Формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 13:34, контрольная работа

Краткое описание

ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в себя

три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму

государственного устройства и форму государственного режима.

В различных странах государственные формы имеют свои особенности ,

характерные признаки , которые по мере общественного развития наполняются

новым содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с

тем форма существующих государств , особенно современных , имеет общие

признаки , что позволяет дать определение каждому элементу формы

государства.

Оглавление

I. Введение.


1. Форма государства( форма правления , форма государственного

устройства , политический режим ).


II. Форма правления.


2.1. Монархия

2.2. Республика


III. Форма государственного устройства.


3.1. Унитарное

3.2. Федеративное

3.3. Конфедеративное


IV. Форма политического режима.


4.1. Антидемократический

4.2. Демократический


V. Причины и особенности изменения форм государственного и

политического режима.


VI. Заключение.


VII. Список литературы.

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Характерным для  всех  президентских  республик  ,  несмотря  на  их

разнообразие , является то , что президент либо совмещает полномочия  главы

государства и  главы правительства и участвует в формировании  кабинета  или

совета министров ( Франция , Индия  )  .  Президент  наделяется  и  другими

важными полномочиями : как , правило , он имеет право роспуска парламента ,

является верховным  главнокомандующим , объявляет чрезвычайное  положение  ,

утверждает законы путем  их  подписания  ,  нередко  представительствует  в

правительстве , назначает членов Верховного суда .

В цивилизованных странах президентскую республику  отличает  сильная

исполнительная  власть , наравне с которой по  принципу  разделения  властей

нормально функционирует  законодательная  и  судебная  власти  .  Эффективно

действующий механизм издержек и противовесов , существующих  в  современных

президентских   республиках   ,   способствует   возможности   гармоничного

функционирования  властей  ,  позволяет  избежать  произвола   со   стороны

исполнительной  власти.

В странах Латинской  Америки часто встречаются  “  суперпрезидентские

республики “ . Эта  форма  правления  -  практически  независимая  ,  слабо

контролируемая  законодательной и судебной властью . Это особый  конгломерат

традиционной  формы с полудиктаторским управлением.

В современном  цивилизованном обществе принципиальных различий  между

формами не существует . Их сближают общие задачи и цели .

III. Форма государственного устройства .

Форма   государственного   устройства   -   это    национальное    и

административно-территориальное  строение  государства,  которое  раскрывает

характер взаимоотношений  между его составными частями , между  центральными

местными органами государственного управления , власти .В отличии  от  форм

правления  организация   государства   рассматривается   с   точки   зрения

распределения государственной  власти  и  государственного  суверенитета  в

центре и на местах , их разделение между составными частями государства .

Форма государственного устройства показывает:

из каких частей состоит внутренняя структура государства ;

каково правовое  положение  этих  частей  и  каковы  взаимоотношения   этих

органов ;

как строятся  отношения  между  центральными  и  местными  государственными

органами ;

в  какой  государственной  форме  выражаются  интересы   каждой   нации   ,

проживающей на этой территории .

По  форме  государственного   устройства   все   государства   можно

подразделить  на  три основных группы :

- унитарное ;

- федеративное ;

- конфедеративное  .

3.1.Унитарное  государство

Унитарное  государство  -   это   единое   цельное   государственное

образование , состоящее  из административно-территориальных  единиц , которые

подчиняются  центральным  органам  власти  и   признаками   государственной

независимости не обладают.

Унитарное государство  характеризуется следующими признаками:

9. унитарное  устройство предполагает единые , общие для всей  страны высшие

исполнительные  ,  представительные  и  судебные    органы   ,   которые

осуществляют  верховное руководство  соответствующими органами ;

10. на территории  унитарного государства действует  одна конституция, единая

система законодательства , одно гражданство ;

11. составные  части унитарного  государства  (  области  ,  департаменты  ,

округа  ,  провинции  ,  графства  )  государственным  суверенитетом  не

обладают ;

12. унитарное  государство , на территории которого  проживают  небольшие  по

численности   национальности   ,   широко   допускает   национальную   и

законодательную автономию ;

13.  все   внешние  межгосударственные  отношения  осуществляют  центральные

органы , которые  официально представляют страну на   международной арене

;

14. имеет единые  вооруженные силы  ,  руководство   которыми  осуществляются

центральными органами государственной власти .

Различия в  степени и формах контроля центральной  власти над местными

органами   управления   позволяют    говорить    о    централизованных    и

децентрализованных  унитарных государствах , но эти  различия касаются  узкой

сферы управления .

К унитарным  государствам относятся такие государства , как Франция ,

Турция , Япония , Финляндия .

3.2. Федерация

Федерация  -  представляет  собой  добровольное  объединение   ранее

самостоятельных государственных образований в одно союзное государство .

Федеративное  государственное устройство неоднородно  .  В  различных

странах оно  имеет  свои  уникальные  особенности  ,  которые  определяются

историческими условиями образования конкретной  федерации  и  прежде  всего

национальным  составом  населения  страны,  своеобразием  быта  и  культуры

народов , входящих в союзное государство.

Вместе  с  тем  можно  выделить  наиболее  общие  черты  ,   которые

характерны  для большинства федеративных государств:

1. Территория  федерации состоит из территорий ее отдельных  субъектов

: штатов , кантов , земель , республик и т.д.

2. В союзном  государстве верховная исполнительная ,  законодательная  и

судебная власть принадлежит федеральным государственным  органам .

2. Субъекты федерации  имеют право принятия  собственной  конституции  ,

имеют свои высшие исполнительные , законодательные и  судебные органы

.

3. В большинстве  федерации существуют союзное  гражданство и гражданство

федеральных единиц .

4. При федеральном   государственном  устройстве  в  парламенте  имеется

палата , представляющая интересы членов федерации.

5.  Основную  общегосударственную  внешнеполитическую  деятельность   в

федерациях осуществляют союзные федеральные органы . Они  официально

представляют  федерацию  в  межгосударственных  отношениях  (  США  ,

Бразилия , Индия , ФРГ и др. ).

Федерации строятся по территориальному  и  национальному  признаку  ,

который в значительной мере определяет характер ,  содержание  ,  структуру

государственного  устройства .

Территориальная федерация характеризуется  значительным  ограничением

государственного  суверенитета субъектов федерации . Национальные  федерации

характеризуются  более  сложным  государственным  устройством  .   Основное

различие  между  территориальной  и  национальной  федерацией   состоит   в

различной  степени  суверенности  их   субъектов  .  Центральная  власть  в

территориальных федерациях обладает верховенством  по  отношению  к  высшим

государственным  органам  членов  федерации  .   Национальное   государство

ограничивается  суверенитетом национальных государственных  образований .

3.3. Конфедерация

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных  государств

, созданный для  обеспечения общих интересов.

При конфедеративном  устройстве  государства  -  члены  конфедерации

сохраняют свои суверенные права , как во внутренних  ,  так  и  во  внешних

делах .

В отличии от федеративного устройства  конфедерация  характеризуется

следующими чертами :

конфедерация  не  имеет  своих  общих  законодательных  ,  исполнительных  и

судебных органов , в отличии от федерации ;

конфедеративное устройство не имеет единой армии , единой системы налогов ,

единого государственного бюджета ;

сохраняет гражданство  тех государств  ,  которые  находятся  во   временном

союзе ;

государства могут договориться  о  единой  денежной  системе  ,   о  единых

таможенных правилах , о  межгосударственной  кредитной  политике  на  время

существования союза.

Как правило  конфедеративные государства не  долговечны  ,  либо  они

распадаются , либо превращаются в федерацию : Германский союз ( 1815 - 1867

) , Швейцарский  союз ( 1815 - 1848 )  и  США  ,  когда   в  1781  году  была

законодательно  утверждена конфедерация .

1.Формы государственного  режима

Формы государственного  режима  -  представляют  собой  совокупность

способов и  методов осуществления власти государством .

Государственный режим  -  важнейшая  составная  часть  политического

режима , существующего  в  обществе  .  Политический  режим  -понятие  более

широкое , поскольку  оно включает в себя не только  методы  государственного

властвования , но  и  характерные  способы  деятельности  негосударственных

политических  организаций ( партии , движения , клубы , союзы ).

Государственные    режимы    могут    быть    демократическими     и

антидемократическими ( тоталитарные , авторитарные ,  расистские).  Поэтому

основным критерием  классификации государств по  данному  признаку  является

демократизм форм и  методов  осуществления  государственной  власти  .  Для

рабовладельческих государств характерны  и  деспотия  и  демократия  ;  для

феодализма - и  неограниченная власть феодала , монарха  и народное  собрание

; для современного  государства - и тоталитаризм , и  правовая демократия .

Идеальных демократических  форм государственного  режима  в  реальной

действительности  не существует . В том   или  ином  конкретном  государстве

присутствуют   различные   по   своему   содержанию   методы   официального

властвования . Тем не менее можно выделить наиболее общие черты ,  присущие

той или другой разновидности государственного режима.

4.1. Антидемократические  режимы

Информация о работе Формы государства