2.
либо нормы конструируются там,
где для них нет объективной
основы в виде общественных
отношений, нуждающихся в правовом
оформлении (регулирование вакуума).
Подчас объектом уголовно-правовой
5Ожегов С.И.
и Н.Ю. Шведова. Толковый
словарь русского языка. 4-е издание,
дополненное. Москва 2003. С. 245.
6Там же. С.583.
защиты становятся
ценности, которые в силу особенностей
их природы невозможно защищать
с помощью угрозы наказания.
3.
Итак, нормы права искаженно отражающие
объективную общественную потребность,
рождают уродливые правоотношения,
последствия которых вредны для
общества, но в каком-то смысле
полезны для бюрократической
системы. Например, печально известные
нормативные акты об усилении борьбы
с нетрудовыми доходами, с пьянством и
алкоголизмом и др.
Итак, бюрократизм
всегда антидемократичен, но в
правоохранительной деятельности
он опаснее, чем в любой другой.
Т.к. здесь неизмеримо больше
возможностей для подавления
личности, здесь незаметнее стирается
грань, отделяющая требовательность
от диктата, строгость от насилия,
справедливость от произвола.
ГЛАВА 2. Бюрократия
и её роль в государственном управлении
2.1.Теория организаций,
объяснение феномена бюрократии
Начать рассмотрение
вопроса феномена бюрократии
необходимо с определения понятия
организация.
Формальная
организация - это, как указывает
А.И.Пригожин , способ организованного
построения на основе социальной
формализации связей, статусов и
норм. Под социальной формализацией
он понимает «целенаправленное
формирование стандартных, безличных
образцов поведения в правовых,
организационных и социокультурных
формах»[1]. Он выделяет следующие
основные элементы формальной
организации[2]:
1. Разделение
труда, возникающее в результате
необходимой специализации и
выступающее в виде системы
должностей, каждая из которых
дополняет другую, при этом, в
идеале, должности не дублируют
друг друга. Должностные позиции
образуют определенную иерархическую
структуру, которая в то же
время является структурой власти.
2. Система коммуникаций,
Т.е. средства и каналы, обеспечивающие
прохождение деловой информации
как «сверху вниз» (передача
приказов, указов, распоряжений, заданий),
так и «снизу вверх» (отчеты
подчиненных), а также по горизонтали
(обмен мнениями, консультации).
3. Различные
регуляторы, нормирующие и планирующие
деятельность данной социальной
организации (нормы и образцы
служебного поведения, программы
деятельности, принципы и формы
стимулирования, принуждения и вознаграждения).
Рассматривая
структуру формальной организации,
он приводит выделенные еще
в работах Ф.Тейлора и А.Файоля
, а также их последователей
существующие в структуре предприятия
типы: линейная организация, функциональная
организация и штабная организация[3].
Формализация
социальной системы может осуществляться
двумя путями: во-первых, легализация
уже естественно сложившегося
состояния, это так называемый
«рефлексивный» способ формализации;
во-вторых, разработка программы
(специального проекта, плана
работы и т.д.), в соответствии
с которой в дальнейшем осуществляется
организация той или иной социальной
системы, это уже «конструкторский»
способ формализации[4].
Все формальные
организации имеют специальный
административный аппарат, основная
функция которого заключается
в координировании действий членов
организации в целях ее сохранения.
Крайняя степень развития формальной
организации, выражающаяся в максимальной
стандартизации внутри организации
с целью повышения эффективности
организационного механизма, превращает
ее в бюрократическую систему. Понятие
бюрократия (от франц. bureau - бюро, канцелярия
и греч. kratos - власть, сила) буквально переводится
как власть канцелярии. Сущность бюрократии
заключается в нарастающем отчуждении
исполнительной власти, ее концентрации
в руках чиновников, которые всячески
стремятся избежать или ослабить демократический
контроль за своей деятельностью.
Большой вклад
в разработку проблем бюрократии
внес М.Вебер[5]. Он очень высоко
оценивал роль бюрократии, рассматривал
ее как необходимую форму общественного
порядка и эффективной социальной
организации и считал, что без
нее невозможен технический, технологический,
организационный прогресс. М.Вебер
сформулировал основные признаки
идеального типа бюрократической
системы. В идеальном виде бюрократия,
по его мнению, представляет собой
наиболее эффективную машину
управления, основанную на строгой
рационализации. В то же время
ему принадлежит ряд верных
мыслей относительно опасности,
к которой может привести усиление
бюрократии в формальных организациях
и в обществе в целом. Высказанная
М.Вебером точка зрения относительно
роли бюрократии в формальной
организации и обществе была
подвергнута основательной критике,
но в последние десятилетия
наблюдается возврат к его
идеям, своеобразная их модернизация.
2.2.Исторические
типы бюрократии, Российский тип
Обратимся
к истории вопроса. Специалисты
обычно выделяют три-четыре основных
типа бюрократии в истории
развития общества: патриархальную,
восточную, рациональную (веберовскую
) и «отзывчивую», которая с трудом
формируется сейчас в цивилизованных
странах Запада.
В России
бюрократия долгое время сохраняла
и, к сожалению, продолжает
сохранять многие черты патриархального
типа. Что такое российская бюрократия
в прошлом? Лучший ответ на
этот вопрос дает, на мой взгляд,
бессмертное произведение Н.В.Гоголя
«Ревизор». Основные черты ее
стиля управления, собственно, две:
1) служу своему начальнику; 2) обществу,
гражданам служу в той мере
и таким образом, как этого
хочу я сам. При такой организации
государственной службы на объективность,
компетентность, справедливость, деловитость
чиновника рассчитывать не приходится:
сроков рассмотрения дел не
существует, порядок делопроизводства
и подведомственность крайне
неопределенны, а главное - во
всем господствует произвол, личное
усмотрение решающего вопрос
с непременными спутниками -взятками,
вымогательством, протекцией. Исход
дела решает не правота человека,
не объективные обстоятельства,
а его статус, богатство, связи,
ловкость, умение «задобрить» нужную
персону.
Патриархальная
система имела и некоторые
достоинства. Так, если просителю
удавалось установить с должностным
лицом личный контакт и возникали
не холодные, деловые, а теплые,
почти дружеские отношения, то
проситель мог без формальных
проволочек решить свое дело.
Но недостатки явно преобладали.
В качестве
альтернативы патриархальной системе
постепенно стала складываться
иная, современная форма решения
текущих государственных дел,
которой в идеале присущи такие
черты, как компетентность; ведение
дел бесстрастными исполнителями
в полном соответствии с законодательством;
упорядоченность делопроизводства;
свобода от субъективных влияний.
Словом, организация государственной
службы современного типа предполагает
господство общеобязательных регламентированных
процедур, исполнение которых не
должно зависеть от того, кто
именно и по отношению к
кому их выполняет. Все равны
перед единым порядком. Унификация
становится гарантией против
недостатков конкретных людей
и возможных злоупотреблений.
Такова концепция рациональной
бюрократии, как ее сформулировал
М.Вебер[6].
По Веберу,
основные характеристики бюрократии
сводятся к следующим четырем:
1) бюрократическая юрисдикция четко
зафиксирована нормативным образом:
2) иерархическая организация бюрократической
структуры основана на твердо
установленных принципах должностной
субординации; 3) вся формальная внутриорганизационная
деятельность (распространение информации,
принятие решений, директивы и
т.п.) осуществляется в форме письменных
документов, подлежащих последующему
хранению; 4) все должностные лица
должны быть хорошими специалистами
в области администрирования,
компетентными не только в
сфере собственных должностных
обязанностей, но и в области
норм, правил и процедур деятельности
бюрократической организации в
целом.
Технически,
по М.Веберу, это самая совершенная
форма организации государственной
службы. Ее превосходство проявляется
в четкости, быстроте, компетентности,
преемственности, единстве, субординации,
стабильности, относительной дешевизне
и, наконец, безличном характере
деятельности.
«Идеологической»
основой веберовской модели
были три постулата: 1) бюрократия
одинаково эффективно служит
любому политическому «хозяину»,
не вмешиваясь при этом в
его компетенцию; 2) это наилучшая
из всех возможных форм организации;
3) важнейшее ее достоинство - эмансипация
от субъективных человеческих
влияний на принятие решений.
Нет сомнения, что подход Вебера
составил эпоху в административной
науке и практике, стал фундаментальной
основой теории управления в
индустриальном обществе. И значение
его до сих пор далеко не
исчерпано.
Но жизнь
все же оказалась сложнее идеальных
схем М.Вебера. Уже начиная с
К.Маркса, исследователи часто отмечают
у бюрократии развитых государств
такие черты, как своекорыстие,
корпоративность, формализм, карьеризм,
притязание на монопольную компетентность,
отношение к гражданам как
«винтикам» безличной машины. И
как общественный результат -
перерождение рациональной бюрократии,
фактическое отчуждение рядовых
граждан от власти и управления.
Как заявил в свое время
В.Остром, один из наиболее авторитетных
политологов современности, практическое
воплощение в жизнь веберовского
идеального типа «полностью развитой
бюрократии» способно создать такую бюрократическую
машину, при которой профессиональные
бюрократы соединятся в цепи, а граждане
превратятся в зависимые массы, в беспомощных
«дилетантов» при своих политических
«хозяевах». Господство полностью развитой
бюрократии превратит все формы конституционного
правления в равнозначные фикции. Единственной
политической реальностью останется бюрократия.
2.3. Проблемы
формирования государственной службы
демократического общества
В работе
мы будем рассматривать понятия
«бюрократия» и «государственные
служащие» как синонимы для
обозначения тех, кто занят
на государственной службе. «Государственная
служба – вид трудовой деятельности,
заключающийся в практическом
осуществлении государственных
функций работниками государственного
аппарата, занимающими должности
в государственных учреждениях
и получающими от государства
вознаграждение за свой труд».[7]
При использовании
понятия «бюрократия», мы опираемся
на веберовские представления
о бюрократии. Идеальная бюрократия,
по Веберу, рациональна, аполитична
и высококвалифицирована . Этому
способствует целый ряд факторов
и специальных процедур. В их
числе: рекрутирование на основе
открытых конкурсов; внутреннее
продвижение по иерархической
лестнице с учётом определённых
критериев; деполитизация карьеры
и функциональных обязанностей (служение
закону, а не партиям или идеологии);
профессионализация деятельности (образование
и ориентация на приобретение
длительного опыта на государственной
службе); конкурентно способное вознаграждение.
Все эти процедуры и правила
нацелены на то, чтобы бюрократия
идентифицировала себя с государством,
а не с конкретными идеологиями,
политиками или лоббистскими
группами.
2.4.Количественные
характеристики численности государственных
служащих РФ
Все должности
государственной гражданской службы
делятся по ветвям власти (законодательная,
исполнительная, судебная), уровнями
управления (федеральный, региональный,
муниципальный), категориям: руководители,
помощники (советники), специалисты,
обеспечивающие специалисты и
группами должностей внутри категорий
(от высших до младших).
Работники,
занимающие должности специалистов,
вместе с основной массой муниципальных
служащих, работающих в органах
местного самоуправления, составляют
ядро российского чиновничества.
Ранее многочисленный
вспомогательный персонал (секретари,
водители, работники, обслуживающие
здания и оборудование, и т.п.)
не включался в систему должностей
государственной службы. Теперь
они входят в категорию обеспечивающих
специалистов, существующих для
организационного, информационного,
документационного, финансово-экономического,
хозяйственного и иного обеспечения
деятельности государственных органов.[8]
Ранее они формально и статусно
не являлись чиновниками, однако в статистике
в настоящее время они объединяться с
государственными служащими в одну группу,
как занятые в органах государственной
власти и управления. Это важно учитывать,
сравнивая численность чиновников в разные
периоды времени.