Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мною будут рассмотрены такие вопросы, касающиеся формы государственного правления, как понятие и общие положения формы правления, его разновидности, исторический аспект развития, сходства и различия между собой, их традиционность и нетрадиционность понимания.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………..……………………………………………………С 3
Глава 1. Понятие и история развития формы правления…………………….С 6
Глава 2. Монархия………………………………………………………….…С 10
2.1. Конституционная монархия………………………………………...……С 14
2.2. Абсолютная (неограниченная) монархия……………………………….С 17
2.3. Сословно-представительная (ограниченная) монархия…………….….С 19
Глава 3. Республика……………………………………………………….…..С 21
3.1. Президентская республика……………………………………………....С 24
3.2. Парламентская……………………………………………………………С 26
Глава 4. Нетипичные формы правления…………………………………..…С 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………С 30
Список использованной литературы…………………………………..…….С 32

Файлы: 1 файл

Формы правления. Курсовая.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

    Так, в рабовладельческом обществе монархия зачастую выступает как неограниченная деспотия, но расцвет абсолютистской монархии как формы правления приходится в основном на средневековье. Разновидностью абсолютистской монархии является теократическая монархия, в которой глава государства одновременно представляет и светскую и религиозную. С развитием буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых государствах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь, таким образом, к интересам нового господствующего класса – буржуазии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Сословно-представительная (ограниченная) монархия 

    Ограниченная  монархия имеет разные формы. В поздний  период средневековья Европы наличие  монархии уже сопровождалось появлением парламентов – представительных учреждений «третьего сословия». Возникла своеобразная двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Он назначал правительство, которое несло ответственность перед ним, но деятельность этого правительства могла подвергаться обсуждению, критике в парламенте. Монарх имел сильное влияние на парламент: мог наложить вето на его законы, имел право назначать депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым вынужден считаться монарх9.

    Сословно-представительная монархия соответствовала в основном периоду расцвета феодального экономического и социально-политического строя. В Англии, например, сословно-представительная монархия существовала в период с ХIII по ХIV век, во Франции – с ХIV по ХV век, в Польше – с ХIV по ХV век. Характерной особенностью данной формы правления феодального государства было значительное усиление (во Франции, Польше, России и др.) центральной государственной власти, сосредоточение в руках монарха основных рычагов управления государственными делами, опора его не только на крупное дворянство, но и на широкие слои городского населения, а также на мелкое и средне дворянство.

    В условиях феодальной раздробленности  сам факт существования и последующего усиления центральной государственной  власти имел исторически прогрессивное  значение. Монархическая власть была представительницей «порядка в беспорядке», представительницей образующейся нации, противовесом раздробленности на мятежные вассальные государства. В сословно-представительной монархии наряду с монархом, имевшим относительно сильную власть, опиравшимся на мощную армию и широко разветвленный полицейский аппарат, существовали различные представительные органы. Они формировались из духовенства, зажиточных слоев городского населения, дворянства и обладали широкими полномочиями. В России такими органами были земские соборы, в Англии – парламент, в Польше – общегосударственный вольный сейм, во Франции – Генеральные штаты и т.д. Сословно-представительные органы в известной степени ограничивались с мнением и решениями составлявших их духовных лиц и дворян. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Республика
 

    Республика  или республиканская форма правления  также является весьма древней формой государственной организации общества.

    Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV – III тыс. до н. э.), как впоследствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру зачастую в определенной исторической обстановке верховенство оставалось за демократическим органом власти – собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета.

    Республиканская форма правления характеризуется  следующими юридическими признаками.

    Республиканское правление – это коллективное правление. Все высшие органы государственной  власти – разного рода собрания, советы и т.п. – имеют сложную  структуру, наделяются определенными, только им свойственными полномочиями, и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнении в соответствии с законом. Решения, принимаемые высшими органами власти, - законодательными, представительными, - в большинстве случаев тщательно готовятся, обсуждаются по соответствующей процедуре, проходят экспертизу, иногда проверяются в экспериментальном порядке. Решения принимаются, как правило, путем голосования. Оно считается принятым, если за него проголосовало квалифицированное или простое большинство.

    Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной  власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную10.

    Разумеется, слаженная работа всех ветвей власти не всегда удается. При разделении властей зачастую происходит борьба между органами, представляющими те или иные ветви власти  (например, президента и парламента), за большие полномочия, за верховенство в системе единой государственной власти.

    В республике органы власти избираются на определенный срок. Исключения делаются только для судебных органов в некоторых странах, где судьи, чтобы обеспечить их фактическую независимость, избираются или назначаются пожизненно. В большинстве стран устанавливается дополнительное ограничение, касающееся того, сколько раз можно быть избранным на ту или иную должность. Иными словами, в республике реализуется принцип сменяемости. Этот принцип предполагает, что у каждого человека, как бы качественно он ни выполнял государственные обязанности, есть предел физических, психологических и интеллектуальных возможностей. Государственная же деятельность требует предельной самоотдачи.

    Республика  как форма правления сопровождается, как правило, рациональным, т.е. рассудочно-утилитарным, восприятием населением государственной власти. При этом общественное сознание исходит в большинстве случаев из принципа формального равенства людей, их солидарности, объединенности  в государстве, необходимости компромиссов и  стабильности. Идея равенства позволяет выдвигать на те или иные должности чаще всего любого гражданина, кроме тех, кто на основании закона ограничен в своих правах. Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, ее соотношение с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе.

    Современная практика государственного республиканского строительства знает два основных вида республики: президентскую и парламентскую.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.1. Президентская республика 

    Президентская республика характеризуется такими признаками, как соединение в руках  президента полномочий главы государства  и главы правительства, отсутствие института парламентской ответственности правительства внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства, ответственность правительства перед президентом, сосредоточение в руках президента огромной политической, военной и социально-экономической власти; отсутствие у парламента права на объявление вотума недоверия правительству. Наиболее типичными примерами президентской республики могут служить США и Франция. Президентскую республику иногда именуют дуалистической республикой, подчеркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

    Словом, президентская республика создает  весьма благоприятные юридические  предпосылки для сосредоточения  в руках президента множества  властных полномочий. В некоторых исторических условиях это становится вполне оправданным. Теоретический анализ в связи с этим выделяет такие исторические ситуации, как, например, переход от феодальных отношений к буржуазным. Кроме того, такого рода форма правления возникает там, где были сильны монархические традиции, в ситуациях, не отличающихся стабильностью. Иногда президентское правление становится эффективным в период проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в многонациональных государствах и т.д. В свою очередь отсутствие права роспуска парламента лишает президента и правительство возможности «давить» на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.

    Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает реальными полномочиями. Президентская республика является весьма гибкой формой правления, поэтому она получила довольно широкое распространение. Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют президентские системы правления. По-видимому, потребность централизованного управления, быстрого реагирования на социальные, экономические, экологические вызовы конца ХХ века, другие факторы лежат в основе этой тенденции. Но нельзя не учитывать и недостатки президентских республик: концентрация непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем к параличу исполнительной власти, политическим тупикам. Одному человеку непросто своевременно и качественно принимать многочисленные политические решения, «горлышко политической бутылки» в подобных ситуациях оказывается очень узким. Вот почему объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» - структура, помогающая президенту по всем направлениям его деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.2. парламентская республика 

    Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальная отличительная особенность этого вида республики – наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, но на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной власти. Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность11.

    Формально отличительной особенностью парламентской  республики является наличие должности  премьер-министра. Глава государства в парламентской республике, как правило, избирается парламентским путем. Чаще всего специфическим признаком парламентской республики называют ответственность правительства перед парламентом. Речь идет  о политической ответственности правительства в целом перед парламентом. Министры считаются солидарно ответственными.

    Вопрос  о парламентской республике нельзя рассматривать изолированно от вопроса  о политическом режиме, так как  парламентская республика может  существовать лишь в условиях буржуазно-демократического режима и не может сохраниться при авторитарном режиме.

    Парламентская республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская, но она также весьма популярна (Финляндия, Индия, Турция и др.).

    Иногда  встречаются смешанные формы правления – парламентско-президентские, которые не укладываются четко в приведенную классификацию республик, а дают своеобразный синтез, сочетание президентской и парламентской властей (например, Франция). Кроме того, история знает еще один вид республик – Советскую республику. 
 

  1. Нетипичные  формы правления
 

    В плане приближения теоретических  построений современной правовой науки  к реалиям политической и юридической  жизни данную тему трудно переоценить. Стремительное развитие ряда государств в конце ХIХ – начале ХХ в. убедительно показало различные способы организации высших органов судебной власти, часто не укладывающиеся в привычные схемы и классификации. К сожалению, отечественные правоведы только начинают обсуждать вопросы, связанные с нетипичными, неклассическими формами правления в современных государствах. Между тем, прежние градации, сложившиеся в конце ХVIII – первой половине ХIХ в. изменяются, происходит взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные и так называемые «гибридные» формы правления. Известный российский исследователь В. Е. Чиркин считает, что «создание таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития. В большинстве случаев это – позитивное явление: оно способствует повышению уровня управляемости государства (в тех сферах, где такое повышение соответствует интересам общества)»12.

    В период Возрождения и Реформации в европейской теории обнаруживается интерес к смешанным формам правления, вызванный становлением абсолютных монархий, а также развитием тираноборческого движения. Такие мыслители, как Т. Мор, Т. Смит, Ф. Отман отдают предпочтение именно смешанным формам. В знаменитой «Утопии» Томас Мор предлагает следующую модель идеального государства: народное собрание, выборный Сенат, пожизненно избираемый глава государства. В трудах французских авторов последовательно обосновывается право аристократии избирать главу государства.

Информация о работе Формы правления