Форма правления, понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования моей курсовой работы является такой
институт государственности, как форма правления.
Понятие формы правления является одним из важнейших,
содержательных характеристик правовой науки, государство ведения в целом.
Несомненно, так же его методологическое значение - еще Кант рассматривал
форму в качестве принципа упорядочения, синтеза материи государственности.
На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, в
центре внимания находились два вопроса: 1) какие формы правления существуют
и 2) какая из известных форм правления наилучшим образом подходит для
данного времени в данной стране.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….2

Глава 1……………………………………………………..6
Монархия, и ее виды…………………………………...6
Глава 2…………………………………………………….14
Республика и ее виды………………………………….14
Заключение………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………30

Файлы: 1 файл

Курсовая (формы правления).doc

— 1.06 Мб (Скачать)

В том или ином конкретном присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

Различают два основных вида государственных  режимов: авторитарный 
(антидемократический) и демократический ("либеральный").

Демократический режим (народовластие) – основан на признании принципов равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только провозглашением, оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными.

В демократическом государстве  народ является источником власти. 
Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве избираются. Критерием избрания в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Характерен политический плюрализм. 
Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений. "Силовые" структуры находятся под демократическим контролем общества, их деятельность регламентируется законом. 
Так же характерно господство закона во всех сферах общественной жизни, гласность, свобода слова средств массовой информации, осуществление принципа разделения властей. Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм:

1) население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой демократии, без политических посредников, которая проводится в жизнь через институты прямого народовластия

(референдумы, выборы на основе  всеобщего избирательного права,  митинги, демонстрации).

2) представительной (осуществляется  власть представителями народа - депутатами, другими выборными органами  исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы  различных классов, социальных  групп, слоев, политических партий). 
Особыми разновидностями демократического режима выступают: либерально- демократические и консервативно-демократические режимы. Первые характеризуются, что отдают приоритет личности, ее правам и свободам, и роль государства сводят к защите этих прав и свобод. Консервативно- демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов. 
Авторитарный режим можно рассматривать как "компромисс" между тоталитарным 
(абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти) и демократическим политическими режимами. В авторитарном режиме политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, при этом государственная власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (олигархией). Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. Управление осуществляется централизованно. В случае отклонения людей от "генеральной линии" применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент, поскольку широко применяются внесудебные методы принуждения людей. 
Оппозиция не допускается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем, форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно- властные структуры (органы государства).

Форма национально-государственного устройства и административно- территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов  и методов государство выполняет  свое социальное назначение – обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

В настоящее время отечественная  теория государства и права как  наука, может предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание  формы правления как одной  из основных характеристик устройства государства, дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз их развития.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Нормативно-правовые акты

1.1. Конституция Российской Федерации  – М., 2003. 61с

2. Литература

2.1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права – М., 1994. 377с

2.2 Теория государства и права. / Под ред. А.Б.Венгеров - М.; Юрист,

1994. 71с

2.3 Теория государства и права./ Под ред. М.Н.Марченко - М.; Теис,

1996. 475с

2.4. Малько А.В. Теория государства  и права – М., 2001. 287с

2.5 Петров В.С. Сущность, содержание  и форма государства – С-Пб., 
1971. 268с

 

КУРСОВИК 7:

Министерство образования Российской Федерации

Нижегородский государственный  университет

им. Н. И. Лобачевского


Юридический факультет

 

 

В. И. Цыганов

 

 

Проблемы  теории государства и права

Методические  рекомендации, планы лекционных и 

семинарских занятий, задания для дипломных работ

 

(для студентов, получающих высшее юридическое образование     по очной форме обучения на базе полного общего                        среднего образования)

 

 

 

 

Нижний Новгород

2005

 

 

 

В. И. Цыганов.

Проблемы теории государства  и права: методические рекомендации, планы лекционных и семинарских  занятий, задания для дипломных  работ работ (для студентов получающих  высшее юридическое образование по очной форме обучения на базе полного общего среднего образования). - Нижний Новгород, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендованы к опубликованию  кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Нижегородского государственного университета 31 августа 2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации, планы лекционных и семинарских  занятий, задания для дипломных работ составлены в соответствии с государственными стандартами и университетской программой по теории государства и права для студентов, получающих высшее юридическое образование по очной форме обучения на базе полного общего среднего образования.

 

 

 

 

 

© В. И. Цыганов. 2005.

Нижегородский государственный  университет им. Н.И. Лобачевского.

 

1. Предмет курса  и методика его изучения.

 

Проблемы теории государства и  права (ПТГП) наряду с другими юридическими дисциплинами содержит знания о государстве и праве. Специфика данной учебной дисциплины состоит в том, что она содержит основные положения науки теории государства и права, которые уже изучались на первом курсе в рамка одноимённой дисциплины. Поэтому ПТГП имеет те же особенности, что и теория государства и права.

Любая наука, излагая  предмет своего исследования, обращает внимание лишь на основные, качественные стороны изучаемого явления. Так и для теории государства и права важны лишь коренные, специфические явления и характеристики государственно-правовой жизни общества. При этом, в отличие от отраслевых наук она изучает государственно-правовые явления в целом. Её предмет выражен в обобщающих понятия отраслевых, специальных наук категориях. Например, теория государства и права изучает правонарушение как специфическое явление отличное от иных социально значимых деяний субъектов общественной жизни,  выделяя в нём признаки, свойственные всем актам противоправного поведения, и абстрагируясь от специфических свойств, присущих отдельным их видам.

Государство и право, как и другие социальные явления, имеют определённые законы развития. Теория государства и права ставит своей целью изучение наиболее важных закономерностей, затрагивающих всю государственно-правовую систему (закономерности возникновения и развития государства и права, принципы формирования и функционирования  государственного аппарата, преемственность в праве и т.д.).

Предмет теории государства  и права включает государство  и право. Изучение этих двух различных  явлений в рамках одной науки  обусловлено тем, что они тесно  взаимосвязаны и взаимообусловлены, не существуют друг без друга. Государство является основным субъектом правотворчества, защищает право своей принудительной мощью. С другой стороны, само государство юридически формировано, использует право как важнейший инструмент властвования.

Предмет теории государства  и права включает также и иные социальные явления, связанные с государством и правом. Государство и право действуют в системе общественных связей, испытывают влияние со стороны экономических, политических, социальных, идеологических отношений; оказывают на них обратное воздействие. Не изучив существо, специфику этих связей, нельзя познать и многое в самой государственно-правовой системе. Поэтому, достаточно большое место в теории государств и права уделяется изучению влияния экономических, культурных и иных факторов на развитие государства и право, места и роли государства в политической системе общества, социальных причин совершения правонарушений и т.д.

Но «Проблемы теории государства» и права по сравнению  с учебной дисциплиной «теория государства и права» имеет и некоторые особенности, заложенные уже в самом названии курса. ПТГП в значительной степени повторяет программу теории государства и права, но в отличие от последней здесь акцент сделан на наиболее сложные, проблемные вопросы теории государства и права, которые на первом курсе или не изучались, или рассматривались поверхностно.

Особенности предмета дисциплины «Проблемы теории государства и  права», её место в учебном плане  определяют и методику её изучения. На завершающем этапе изучения юриспруденции первостепенное значение имеет закрепление и систематизация полученных за годы обучения знаний. В этом плане ПТПГ имеет первостепенное значение, так как содержит общие для всех юридических наук понятия и категории и рассматривает наиболее фундаментальные, свойственные всей государственно-правовой системе закономерности. Таким образом, ПТГП как никакая другая дисциплина помогает установить место отдельного явления во всей государственно-правовой системы, через преодоление «мозаичности» знаний студента формирует целостное юридическое мировоззрение.

Успешному усвоению материалов курса способствует опора на материал, полченный студентами в рамках общегуманитарных  дисциплин: философии, культурологии, социологии и др. Многие понятия, содержащиеся в данных науках, учебных дисциплинах имеют универсальный характер и активно используются в теории государства и права (сущность, форма, индивид, общество, отношения, базис, надстройка, сознание и т.д.). Безусловно, важнейшей базой являются знания, усвоенные при изучении отраслевых юридических дисциплин.  Большую помощь в усвоение теоретического материала может оказать также обращение   к фактическим данным, содержащихся в курсах обеих историй государства и права (отечественной и зарубежных стран). Исторический материал как нельзя лучше помогает увидеть и понять закономерности, диалектику развития многих государственно-правовых явлений, их сущность.

Любая теория отражает определённую общественную практику, подчинена её потребностям. С этой точки зрения, особенно важно использовать факты политико-правовой жизни современного общества, как российского, так и других стран. Представляется весьма полезным в рамках изучения теории государства и права обращаться к текстам различных нормативно-правовых актов (Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Административного кодекса РФ). Без анализа конкретного правового материала невозможно сформировать объективное представление о структуре юридических норм, о юридической технике, о предмете и методе правового регулирования, об отраслях права, о юридических принципа, видах правовых норм и о многом другом.

Учебный процесс по проблемам теории государства и права включает в себя лекционные и семинарские  занятия и итоговый экзамен. Значение лекционных занятий особенно возрастает в настоящее время при изобилии учебной литературы, отражающей огромное разнообразие мнений, точек зрения существующих в юридической среде по одним и тем же вопросам. С этой точки зрения, усвоение единого лекционного курса, основанного на общей методологической базе, не имеющего неразрешимых внутренних противоречий, является необходимым.

При подготовке к семинарским занятиям студент должен, в первую очередь, использовать материалы лекций. Однако, ни в коем случае, нельзя ограничиваться ими. Лекции, как правило, имеют небольшой объём. Помимо своей содержательной ценности они во многом должны играть методологическую роль, указывать вектор, в направлении которого обучающий должен осуществлять работу. В данной работе важное значение имеет рекомендованная  лектором и ведущим практические занятия преподавателем учебная и научная литература. Различные вопросы по-разному раскрыты в учебниках, в силу этого, целесообразно иметь студенту один, два учебника (разных авторов), а также по отдельным вопросам обращаться и к иной учебной литературе. Привитию навыков работы с научной литературой способствует конспектирование различных монографий и научных статей (3-5 конспектов в семестр).

Информация о работе Форма правления, понятие и виды