Великобритания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 17:06, реферат

Краткое описание

Страна, расположенная на Британских островах у северо-западных берегов континентальной Европы, традиционно называется (по имени крупнейшего острова) Великобританией, а по названию её основной части Англией.
Официально же она именуется Соединенное королевство Великобритании и
Северной Ирландии. В собственно Великобританию входят три историко- географические области: Англия, Уэльс и Шотландия. В состав Соединенного королевства включается также Северная Ирландия, занимающая северо-восточную часть острова Ирландия. Это четвертая область страны.

Оглавление

1. Общие сведения 3
Климат 4
Гидроресурсы 6
Государственный строй 7
2. Исторический очерк 8
3. Экономико-географическое положение 14
4. Характеристика промышленности 14
5. Сельское хозяйство 19
6. Транспорт и внешнеэкономические связи 20
7. Население и города 21

Файлы: 1 файл

Великобр.docx

— 38.81 Кб (Скачать)

 «Империал Кемикал Индастриз» или ИКИ, «Юнивелер», «Бритиш Миланд» и

 «Дженерал Электрик Компани», в которых занято 200 тыс. человек. Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до

 Ланкашира и  от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса — Южный Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии. 

 В течение последних  лет британское правительство  стремится проводить региональную  политику, направленную с одной  стороны, на некоторое сдерживание  концентрации населения и промышленности  в чрезмерно разросшихся конурбациях,  а с другой — на содействие  подъему старых районов с большой  долей традиционных отраслей, переживающих  упадок. Для привлечения в отстающие  районы промышленных фирм предпринимателям  предоставляются государственные  кредиты, льготные условия аренды  промышленных зданий, выплаты налогов  и т.д. 

 Все эти меры  несколько уменьшили территориальную  концентрацию промышленности. Благодаря  разгрузке столичных агломераций,  прежде всего

 Большого Лондона,  и конурбации Западного Мидленда, а также развитию новейших отраслей в отстающих районах, несколько изменилась и территориальная структура промышленности. 

 Однако в целом  региональная политика не принесла  ожидавшихся результатов из-за  самой сущности стихийного капиталистического  производства. Экономические трудности  в отстающих районах остались  в основном прежними. Не удалось  остановить сдвиг населения и  производительных сил на юг. Региональная  политика не может также решить  острых социальных проблем отстающих  районов, и, прежде всего, сократить  безработицу. В 80-х годах все  больше усиливается борьба рабочего  класса за свои права.

 Несколько крупнейших  забастовок докеров и шахтеров  показали, что при решении региональных  проблем интересы трудящихся  отстающих районов далеко не  на первом месте. 

 Главная отрасль  горнодобывающей промышленности  Великобритании — добыча каменного  угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь  господствовал на мировом рынке.  Однако с 1913 г., когда его было  добыто рекордное количество  — 287 млн. т, добыча неуклонно  снижается. 

 Тем не менее,  уголь все же остается одним  из ведущих видов топлива в  стране. Он дает 1/3 потребляемой в  Великобритании энергии, уступая  только нефти, дающей почти  половину её. Самый крупный угольный  бассейн на

 Британских островах — Йоркшир, где 1975 г. было добыто 28 млн. т угля. За ним следует Нортулеберленд-Даремский и Северо-западный. 

 Потребление угля  в Великобритании увеличилось  в последние годы в связи  с резким повышением цен на  нефть. 

 Британская нефтеперерабатывающая  промышленность зависит от импорта  сырой нефти и нефтепродуктов. Скважины в восточном Мидленде дают ежегодно менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря — новая, процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть ввозится из

 Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты  — из Италии,

 Нидерландов и  Венесуэлы. 

 Крупнейшие нефтеперерабатывающие  заводы расположены у глубоководных  портов Саутпхемтона, в Уешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов

 Южного Уэльса  соединены с портом Эне-Бей нефтепроводом. 

 По проложенному  на дне Северного моря газопроводу  газ достигает восточного побережья  острова Великобритания в районе  Исингтона и Йоркшира.

 В британской  зоне эксплуатируются пять основных  месторождений природного газа, которые дают 1/6 потребляемой в  стране энергии. Ныне почти  весь газ поступает из природных  источников. Великобритания — второй  в мире поставщик каолина (белой  глины, из которой делаю фарфор); здесь в очень крупных месторождениях  добывают и другие виды глины  для керамической промышленности. Есть перспективы добычи вольфрама,  меди и золота из вновь разведанных  месторождений. Возможно даже, что  скоро Британия полностью прекратит  импорт вольфрама. 

 Разработка железной  руды ведется в сравнительно  узком поясе, который начинается  в Йоркшире и тянется через  весь восточный Мидленд до города

 Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании. 

 Великобритания  полностью обеспечивает себя  электроэнергией: 86% — ТЭС,

12% — АЭС, 2% — ГЭС.  Подавляющее число ТЭС работает  на угле. Гидростанции, как правило,  небольшие, расположены они в  основном в Шотландском нагорье. 

 Великобритания  занимает в мире восьмое место  по выплавке чугуна и стали.  Почти вся сталь страны производится  государственной корпорацией

 «Бритиш стил». Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду содержали часто сами пласты угля, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии — известняки имеются на Британских островах почти везде.

 Угольные бассейны, в близи которых развивались металлургические центры, расположены недалеко друг от друга и от крупнейших портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции. 

 Сталеплавильная  индустрия Великобритании все  больше использует в качестве  сырья металлолом, поэтому современные  сталеплавильные заводы обычно  привязаны к крупным промышленным  центрам как к источникам сырья  и рынкам сбыта готовой продукции. 

 Британская цветная  металлургия одна из крупнейших  в Европе. Она работает почти  целиком на привозном сырье,  поэтому выплавка цветных металлов  тяготеет к портовым городам.  Экспорт цветных металлов по стоимости намного превышает экспорт чугуна и стали. Великобритания — также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, самолетостроении и электронике. Главные покупатели этих металлов — это США и Германия. 

 Главный район  цветной металлургии — Западный  Мидленд, где много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры — Южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англси, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии.

 Центры по производству  алюминия в Мидленде и Южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями. 

 В самой крупной  отрасли британской промышленности  — машиностроении работает ј всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны.

 Предприятия этой  отрасли имеются практически  во всех районах и в большинстве  городов Великобритании. 

 Великобритания  — самый крупный в мире экспортер  грузовых автомашин.

 Широко известна  серия машин повышенной проходимости  «Лендровер». Главные покупатели английских автомобилей — США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР. 

 Почти все серийные  автомобили выпускаются несколькими  крупнейшими автомобильными фирмами  «Бритиш Лейланд», заводами международной американской компании «Крайслер Ю.К.» и дочерними американскими фирмами

 «Воксхол» и «Форд». Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмингеме. 

 Старейшая традиционная  отрасль Великобритании — текстильная  промышленность. Шерстяные ткани  производятся в основном в Западном

 Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Сешсдене, а хлопчатобумажных тканей Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи самое древнее на Британских островах. Шерстяные ткани британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешнем рынке. 

5. Сельское хозяйство 

 В сельском  хозяйстве занято всего около  3% работающего населения страны. Великобритания производит более  половины сельскохозяйственных  продуктов, потребляемых её населением, но в среднем на одного человека приходится меньше 1/3 сектора сельскохозяйственных земель. Полностью обеспечиваются потребности в ячмене, овсе, картофеле, домашней птице, свинине, яйцах и свежем молоке. Однако многие важные продукты

 Великобритании  приходится ввозить из других  стран. Она импортирует 4/5 сливочного  масла, 2/3 сахара, половину пшеницы  и бекона, ј потребляемых в стране говядины и телятины. 

 Великобританию  часто называют «королевством  пастбищ». И в самом деле, пастбища  и сенокосные угодья занимают  здесь территорию в 3 раза большую,  чем зерновые культуры. 

 Природные условия  Великобритании более благоприятны  для развития животноводства, чем  земледелия. Животноводство и растениеводство  дают соответственно 65 и 23% стоимости  сельскохозяйственной продукции  страны.

 Преимущественно  животноводческие хозяйства располагаются  в западной, более влажной части  острова Великобритания. Англия  является одним из самых крупных  поставщиков овечьей шерсти. 

 Большинство ферм  Великобритании — это высокомеханизированные  товарные хозяйства капиталистического  типа. Однако себестоимость фермерской  продукции весьма высока. Британское  фермерство нуждается в высоких  закупочных ценах, поэтому регулирование  общего аграрного рынка в пределах

 ЕЭС, установление  единых цен на сельскохозяйственную  продукцию отрицательно сказались  на экономике мелких и средних  хозяйств. 

6. Транспорт и  внешнеэкономические связи 

 Поскольку Великобритания  — государство островное, все  её внешние перевозки и торговля  связаны с морским и воздушным  транспортом, но после открытия  туннеля под проливом Ла-Манш  немаловажную роль стал играть  автомобильный транспорт. Около  9/10 общего грузооборота приходится  на морской транспорт, в том  числе ј — на каботаж. 

 Все районы  Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными транспортными узлами. Крупнейшие из них — Лондон, Ливерпуль, Манчестер,

 Глазго, Бристоль, Мидлсбро, Халл, Ньюкасл, Саутхемптон, Милфорд-Хейвен.

 Причем лондонский  и ливерпульский морские порты  пропускаю около половины всех  грузов (по стоимости). 

 С материком  Великобритания связана туннелем  под проливом Ла-Манш, двумя железнодорожными  паромами (Дувр-Дюнкерк и Харидж-Остенде) и многочисленными морскими автомобильными и пассажирскими паромами — с

 Данией, Швецией,  Норвегией, Голландией и Францией. Во внутренних грузовых перевозках  наибольшую роль играет автомобильный  транспорт. Одновременно расширяется  сеть автомобильных дорог и  происходит их реконструкция. 

 Оборот внешней  торговли увеличился почти вчетверо. С одной стороны удвоился экспорт  капитала, с другой — быстро  растут вклады иностранных монополий  в экономику Великобритании. Почти  в четыре раза увеличился

 «невидимый экспорт». Большая часть стоимости экспорта  приходится на изделия обрабатывающей  промышленности: автомобили, самолеты, металлоизделия, электрооборудование,  продукцию химической промышленности  и текстиль. 

7. Население и  города 

Информация о работе Великобритания