Форма российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются общественные отношения, изучаемые в рамках категории формы государства.
Предметом исследования является структурные компоненты формы российского государства.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

К тому же по Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. В государстве охраняется здоровье и труд людей, обеспечивается государственная поддержка нуждающихся, а так же устанавливается минимальный размер оплаты труда. Большинство статей конституции удовлетворяют требованиям любой развитой демократии. Но, несмотря на указанные признаки демократии, этот режим отнюдь не является демократическим.

Так, И.К. Пантин говорит о том, что государство не силах стать демократическим, народным, а народ не может возвыситься до демократии. Неразвитость демократических институтов ведет к неминуемому появлению в обществе тяги к авторитарному режиму, с его «сильной рукой», который будет гарантировать порядок и стабильность.

Итак, говоря о политическом режиме современного российского государства важно отметить, что он находится в переходном состоянии. Формально Россия является демократическим государством, однако до сих пор практически все процессы, как в экономике, так и в социальной сфере подчинены деятельности государства. В этом и заключается основная проблема становления российской демократии.

 


 

 

Заключение

В настоящем исследовании были рассмотрены вопросы, касающиеся формы российского государства и ее структурных компонентов. Также был изучен вопрос о функционировании этих компонентов и их назначении в современной России, были выявлены проблемы перспективы формы российского государства, предложены пути преодоления данных проблем. Кроме того, проанализированы факторы, оказывающие существенное влияние на форму государства, дана их краткая характеристика. Анализируя изученное, можно сделать вывод о том, что изучение формы российского государства довольно трудный и нелегкий процесс, в ходе которого выявляются существенные недостатки и пробелы в существующей системе.

На основе вышеизложенного, можно определить форму государства как форму согласования отношений и связей внутри социально-экономического дифференцированного общества, в которую включается три основных элемента: форма правления, форма государственно-территориального устройства, политический режим. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В основе федеративного устройства Российской Федерации лежат такие принципы, как единство системы государственной власти, государственная целостность, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, самоопределение народов России и равноправие. Единство и государственная целостность системы государственной власти в РФ выражается в наличии единых федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также в функционировании федерального законодательства и действии иных федеральных актов на всей территории Российской Федерации, едином государственном строе субъектов Федерации.

Россия является смешанной республикой, которой свойственно наличие двойной ответственности правительства и перед президентом, и перед парламентом, где президент и парламент избираются народом. Отличительным признаком республиканской формой правления России является то, что в руках президента закрепляется широкий  круг полномочий. В связи с этим становится непонятным, какую форму правления принимает Россия либо смешанную, либо чисто президентскую.

Говоря о форме государственного устройства России, важно отметить, что Россия обречена быть федеративным государством, если мы хотим сохранить ее как единое целое. Несмотря на существующие противоречия, федеративное государство все же у нас есть, однако оно однобокое и слабое. В настоящее время мы уходим к унитарно-федеративному типу государственного устройства.

Современный государственный режим Российской Федерации – это сложный участок анализа. Сущность государственного режима является отражением способов и приемов осуществления государственной власти. Несмотря на то, что Россию трудно отнести к демократическому режиму, налицо присутствуют отличительные признаки демократии, которые в большинстве своем находят отражения на практике.

Подводя итог, можно сделать вывод, что только слаженное взаимодействие всех структурных компонентов формы российского государства позволит нам говорить о том, что Россия действительно является демократическим федеративным правовым государством.

 

 

 

 

Список источников и литературы

1. ИСТОЧНИКИ

а) нормативные правовые акты РФ

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный конституционный закон от 30 ноября 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового Субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. ст. 4916.

3. Федеральный конституционный закон от 11 апреля 1997 № 2-ФКЗ «О правительстве РФ» // Российская газета. 1997. 23 декабря.

4. Федеральный закон от 06 октябрь 1998 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 5005.

2. ЛИТЕРАТУРА

а) учебники и монографии

1. Андреев С.С. Политический режим и политическая демократия. М.: Юристъ, 2001. 120 с.

2. Анненкова В.Г., Заметина Т.В., Кулушева М.А. Российский федерализм: конституционные принципы построения, механизм обеспечения единства государства, ответственность субъектов Федерации / Под ред. Комкова Г.Н. Саратов, 2004.148 c.

3. Баранов Н.А. Эволюция современной российской демократии: тенденции и перспективы. СПб.: ОЮРФО, 2008. 150 с.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2000. 351 с.

5. Гулиев В. Е. Российское государство: состояние и тенденции. М.: Юристъ, 2004. 163 с.

6. Денисов А.И. Сущность и формы государства. М.: ЮНИФОРМ, 1960. 67 c.

7. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: РАГС, 2010. 332 с.

8. Курскова Т.Ю. Политический режим РФ. М.: Юнити, 2010. 303 с.

9. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. М: Норма, 2000. 191 с.

10. Лапина Н. Ю. Российский политический режим: оценки и интерпретации.  М.: Новый взгляд, 2009. 173 с.

11. Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства. М.: Эдель, 2002. 350 с.

12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.:   Юристь, 2006. 316 с.

13.  Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства / Под ред. Белых А.К. СПб.: Наука, 2001. 163 c

14. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели и практики взаимоотношений. М.: Юристъ, 2007. 348 с.

15. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2004. 274 с.

16. Чиркин В.Е. Государствоведение. М.: ЮСТИФОРМ, 2003. 312 с.

17. Урнов М.Ю., Касамара В.А. Современная Россия: вызовы и ответы. М.: Каскад, 2006. 240 с.

б) статьи из периодических изданий

1. Иванов А.С. Самодержавная демократия: дуалистический характер российского устройства // Полис. 2007. № 5. С. 56-57.

2. Кива Л.В. Какой режим формируется в России? // Свободная мысль. 2007.№ 12. С. 5-16.

3. Конюхова И.А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования // Государство и право. 2007. № 2. С. 37-45.

4. Лапина Н.Ю. Российский политический режим: оценки и интерпретации // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 6. С. 17-30.

5. Лексин И.В.  Проблемы правовой регламентации состава субъектов РФ // Конституционное и муниципальное право. 2208. № 8. С. 13-17.

6. Оздамиров А.З. Какое территориальное устройство нужно России? // история государство и права. 2007. № 16. С. 7-8.

7. Родионов А.Н. Исторические вехи развития федерализма в России в рамках формирования российской государственности // История государства и права. 2008. № 4. С. 4-6.

 

 

 

27

 



[1] Анненкова В.Г., Заметина Т.В., Кулушева М.А. Российский федерализм: конституционные принципы построения, механизм обеспечения единства государства, ответственность субъектов Федерации / Под ред. Комкова Г.Н. Саратов, 2004.148 c.

[2] Левакин И.В. Российская Федерация: проблемы государственного единства. М., 2002. 350 с.

[3] Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2010. 332 с.

[4] Андреев С.С. Политический режим и политическая демократия. М., 2001. 120с.

[5] Баранов Н.А. Эволюция современной российской демократии: тенденции и перспективы. СПб., 2008. 150 с.

[6] Гулиев В. Е. Российское государство: состояние и тенденции. М., 2004. 163 с.

[7] Курскова Т.Ю. Политический режим РФ. М., 2010. 303 с.

[8] Лапина Н. Ю. Российский политический режим: оценки и интерпретации.  М., 2009. 173 с.

 

[9] Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2003. С. 32.

[10] Гулиев В. Е. Российское государство: состояние и тенденции. М., 2004. С. 36.

[11] Сырых В.М. Теория государства и права  / Учебник,  3-е изд., перераб. и доп.  М., 2004. С. 165.

[12] Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства . СПб., 2001. С. 46.

[13] Там же. С. 26.

[14] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000. С. 105.

[15] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2001. С. 191.

[16] Там же. С. 193.

[17] Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели и практики взаимоотношений. М., 2007. С. 25.

[18] Урнов М.Ю., Касамара В.А. Современная Россия: вызовы и ответы. М., 2006. С. 140.

[19] Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства / Под ред. Белых А.К. СПб., 2001. С. 35.

[20] Гулиев В. Е. Российское государство: состояние и тенденции. М., 2004. С. 27.

 

[21] Там же. С. 33.

[22] Конюхова И.А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования // Государство и право. 2007. № 2. С. 37.

 

[23] Лексин И.В.  Проблемы правовой регламентации состава субъектов РФ // Конституционное и муниципальное право. 2208. № 8. С. 13.

[24] Кива Л.В. Какой режим формируется в России? // Свободная мысль. 2007. № 12. С. 5.

[25] Лапина Н.Ю. Российский политический режим: оценки и интерпретации // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 6. С. 18.

 

[26] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2006. С. 85.

[27] Там же. С. 86.

[28] Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря. Ст. 1.

[29] Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960. С. 21.

[30] Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря. Ст. 10.

[31] Там же. Ст. 3.

[32] Там же. Ст. 46.

[33] Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели и практики взаимоотношений. М., 2007. С. 62-65.

[34] Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря. Ст. 117.

[35] Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 174.

[36] Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря. Ст. 80.

[37] Федеральный конституционный закон от 11 апреля 1997 № 2-ФКЗ «О правительстве РФ» // Российская газета. 1997. 23 декабря.

[38] Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря. Ст. 111.

[39] Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря. Ст. 80

[40] Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2003. С.112.

 

[41] Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря. Ст. 1.

[42] Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря. Ст. 71.

[43] Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря. Ст. 77.

[44] Родионов А.Н. Исторические вехи развития федерализма в России в рамках формирования российской государственности // История государства и права. 2008. № 4. С. 4.

[45] Там же. С. 5.

[46] Оздамиров А.З. Какое территориальное устройство нужно России? // История государство и права. 2007. № 16. С. 7.

[47] Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря. Ст. 72.

[48] Лексин И.В.  Проблемы правовой регламентации состава субъектов РФ // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 8. С. 13.

 

[49] Федеральный конституционный закон от 30 ноября 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового Субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. ст. 4916.

 

[50] Корельский В.М., Перевалов В.Д.  Теория государства и права. М., 2003. С. 97.

[51] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2001. С. 126.

[52] Там же. С.127.

[53] Лапина Н. Ю. Российский политический режим: оценки и интерпретации. М., 2009. С. 73..

[54] Там же. С. 19.

[55] Там же. С. 30.

[56] Андреев С.С. Политический режим и политическая демократия. М., 2001. С. 36.

[57] Гулиев В. Е. Российское государство: состояние и тенденции. М., 2004. С. 73.

[58] Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря. Ст. 1.


Информация о работе Форма российского государства