Формы правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мною будут рассмотрены такие вопросы, касающиеся формы государственного правления, как понятие и общие положения формы правления, его разновидности, исторический аспект развития, сходства и различия между собой, их традиционность и нетрадиционность понимания.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………..……………………………………………………С 3
Глава 1. Понятие и история развития формы правления…………………….С 6
Глава 2. Монархия………………………………………………………….…С 10
2.1. Конституционная монархия………………………………………...……С 14
2.2. Абсолютная (неограниченная) монархия……………………………….С 17
2.3. Сословно-представительная (ограниченная) монархия…………….….С 19
Глава 3. Республика……………………………………………………….…..С 21
3.1. Президентская республика……………………………………………....С 24
3.2. Парламентская……………………………………………………………С 26
Глава 4. Нетипичные формы правления…………………………………..…С 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………С 30
Список использованной литературы…………………………………..…….С 32

Файлы: 1 файл

Формы правления. Курсовая.doc

— 129.50 Кб (Скачать)
  1. Монархия
 

    Монархическая форма правления – «власть  одного, единовластие» - весьма древняя  форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, предводители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных классовых движений

    Свои  истоки монархическая форма имела  в той достаточно простой, социально  не слишком расчлененной организации общества, которая появилась на рубеже IV – III тыс. до н. э. в итоге «неолитической революции»5.

    В этих обществах ранних земледельческих  культур организация власти, осуществляемая на жестко централизованной основе, сверху вниз, была наиболее эффективной, понятной,  соответствовала строжайшей регламентации сельскохозяйственного производства, духовному миру земледельцев-общинников. Как правило, монарх признавался посредником между предками и народом, выступал в этой религиозной роли носителем священных традиций, опыта, благоденствия. Он – непременный участник религиозных ритуалов и обрядов. Он – обязательный посредник между народом и верховным божеством, его представитель в духовной жизни. Его правление освящается божественными предначертаниями, решения подкрепляются религиозными санкциями. Таким образом, первичные формы монархии во многих регионах земного шара окрашены в теократические тона, являются по сути специфической формой теократического правления (Африка, Америка, Европа и др.).

    Монарх  назначал чиновников по управлению регионами  или функциональными службами, те, в свою очередь, назначали более  мелких руководителей работ. Такая  вертикальная иерархия власти позволяла  строить весьма эффективную систему  управления, при которой земледельцы-общинники, ремесленники, купцы и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры на том или ином уровне управления или последовательно передавать их на более высокие уровни, если были неудовлетворенны первоначальными решениями.

    Сам же монарх в нормальном режиме правления  решал вопросы, связанные с организацией и осуществлением государственной  власти. Среди его советников на ранних этапах этой формы правления  было много предсказателей, пророков, культовых служителей. Знает монархическая форма правления и многочисленный аппарат чиновников, обеспечивающих монарха необходимой информацией, предложениями, советами, а также и принудительной силой для исполнения решений монарха.

    Впоследствии  монархической формы правления  были реализованы в разных обществах и разные времена и дали целый спектр самых разнообразных организаций власти, а сами монархи вошли в историю государственности под разными наименованиями: короли, князья, шахи, эмиры, раджи, императоры, султаны, цари, фараоны, государи, инки и т. д.

    Монарх  персонифицирует государство, выступает  во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, «отец» нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Не случайно один из монархов-королей Франции заявил: «Государство – это я». Но это означало только юридическую персонификацию государства, а не фактическое положение дел.

    Как правило, монархи имели всегда свое дворцовое хозяйство, свою персональную собственность: земли, рабов, крепостных (временами огромное количество), которые давали имущественное обеспечение монархическому дворцу, семейству монарха, а по отношению к государству монарх выступал как его глава, представитель, руководитель и т.п.

    Монарх  осуществляет единоличное правление. Конечно, это не означает, что монарх сам решает все дела в государстве. Управление делами государства, как упоминалось, ведут многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, объединенные в различные органы государства. Монарху же приходится принимать решения по самым важным, принципиальным государственным вопросам. Он обладает всей полнотой власти. Власть монарха верховна и суверенна (независима). Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если он сочтет его достойным своего внимания. Он – высшая власть в государстве6.

    Монархия  эффективно обеспечивала осуществление  немногочисленных общесоциальных и  классовых функций государственного управления, таких, как учет труда и распределение его результатов, создание страховых запасов (фондов), организация совместных работ (ирригационные, культовые сооружения), ведение войн и защита от нападения, создание информационных служб, религиозно-культовые отправления, взимание налогов, дани и т.д.

    Как правило, его власть объявлялась  священной, наделялась религиозным  ореолом. Она распространялась на все  сферы государственной жизни, в  том числе на судебную сферу. В  процессах обжалования судебных решений монарх являлся высшей и последней инстанцией.

    Монархическая власть отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия): эта власть, как правило, передается по наследству. В разных странах устанавливается  различный порядок наследования власти (например, наследование только по мужской линии, наследование власти по старшинству наследников и т. д.). Общим же является факт, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом раз и навсегда установленном порядке.

    Монарх  имеет бессрочную и пожизненную  власть. Это отнюдь не означает, что  только естественная смерть монарха  может превратить его полномочия. Напротив, пожизненное занятие престола нередко приводило к тому, что  время властвования и даже сама жизнь  монарха укорачивалась внеправовыми и противогосударственными способами. Бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления не устанавливается заранее. Впрочем, история изобилует примерами, когда неугодные монархи оказывались свергнутыми, убитыми, замененными другими лицами.

    Монарх  не знает ограничений и может  распространяться на различные сферы государственной деятельности: законодательную, исполнительную и судебную, объединять в лице монарха все ветви  государственной власти.

    Разумеется, приведенные выше юридические признаки монархической формы правления – это как бы идеал, типичная форма монархии. В конкретной исторической действительности, конечно же, были различные исключения и отступления от нее. Различные сочетания перечисленных юридических признаков дают и различные виды монархий: например, монархию неограниченную (абсолютистскую) и ограниченную, в том числе конституционную. 
 
 
 
 

    1. Конституционная монархия
 

    Конституционная монархия возникает в тех странах, где буржуазия в силу различных конкретно-исторических причин не сразу приобретает экономическое и социально-политическое господство, идет на компромисс с дворянством, делит с ним государственную власть. Конституционная монархия является результатом эволюции абсолютной монархии, результатом приспособления данного феодального института к изменившимся условиям, к интересам нового господствующего класса – буржуазии.

    Проводя экономические и социально-политические преобразования феодального общества на свой лад, возглавляя антифеодальные революции, буржуазия,  однако, как новый, восходящий класс зачастую ограничивается осуществлением половинчатых мер, довольствуется частичными экономическими и социально-политическими изменениями в обществе.

    При этом она испытывает панический страх  не только и даже не столько перед частично сохраняющим свои позиции в экономической и социально-политической структуре общества классом феодалов-крепостников, сколько перед трудящимися слоями общества, перед пролетариатом. В этом заключается одна из причин  того, что буржуазия в ряде случаев, с учетом сложившегося в обществе соотношения сил, предпочитает либеральную по своему характеру конституционную монархию.

    Конституционная монархия, как уже отмечалось, делится  на два вида: парламентскую и дуалистическую.

    Парламентские монархии являются наиболее распространенными формами правления в настоящее время. Правительство в них формируется партией, получившей во время выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими вместе большинством голосов. Лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой правительства. Власть монарха весьма ограниченна во всех сферах государственной жизни и деятельности, прежде всего в законодательной и исполнительной. Причем ограничение это не формально-юридическое, а фактическое. Господствующие слои рассматривают конституционную монархию как своего рода резерв для воздействия на трудящиеся массы, дополнительное средство защиты своих интересов в случае предельного обострения социально-классовых конфликтов.

    При конституционной парламентарной монархии законы принимаются парламентом  и утверждаются монархом. Однако прерогатива  монарха так же, как и большинство  других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и конституционных обычаев монарх не отказывается от подписания принятых парламентом законов7.

    Правительство, согласно конституционным положениям, несет ответственность не перед  монархом, а перед парламентом. Существование  парламентарной монархии свидетельствует  о полной победе буржуазии над феодалами в той или иной стране. В настоящее время парламентарными монархиями являются Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Швеция и ряд других высокоразвитых в промышленном отношении капиталистических стран.

    В дуалистических монархиях правительство формируется независимо от партийного состава в парламенте и не несет парламентской ответственности. При данной форме правления власть носит двойственный (дуалистический) характер. Она юридически и фактически разделена между правительством, формируемым и ответственным перед монархом, и парламентом. Наследственный монарх выражает интересы класса феодалов, тогда как парламент     представляет    интересы    класса    буржуазии.  Существование

дуалистической монархии свидетельствует о слабости буржуазии в данной стране, которая вынуждена делить государственную власть с феодалами. Дуалистическая монархия существовала, например, в кайзеровской Германии (1871—1918 гг.), в Эфиопии, Иране.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Абсолютная (неограниченная) монархия
 

    Абсолютная  монархия образовалась и функционировала  в период упадка и разложения феодализма и возникновения в недрах феодального  общества зачатков капитализма. Она  была последней формой существования  феодальных государств.

    Абсолютная  монархия соответствовала периоду, в процессе которого завершалось  формирование высокоцентрализованных феодальных государств. В Англии, например, этот период длился с начала ХVI до первой половины ХVII века, во Франции — с начала ХVI до конца ХVIII века, Германии — с начала ХVII до конца ХVIII века. В Российской империи это был период правления Петра 1 и Екатерины II.

    Абсолютная  монархия характеризуется чрезмерным  усилением единоличной власти монарха  и значительным ослаблением или  полной утратой прежней роли сословно-представительными органами. Монарх сосредоточивает в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. Он устанавливает полный контроль над всей территорией страны, обладает правом налагать взыскивать всякого рода пошлины, налоги, штрафы, содержать постоянную армию и осуществлять принудительный призыв на военную службу, произвольно назначать на государственные должности и смещать с них, выносить окончательные судебные приговоры или осуществлять помилование8.

    Сохраняющиеся некоторое время в условиях абсолютизма  сословно-представительные органы превращаются в сугубо формальные и оказывают  очень слабое влияние на государственную  жизнь. Таковым был, например, сохранившийся  в государственной структуре  Франции после роспуска Генеральных штатов парижский парламент. Несмотря на свое претенциозное название данный орган не имел ни законодательных, ни управленческих, ни даже совещательных полномочий. Он обладал лишь регистрационными функциями в отношении указов короля.

    Для абсолютистской монархии характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственно власти в руках  монархии.

Информация о работе Формы правления