Форма правления, понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:35, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования моей курсовой работы является такой
институт государственности, как форма правления.
Понятие формы правления является одним из важнейших,
содержательных характеристик правовой науки, государство ведения в целом.
Несомненно, так же его методологическое значение - еще Кант рассматривал
форму в качестве принципа упорядочения, синтеза материи государственности.
На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, в
центре внимания находились два вопроса: 1) какие формы правления существуют
и 2) какая из известных форм правления наилучшим образом подходит для
данного времени в данной стране.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….2

Глава 1……………………………………………………..6
Монархия, и ее виды…………………………………...6
Глава 2…………………………………………………….14
Республика и ее виды………………………………….14
Заключение………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………30

Файлы: 1 файл

Курсовая (формы правления).doc

— 1.06 Мб (Скачать)

Однако нельзяне отметить, что в  более поздних своих публицистических произведениях Щербатовстал находить все-таки определенные достоинства  в республиканской формеправления: развитие торговли (для которой предпочтительна  вольность); подъемпатриотических чувств («никакое другое правление не подает столь великого числазнатных примеров любви к отечеству»; обеспечение законности, ибо в республикахвсе люди повинуются не множеству различных правителей, «но единому закону». Этидостоинства Щербатов ставил в прямую зависимость от учреждения определенной«равности между гражданами», в результате которой все они «почитают себя единымнародом».

Обращаясь кмонархии, Щербатов, подобно  Монтескье, полагал, что здесь следует  различать дваварианта монархия ограниченная, функционирующая на основании законов, имонархия абсолютная, равнозначная деспотии, наличие которой он усматривал вРоссии

СимпатииЩербатова на стороне ограниченной монархии, причем он не делает различия междунаследственной и выборной ее организацией Ограниченная монархия должна иметьосновные законы и «хранить жизнь, честь, имение и спокойствие своих граждан»исключительно по законам Для России такая форма, по мнению Щербатова,традиционна, так как русские великие князья никогда не были «самовластниками»,они всегда правили, опираясь на Совет, в состав которого входили «лутшие мужи»дружины, бояре, старцы градские и духовенство Благодаря такому устройствуверховной власти она всегда обладала большим политическим весом.

Щербатовполагал, что монарх неправомочен объявлять войну, заключать мир, устанавливатьналоги, издавать законы «без согласия народа» В своей идеальной модели,описанной' в «Путешествии в землю Офирскую шведского дворянина С », онперечисляет сословный состав «Высшего правительства», в рядах представителейкоторого он желал бы видеть дворянских, купеческих и мещанских депутатов Такимобразом, здесь депутатский корпус у него значительно расширен по сравнению спредшествующими проектами ограничения верховной власти.

Представительныйорган, моделируемый Щербатовым, — Высшее правительство состоит из пятидепартаментов (уголовных дел, государственных доходов, торговли, морских исухопутных войск и чужестранных дел), все вопросы в которых решаютсяколлегиально В Высшем правительстве сосредоточена законодательная и высшаясудебная власть. Судьи выборны, и суд состоит из шести судей и председателя,избираемого составом суда сроком на один год.

Местноеуправление представлено выборными  органами дворянского и купеческогосамоуправления  с довольно широкими полномочиями.

Монархвозглавляет исполнительную власть и руководит управлением страной  в законныхпределах. За нарушение  законов монархом предусматриваются  тяжкие последствия,вплоть до заключения его в темницу. Посмертно, приблизительно через тридцатьлет, всенародно обсуждается деятельность каждого монарха и в соответствии свынесенной оценкой решается вопрос об отношении к его памяти (посмертная честь,памятники или, напротив, осуждение).

Таким образом,монарх в проектах Щербатова  представлен высшим чиновником государства" онлишен почестей, особых торжественных одеяний и церемоний, его украшают толькодобродетели.

Особое вниманиев своих проектах Щербатов уделил законодательной деятельности Составлениезаконов, по его планам, поручается комиссии, состоящей из компетентных людей,результаты их работы систематически обнародуются. Как и многие русскиемыслители, Щербатов усматривал необходимость в составлении «Книги законов»,которая, по его мысли, должна была дважды проходить всенародное обсуждение: впервоначальном и усовершенствованном вариантах для того, чтобы «каждыйгражданин не лишен был драгоценного дара вспомоществовать своими советами ктому законодательству, под коим он и чады его жить должны». Причем за активноеучастие в этом важнейшем мероприятии граждан следует вознаграждать, особеннотех, которые принесли пользу своими советами.

Законы должныбыть известны народу, и их необходимо изучать во всех учебных заведениях.

Классификациязаконов дана у Щербатова  в духе традиций естественно-правовой школы. Все законыон делит на божественные, естественные и положительные, твердо полагая, чтопоследние должны соответствовать первым двум. Так, он осуждал гражданский закон(положительный), предписывающий нарушать тайну исповеди священнослужителям(доносы священников властям), усматривая в его содержании нарушениебожественного закона. В качестве примера несоблюдения естественного закона онприводил случаи торговли крепостными людьми (прикрытой видимостью законности) итребовал строжайшего запрета таких сделок.

Касаясьвопросов организации судопроизводства, Щербатов высказал ряд прогрессивныхидей, активно обсуждавшихся его западноевропейскими современниками открытость игласность процесса, участие защитников. Щербатов возражал против вольноготолкования смысла закона судьями и требовал их точного соблюдения в процессесудебного исследования дел. Обжалование судебных приговоров и решений онсоветовал ввести в законные рамки, точно определив возможные сроки принесенияжалоб. Обращаясь к процессуальным нормам, Щербатов цитировал текст «Habeas corpus act» и выступал за то, чтобы и в Россииникто, «даже самый подлейший злодей», без суда не наказывался и чтобы каждыйгражданин мог быть арестован только с разрешения соответствующих органов и впредусмотренном законом порядке. Выступал он и за соблюдение требованияответственности за вину, отмечая при этом, что суровость наказания должнасоответствовать тяжести преступления Щербатов осуждал жестокие санкции,настаивая на их смягчении, а применение смертной казни считал возможным вредких случаях — по тяжким преступлениям, связанным с убийством и совершениемповторных грабежей

Социальныевзгляды Щербатова достаточно противоречивы. Он активно критиковал петровскуюТабель о рангах как закон, ущемлявший привилегии дворян, был  недоволенекатерининской «Грамотой  на права вольности и преимущества благородногороссийского дворянства» (1785) за недостаточную, по его мнению, степеньправовой и социальной защиты дворянства. В сословном устройстве обществаЩербатов усматривал прочность общественных устоев, полагая, что «смешениесостояний» приводит к «умствованию равенства, до крайности доведенного», и вконечном итоге к гибели государства. Каждому сословию следует определить егоправовой и социальный статус, а также подобающий ему круг занятий. Дворянам —правосудие, земледелие и военную службу; купечеству — торговлю и промыслы.Пожалование купцам дворянского звания он считал недопустимым: «Дед воровал, сынграбил, внук разбойничал, достоин ли он потомственного награждения?» Тем неменее каждое сословие должно иметь свой голос в решении важных государственныхдел, поэтому в Высшем правительстве Офир-ского государства заседают и дворяне,и купцы, и мещане (о крестьянах упоминания отсутствуют).

М. М. Щербатоввполне осознавал полную экономическую несостоятельность  и бесперспективностькрепостного  права, нарушающего все нравственные нормы. Земледелие онхарактеризовал как  важнейший род деятельности, и, исходя из этих представлений,он делил всех людей на производителей и потребителей. В России, по его мнению,наступило оскудение земледелия, которое «совершенно пало». Характеризуяположение крестьян (производителей), Щербатов писал, что они «питаются мякиннымхлебом, живя скорее как животные, а не как люди». Между тем именно земля должнабы стать источником благоденствия всех, а потому земледелие должно всяческипоощряться и «обороняться» правительством. Он многократно обращает внимание нанепроизводительность подневольного труда, противопоставляя ему результатысвободного хозяйствования на собственной земле. «Если бы дать свободукрестьянам в России, сие оживило бы их промысел, и, не прикрепленный к земле,не находящийся более в рабстве, каждый из них потщился достигнуть возможногоблагоденствия, а из сочетания частных благополучии проистечет и всеобщееблаженное состояние».

У Щербатовамного интересных проектов, преследующих цель поддержки «падающего земледелия»:повышение агротехники, создание государственной коллегии земледелия,рациональнее распределение  земель, переселение крестьян из густонаселенныхгуберний в малонаселенные, учреждение образцовых опытных хозяйств, садов иогородов, возрождение коневодства, «разведение разной скотины», широкоераспространение прогрессивного опыта.

По поводукрепостного права  Щербатов полагал, что освобождение крестьян — дело будущего.Пока же эту акцию он считал преждевременной, ибо крестьяне непросвещенны инравственно не подготовлены к свободной жизни, вследствие чего при внезапном ихосвобождении они могут «впасть в обленчивость», перестать заниматься земледелием,оставить неплодородные земли и направиться к плодородным с благоприятнымклиматом, в результате центр империи может оскудеть и запустеть и стране будетгрозить разорение.

Средства дляближайших преобразований в сельском хозяйстве Щербатов находил в возможностисокращения расходов на содержание армии. Задолго до А. А. Аракчеева он вносилпредложения об устройстве военных поселений, подробно разработав эту идею ипредставив на высочайшее имя «Мнение о военных поселениях». В организацииподобных поселений он усматривал экономию средств, создание хорошо обученнойармии, повышение ее благосостояния (в связи с уменьшением численности) иослабление бремени рекрутчины и налоговых тягот для населения. Все перемены, окоторых писал Щербатов, предполагалось осуществлять исключительно постепенно,эволюционным путем, в основном пользуясь такими рычагами, как введение «хорошихзаконов» и просвещение народа.

Список литературы

Для подготовкиданной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/

КУРСОВИК 6:

Министерство образования Российской Федерации

Филиал

Дальневосточного государственного технического университета в г. Петропавловске-Камчатском

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №___1___

По дисциплине: Теория государства  и права.

Тема: Форма правления и формы государственного устройства: понятие и виды.

Выполнила студентка I курса факультета заочного отделения специальности: Юриспруденция

Лицис Елена Анатольевна

Проверил: Корчагина И.Н.

г. Петропавловск-Камчатский 2003

Содержание

 
Введение …………………………………………………………..………… 3

Глава 1. Понятие формы государства  ……………………….……….. 4

Глава 2. Форма правления 
................................................................. 5

Глава 3. Форма государственного устройства ……………….……… 7

Глава 4. Государственный (политический) режим..………...……… 11

Заключение …………………….………………………………………….. 14

Библиография …………………………….……………………………….. 15

ВВЕДЕНИЕ

Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии "форма государства".

В своей работе я охарактеризую, в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества, как государство. Своей задачей я ставлю раскрыть понятие "форма государства", особенности правления, влияние политического режима на формирование государства, содержание и принципы как демократического, так и авторитарного режима. Традиционно отечественная теория государства и права в этих целях всегда выделяло форму государства в три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму национально- государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

Еще со времен Платона, Аристотеля теоретическая политико-правовая мысль пыталась нащупать причины, которые определили ту или иную форму правления. Но если во времена таких мыслителей как Аристотель изучение сводилось главным образом к описанию разнообразных форм правления, то уже в 
ХХ в. в рамках марксисткой теории политико-правовая мысль пыталась определить форму правления в ее связи с типом государства (рассматриваемом формационно), классовой структурой, экономическим базисом общества.

Все это имеет большой познавательный и практический смысл. Ведь научная классификация тех или иных реальных устройств государства, как, впрочем, и других политико-правовых институтов – это не просто игра ума, произвольно упорядочивающего невероятное множество самых разнообразных форм, а познание исторически существовавших государств, их теоретического обобщение, т.е. проникновение в закономерные, равно как и случайные начала, лежащие в основе политико-правового мироустройства. Все это поможет нам усвоить комплекс общих знаний о государственно-правовых явлениях, отражающих особые свойства государства и права.

Понятие и формы государства.

Типология государств тесно связана  с понятием формы государства. 
Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Форма государства – сложное  общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

Форма государственного правления  дает возможность уяснить:

- как создаются высшие органы  государства и каково их строение;

- какой принцип лежит в основе  взаимоотношений между высшими  и другими государственными органами;

- как строятся взаимоотношения  между верховной государственной  властью и населением страны;

- в какой мере организация  высших органов государства позволяет  обеспечивать права и свободы  гражданина.

По указанным признакам формы  государственного правления подразделяются на монархические (единоличные, наследственные) и республиканские 
(коллегиальные, выборные). Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова будет и его форма. Изучить же государство с точки зрения его формы – это значит, в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы осуществления государственной власти.

Информация о работе Форма правления, понятие и виды