Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 21:12, курсовая работа
Тема Возникновение и развитие конституционной монархии в Англии представляется интересной и актуальной, поскольку, во-первых, вопрос о традициях государственного управления для России актуален всегда, а, во-вторых, заслуживает внимания сам процесс складывания конституционной монархии, взаимоотношения монарха и парламента, монарха и общества.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Принятие Habeas corpus Aсt (Хабеас корпус акт)….……………...…..5
Глава II. Славная революция 1688 года и основы конституционной монархии……………………………………………………………..……....…..10
Глава III. Становление английской конституционной монархии в XVIII веке…………………………………………………..………………….....18
Заключение ……………………………………………………….……………...28
Список использованной литературы…………………….......……………..31
Кабинет представляет собой правительство в тесном смысле слова; это пружина, приводящая в движение все колеса политического механизма. Он является не только носителем исполнительной власти, но играет важную роль и в законодательстве. Его влияние простирается на все области государственной жизни нации, кроме правосудия и влияние это неограниченно, хотя его и нельзя назвать главенствующим.
Не следует, однако, преувеличивать и падение королевского авторитета. Носитель королевской власти в Англии в XVIII веке все таки не сделался куклой, приводимой в движение министрами, предписывающим делать ему все, что им вздумается, и помимо этой практической цели и чисто формальной роли, не имеющей никакого значения в государственном механизме. Королевский сан в политической организации Англии нельзя считать только украшением. «Население этой страны, - как говорил Лорд Дерби, - очень ошиблось бы, если вообразило, что король не оказывает действительного полезного решающего влияния на правительство. Он не является просто игрушкой в руках находящегося в данную минуту у власти правительства, т.к. государственные дела действительно находятся под его влиянием и благотворным контролем»[25].
Древняя власть монархов не уничтожилась, а только преобразилась. Прерогативы по закону принадлежащие короне осуществляются теперь министрами, но конституционные традиции сохранили за королем известные личные права, гарантирующие ему возможность несомненного воздействия на кабинет.
В XVIII веке монарх стал назначать своими советниками (т.е. министрами кабинета) лидеров парламентского большинства. Со временем закрепилась конституционная традиция, в силу которой лидер победившей на выборах в Палате общин партии, становившийся премьер-министром, сам формировал кабинет, чей состав лишь утверждался королем.
Что касается Парламента, то в 1716 году срок его полномочий одного созыва был увеличен до 7 лет (это положение сохранилось до 1911 года).
В силу обычая, король помимо права произвольного формирования кабинета, лишился ещё и права вето в отношении законов, прошедших и в Палате общин, и в Палате лордов (последний раз королева Анна использовала это право в 1707 году).
В акте о должностях была открыта возможность министрам избираться в нижнюю палату Парламента и тем самым представлять в ней кабинет.
В течение XVIII столетия парламент завоевал (методами политической борьбы) верховенство и стал полновластным господином в стране. Сущность верховенства и полновластия парламента ярко передана А. Дайси: "Власть и юрисдикция [парламента] так высоки и абсолютны, что они ни для кого и ни для чего не могут быть заключены в какие бы то ни было границы. [Верховное собрание] имеет верховную и бесконтрольную власть издавать, утверждать, расширять, ограничивать, отменять, возобновлять и объяснять законы относящиеся ко всевозможным областям, так как парламент есть то учреждение, которому конституцией вверена деспотическая неограниченная власть"[26]. В XVII веке парламент боролся за власть, в XVIII в. он развил и укрепил свое положение, для чего он использовал процедуры по организации и упорядочению своей внутренней деятельности. В течение этого времени были развиты и институционально оформлены многие процедуры, которые сложились до этого.
В XVIII веке сформировался институт председателя нижней палаты, определены основные полномочия, обязанности и функции спикера. Формирование этой должности способствовало установлению независимости общин от короны и лордов, формализации отношений между тремя частями парламента. Однако полная независимость общин от короны была невозможна в условиях слияния всех трех ветвей власти. Министры по-прежнему заседали в нижней палате, а спикер избирался от большинства, которое обычно поддерживало правительственные законопроекты и решения.
Установлению большей независимости, главенствующей роли общин способствовало окончательное становление финансовой процедуры, которая стала действенным рычагом в руках нижней палаты. Используя и развивая финансовую процедуру, общины вытеснили корону и лордов из процесса распоряжения финансами. Тем самым палата общин поставила под свой контроль деятельность исполнительной власти. Финансовая процедура обеспечивала осуществление парламентом конституционной функции по распоряжению денежными средствами.
Общины установили независимость не только от короны, но и от электората. Это нашло свое выражение в запрещении публикаций парламентских отчетов в периодической печати. Палата не стремилась кодифицировать свои права и правила процедуры, опасаясь ограничения своей компетенции. Общины защищали свои свободы (от короны, лордов, частных лиц) для обеспечения и укрепления своего положения, влияния в стране[27].
Как уже упоминалось, Семилетний акт закрепил основы олигархического правления в Британии. В условиях закрытости деятельности парламента от общества, патрон-клиентных отношений между членами обеих палат, политической борьбы между различными группировками двух основных партий процветали коррупция, взяточничество, подкуп. Тем не менее, члены парламента осознавали свою ответственность за эффективную деятельность государственного механизма. Поэтому в течение всего XVIII века практически неизвестны обструкции, хотя при проведении заседаний применялось немало уловок для затягивания или прекращения дебатов с целью протолкнуть или "зарезать" билль[28].
В этот же период появилась новая функция парламентских процедур — защита меньшинства в нижней палате. Сами по себе парламентские процедуры нейтральны по отношению к партийной принадлежности членов палаты. Однако их тщательное соблюдение (вкупе со свободой слова в стенах парламента) гарантировало защиту тех, кто придерживался других точек зрения. До признания, а точнее игнорирования, общинами публикаций о парламентских заседаниях трибуна оппозиции оставалась единственной возможностью выразить неофициальное мнение и критиковать правительственный курс.
В результате формирования официальной оппозиции постепенно утвердился и вошел в конституционную практику общепризнанный принцип парламентского правления: глава правительства должен располагать поддержкой большинства в нижней палате.
Заключение
Рассматриваемый в данной работе период английской истории с Реставрации монархии до правления Георга III характеризуется становлением и укреплением основных государственных институтов и принятием важнейших конституционных актов.
С реставрации монархии изменяется положение монарха в политической системе государства, на первый план выходит Парламент, который «разрешил ему воссесть на престол». Происходит постепенное ограничение королевских прерогатив, причем происходит это как посредством принятия законов, так и с помощью неписанных правил.
Уже при Карле II происходит восстановление старых аристократов Англии и закрепляются преимущества ограниченных высших кругов общества. В какой-то мере это можно назвать компенсацией аристократии за период их временного отстранения от участия в решении важнейших вопросов жизни государства и общества во время Гражданской войны и Республики Кромвеля[29].
С восстановлением монархического правления аристократия полностью взяла под свой контроль весь Парламент, заседая в верхней его Палате и оказывая колоссальное влияние на формирование состава нижней Палаты через предоставление мест в Палате Общин так называемым «гнилым местечком» - малонаселенным территориям, находящимся под контролем самих крупных землевладельцев.
В это же время происходит оформление двух основных политических партийных группировок – тори и виги, отражавшие разногласия среди правящих классов. Тори, к которым относились преимущественно сторонники короля, связанные с крупным землевладением, а также большинство англиканского духовенства, приобрели в результате реставрации значительное политическое влияние; монархия была для них лучшей гарантией обеспечения их интересов. За тори следовала и большая часть отсталого сельского населения. Противостоящие им виги, последователи крупных буржуазных антироялистов времен революции в сочетании с расцветающими финансистами и могущественными сельскими аристократами осознавали свою силу и не ощущали столь острой потребности искать поддержку у короля. Их поддерживали городская средняя и мелкая буржуазия, а так же свободные крестьяне.
Политические притязания тори и вигов в конце XVII века и послужили стимулом для равномерного соотношения власти между монархом и Парламентом, приведшим к значительным ограничениям роли короля.
В результате государственного переворота 1688-1689 конституционная монархия была окончательно признана формой правления для Англии. Принцип подчинения короны Парламенту вначале наметил лишь общие рамки, в пределах которых политические формы должны были только ещё выработаться. Тем самым английскому государству выпало на долю историческая задача создать основы буржуазно-парламентской системы.
Основы конституционной монархии в Англии были заложены тремя важнейшими конституционными актами: Habeas Corpus Act 1679, Билль о правах 1689 и Акт об устроении 1701.
Habeas Corpus Act, призванный вначале лишь ограничить возможность внесудебной расправы короля над участниками оппозиции, он закрепил процедуру проверки законности ареста и способствовал впоследствии образованию ряда демократических принципов, вошедших в мировую практику: гарантии неприкосновенности личности, принцип скорого и справедливого правосудия, соблюдения правовых процедур при задержании, запрет привлечения к ответственности дважды за одно и тоже преступление.
Билль о правах, санкционировавший зависимость короны от Парламента, в частности о том, что в мирное время армия может содержаться и использоваться лишь с согласия Парламента, что говорило о подчинении функции монарха как главнокомандующего Парламенту. Ликвидировалось право короля взимать налоги без согласия Парламента, провозглашался частый его созыв, свобода выбора и слова, закреплялись гарантии суда присяжных и защита от чрезвычайных жестоких наказаний.
Эти положения Билля узаконили добровольный договор между конституционным монархом и его подданными в лице английского представительного органа и стали основой английской неписаной конституции.
Акт об устроении подтвердил и развивал положение Билля о верховенстве Парламента и ограничении прерогатив королевской власти, в том числе судебных, так как король был лишен права помилования лиц «против impeachmenta», возбужденному общинами в Парламенте. Акт способствовал упрочению принципа независимости и несменяемости судей, вводил правило контрасигнатуры. Для уменьшения влияния короны на деятельность Палаты, запрещалось совмещение членства с занятием должности королевского министра.
В начале XVIII века эти основополагающие положения легли в основу британской модели парламентаризма и способствовали дальнейшему ограничению королевской власти, утверждению новых принципов взаимоотношения исполнительной и законодательной власти – становлению «ответственного» правительства.
Также вопреки сопротивлению некоторых монархов утвердилось конвенциональное правило, в соответствии с которым король должен был своей подписью придавать силу законам, принятым обеими Палатами, но практически не мог наложить на них вето. У короны оставалась лишь возможность с помощью преданных ей членов Палаты Лордов затянуть принятие закона или помешать ему.
Другое неписаное правило состояло в том, что король должен был назначать премьер-министром лидера партии, одержавшей победу на выборах и призывать к должности или отзывать с неё лиц, предложенных премьер-министром. Наконец, уже с начала XVIII столетия существует правило, согласно которому король не принимает участие в заседании кабинета, однако должен быть информирован об результатах заседания.
Таким образом, в XVIII веке в Англии происходит формирование характерных черт английской конституционной монархии и основополагающих демократических принципов законности, которые позволили Британии сохранить политическую стабильность до настоящего времени.
Список использованной литературы:
Источники:
1. Habeas corpus act. Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (26 мая 1679 г.).
2. Дмитриевский Н. П. Законодательство Английской революции 1640-1660 гг.: М; Л; 1946 г.
3. Конституции и законодательные акты буржуазных государств 17-19 вв.: М, 1957 г.
4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В двух томах под ред. Н. А. Крашенинниковой.: М, 2003 г.
Литература:
1. Айзенштат М.П. Шаги на пути к демократии: Английский парламент XVII-XX вв.
2. История государства и права зарубежных стран / Под общей редакцией: О. А. Жидкова, Н. А. Крашенинниковой - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М. - 1998г.
3. Быкова А. Ф. История Англии.: М, 1918 г.
4. Мортон А. А. История Англии.: М, 1950 г.
5. Виппер Р. Ю. История Нового Времени.: М, 1999 г.
6. Всеобщая история государства и права / Под ред. К. И. Батырева.: М, 1999 г.
7. Гнейст Р. История государственных учреждений Англии.: М, 1885 г.
8. Дайсн А. В. Основы государственного права Англии.: М, 1907 г.
9. Алексеев Н. А. Палата Лордов Британского Парламента. От суда короля Эгберта до революции Премьера Т. Блэра (825 – 2003 гг.): М, 2003 г.
10. Левина М. И. История становления и развития парламентских процедур в Англии 17 – нач. 19 вв.: М, 2000 г.
11. Дюприе Л. Государство и роль министров в Англии, 1906 г.
12. Кострицына Н. А. Ликвидация буржуазной законности в практике применения Н.С.А. 1679 г. в современной империалистической Англии.: М, 1955 г.
13. Гордиенко Д. О. Короли в эпоху реставрации Стюартов в Англии. (диссертация к.и.н.): Самара, 2005 г.
14. Бромхэд П. Эволюция британской конституции: М, 1978 г.
15. Энсон В. Английский Парламент, его конституционные законы и обычаи.: Спб, 1908 г.
Информация о работе Формирование конституционной монархии в Англии