспечения мирового правопорядка, международной экологической и т.д.

Функции государства можно классифицировать по различным основаниям. Классификация функций государства позволяет не только глубже исследовать его деятельность, но и показать исторические особенности государства, спрогнозировать перспективы его развития.

1. По сфере осуществления:

  • внутренние - направлены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество (экономическая, социальная, налоговая, развития образования, культуры, науки, экологическая, охраны правопорядка,);
  • внешние – нацелены на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами (функция обороны страны, поддержания мира, сотрудничества с другими государствами).

2. По продолжительности  действия:

  • постоянные – осуществляются в течение длительного времени, на многих этапах существования государства (экономическая, налоговая, охраны правопорядка);
  • временные – осуществляются на определенных этапах существования государства (функции, осуществляемые в переходный период государства).

3. По социальной значимости:

  • главные (основные) – имеющие приоритетное, стратегическое значение на конкретном этапе развития общества (экономическая, социальная, экологическая);
  • производные – носят вспомогательный, дополняющий характер по отношению к главным функциям (налоговая функция как производная от экономической, функция развития образования, культуры, науки как производная от социальной).5

4. По причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на:

    • функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);
    • функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).6

Также существует классификация, которая основывается на принципе разделения властей. Согласно этой классификации, функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью органов, принадлежащих к определенной ветви власти - законодательной (представительной), исполнительной и судебной.

В Конституции РФ разделение властей закреплено в качестве одного из основополагающих принципов конституционного строя страны.7 Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование.

Наиболее важной и обоснованной на сегодняшний день является классификация функций государства по сфере осуществления.

2.1. Внутренние функции.

Внутренние функции государства направлены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество. Среди внутренних функций государства можно выделить экономическую, социальную, функцию налогообложения, развития образования, культуры, науки, экологическую, охраны правопорядка.

Экономическая функция.

Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энергетических, информационных и других систем), государство должно создать правовые основы рынка, т. е. как бы разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Однако государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.

Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы её роста, устанавливает пропорции между отдельными её отраслями. Возникли государственный сектор экономики, в большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.8

Применительно к Российской Федерации можно отметить, что за последнее десятилетие уже обозначились некоторые важные элементы рыночных отношений: экономическая свобода, право собственности, работающие рынки товаров и услуг. Вместе с тем возникла необходимость поиска оптимальных способов участия государства в экономических процессах, налаживания эффективного государственного регулирования, совместимого с рыночными механизмами. В этом главная особенность экономической функции современного Российского государства по сравнению с хозяйственно-организаторской функцией Советского государства по всеобъемлющему руководству экономикой.9 Экономическая функция государства находит свое отражение в статьях 8, 34 Конституции РФ.

Информация о работе Функции государства и организационно-правовые формы их реализации