Форма российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:34, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования являются общественные отношения, изучаемые в рамках категории формы государства.
Предметом исследования является структурные компоненты формы российского государства.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что форма государства – это обусловленная сущностью государства организационно-функциональная структура государственности, которая выражает способ осуществления и организации государственной власти в совокупности всех ее ветвей, включая методы обратной и прямой связи с населением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Перспективы развития формы российского государства

Говоря о сложившейся в России форме государства, прежде всего, необходимо уяснить, насколько эффективна система функционирования форм государства. Многие считают, что сегодня России необходим лидер, «сильная рука», которая будет способна навести порядок и равновесие в стране своими неотложными и стремительными действиями[19]. Но в действительности совершенно не так. Нашему государству необходима, прежде всего, сильная власть, способная решать задачи, встающие перед обществом. При этом мы говорим о дееспособной, суверенной власти, то есть высшей в государстве, которая будет действовать в рамках закона и в его исполнение. К сожалению, наша нынешняя власть этим требованиям не отвечает. В связи с этим возникает острая необходимость реформирования существующей системы, необходимы качественные изменения в построении власти. Для этого целесообразно будет рассмотреть все формы государства в частности и выявить их основные недостатки, при этом предложить некоторые пути их преодоления.

Так ли хороша как нам кажется действующая в России форма правления? Российская власть имеет много противоречивых моментов, решение которых является основной задачей государства. Необходимы самые координальные и существенные методы реформирования органов государственной власти. Главным недостатком республиканской формы правления является сосредоточение в руках Президента почти всей полноты власти[20]. Действующую республиканскую форму правления сложно отнести к смешанному типу. Власть Президента с каждым годом усиливается, набирая стремительные обороты, что говорит об элементах президентской республики.  Президент фактически является главой исполнительной власти и имеет возможность воздействовать на решение парламента через лояльное большинство голосов во фракциях Государственной Думы. Теперь, главы Субъектов Федерации не составляют сильное объединение в Советах Федерации[21]. Вмешиваясь в деятельность правительства, Президент исключает, таким образом, принцип разделение властей. Эта ситуация вскоре приведет к распаду существующей смешанной формы правления, где власть зиждется на основах разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, и к переходу в суперпрезидентскую республику при которой принцип разделения властей формально существует, но лишь внешним образом и вся власть при этом сосредоточена единолично в руках Президента. Решением данной проблемы, на наш взгляд, является передача некоторых полномочий власти Президента в законодательные органы власти, при этом контролируя деятельность обоих судебной ветвью власти, благодаря чему не произойдет авторизации властных полномочий.

Говоря о форме государственного устройства, важно отметить, что в Российской Федерации не существует должного баланса между центром и субъектами Федерации, при этом возникает проблема соответствия между централизацией и самостоятельностью субъектов, что вскоре может привести к распаду федерализма[22]. Здесь важно сохранить единство РФ, не допуская при этом ущемления прав и интересов республик, автономий, краев и областей. Для решения данной проблемы можно предложить новую, совершенно иную модель Российской Федерации, где Россия будет строиться по территориальному принципу. Переход от смешанного принципа федеративного устройства к единому, территориальному снял бы существующее противоречие между административно-территориальными и национально-государственными принципами государственного устройства. При таком принципе каждая территория в составе России будет рассматриваться как место проживания лиц разной национальности и в системе власти представляющих собой многонациональный народ, а не титульную нацию данного субъекта Федерации. Переход на территориальный принцип структурирования Федерации преполагает отказ от признания республик-государств в качестве формы  самоопределения народов России в этническом смысле.

Однако в настоящее время национальный фактор оказывает разрушающее воздействие на государственность России, влияет на рост национализма. Поэтому немедленно стоит реконструировать существующую систему, пока федерация не перешла в унитаризм или конфедерацию[23].

Что же касается политического режима, то здесь важно отметить присутствие авторитарные тенденции в формировании политического режима страны, с существованием тоталитарных традиций. Россия, провозглашает себя демократическим государством. Но разве это так на самом деле? Практический характер дел показывает, что демократия в России носит лишь формальный характер, при этом, не выражая интересов граждан[24]. Основным гарантом демократии может выступать только лишь гражданское общество, которое имеет слабовыраженный характер. А это означает, что Россия представляет собой иное государство, отличное от того, какое прописывается в Конституции РФ. Такое состояние влечет за собой противоречие между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью. А это может привести к состоянию аллегитимности, теневых отношений, и других отрицательных явлений, свойственных тоталитаризму, которые не позволят осуществлять демократическое реформирование на деле[25]. Целесообразно, для решения этой проблемы и усиления в России демократии провести соответствующие реформы, имеющие положительный результат для большинства людей применительно в социальной сфере: увеличивать правовую культуру граждан, развивать институт гражданского общества, стимулировать развитие институтов демократии, а также принимать немедленные меры по борьбе с правовым нигилизмом.

Все эти элементы формы государства следует рассматривать как в совокупности, так и в частности, о чем речь пойдет далее. Обобщая выше сказанное, хочу отметить, что все недостатки и противоречия несут за собой реальную угрозу распада Российского государства, при этом полностью уничтожая существующий строй. Поэтому, в рамках существующей проблемы преобразование и реформирование становится основной задачей стоящей перед государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Структурные компоненты формы российского государства

2.1. Форма правления Российской федерации. Особенности полупрезидентской республики в современном российском государстве

Одной из важнейших частей формы государства является форма правления. Понятие формы правления зародилось еще далеко в древности. Так,  Аристотель в своих трудах разграничивал формы правления в зависимости от способа осуществления верховной власти. В действительности такой критерий имеет место и в настоящее время − формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть, а именно единолично или принадлежит выборному коллегиальному органу[26].

Форма правления − это, прежде всего, конституционно-правовой институт, который отражает устройство и организацию государственной власти, характеризуемую ее формальным источником, правовое положение и структуру высших органов власти, порядок взаимоотношений между ними, а также характер отношений органов государственной власти с населением и степень участия последнего в их формировании[27]. Говоря обычным языком, форму правления можно определить как организацию и устройство государственной власти, которые отражают некие особенности развития страны, уровень демократии и культуры населения в ней. Из приведенных выше определений вполне понятно, что порядок организации и власти государства является ключевым критерием в определении формы правления. В связи с этим выделяют монархическую и республиканскую формы правления. Здесь определяющим признаком становится правовой статус главы государства: выборный и сменяемый в республике и наследственный в монархическом государстве. Верховные органы данных форм правления существенно отличаются друг от друга по своей компетенции, составу и порядку образования. Конституция РФ признает Россию демократическим правовым государством с республиканской формой правления[28]. Так что же мы вкладываем в понятие республиканской формы правления? Республиканская форма правления или республика  яв­ляется весьма древней формой государственной организации обще­ства. Характерной чертой республики всегда являлась выборность высших органов власти, куда входили избранные представители народа. Такой принцип существует и по сей день. При этом республиканская форма правления предполагает, что соответствующие лица, избираемые в коллегиальные органы, назначаются на определенный срок и решения в этих органах принимаются большинством из них[29]. Немаловажной чертой республиканской формы правления является то, что глава государства избирается выборным путем, а не по наследству. Таким образом, сообразно будет выделить юридические признаки республики:

1. Республиканское правление определяется как коллективное правление, основанное на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветвь, на что прямо указывает ст. 10 Конституции РФ[30].

2. В республике органы государственной власти носят выборный характер и избираются на определенный срок. Здесь источником власти является народ, об чем говорится в ст. 3 Конституции РФ[31].

3. Республика как форма правления сопровождается рациональным восприятием  населения государственной власти, так как республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает права и свободы личности, а также соотношение этих прав со свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется, прежде всего, в избирательной системе, а также в защите прав и свобод каждого гражданина в судебном порядке (ст. 46)[32].

4. Предусмотрена юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом.

5. Существует обязательность решений верховной государственной власти.

В зависимости от того, кем формируется правительство, кому оно подконтрольно и подотчетно, республики подразделяют на: парламентскую, президентскую и смешанную.

              Говоря, о форме правления российского государства, важно отметить, что на этот счет нет единых точек зрения. По классификации, характерной для науки конституционного права, в Российской Федерации существует смешанная или полупрезидентская форма правления, которая сочетает в себе признаки и парламентсткой, и президентской республик.[33] Гибридный характер обусловлен спецификой исторической эволюции института главы государства, а также социально-экономическими и политическими условиями. Однако, в настоящее время высказывается различные мнения по этому поводу. Немецкий политолог Э. Шнайдер считает, что для России скорее типична модель президентской системы, считая единственным обстоятельством, указывающим на парламентский характер российской формы правления то, что согласно Государственная Дума, по его мнению, может добиться роспуска Правительства[34]. Однако эта процедура лимитирована определенным сроком. И это обстоятельство дает право говорить о том, что Россия уже парламентская республика с доминированием Президента. Российский политолог В. Никонов считает, что Россия есть смешанная президентско-парламентская модель, где существуют посты влиятельного Президента и Премьера, зависимого от парламента. С.А. Грановский считает, что в России парламентско-президентская форма правления, указывая на то, что Президент, избираемый народом имеет полномочия в соответствии с которыми может действовать независимо от правительства, в то время как действует правительство, ответственное перед парламентом[35].

              Но, несмотря на столь широкий спектр в определении республиканской формы правления, в России закреплена республика смешанного типа или полупрезидентская республика. Здесь согласно ст. 80 Президент является главой государства, а не главой исполнительной власти, потому как исполнительная власть возложена на правительство, но вместе с тем, Президент имеет широкие полномочия по обеспечению взаимодействия и согласованного функционирования Правительства РФ и органов государственной власти, а также в сфере формирования правительства и направления его деятельности[36]. Президент юридически наделен большим рядом полномочий, закрепленных в главе 4 конституции РФ. Правительство формируется путем парламентских выборов и в свою очередь ответственно не только перед президентом, но и перед парламентом[37]. Президент осуществляет общее руководство правительством ФКЗ. Во главе Правительства стоит Председатель Правительства − премьер-министр. Согласно ст. 83 Конституции РФ в полномочия Президента согласно входит право роспуска парламента в случае наступления определенных обстоятельств. Согласно ч.4 ст.111 Конституции РФ Президент имеет право роспуска Государственной Думы, в случае, если Государственная Дума трижды отклонит кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации[38]. Стоит отметить, что в Российской Федерации власть Президента играет большую роль. Ее нельзя отнести не к исполнительной, не к законодательной, так как это особая форма самостоятельной власти, вытекающей из статуса главы государства как гаранта Конституции[39]. Эта власть обеспечивается как распределением полномочий между Президентом, Правительством и Парламентом, так и созданием при Президенте специальных органов управления для осуществления его полномочий. Отличительной чертой российской формы правления является ответственность Правительства, как перед Парламентом, так и перед Президентом, что не позволяет нам считать ее чисто президентской. Несмотря на это, смешанная форма правления призвана обеспечить работоспособность и стабильность правительства, что достигается путем подконтрольности парламенту и президенту.

              Исходя из политической практики и конституционного оформления современной России, вытекает проблема, заключающая в себе промежуточный характер республиканской формы правления. Здесь не совсем понятно, о какой форме идет речь, то есть прослеживается двойственной характер присущий как президентско-парламентской, так и чисто президентской форме правления.

              Таким образом, можно утверждать, что на характер формы правления доминирующее влияние оказывает личностный фактор главы государства. И в настоящее время складывается тенденция, склоняющая форму российского правления к классической президентско-парламентской власти, где Правительство приобретет самостоятельный характер и структуру.

Информация о работе Форма российского государства