Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:48, контрольная работа
Потребность управления техническими и экономическими объектами привела к созданию специальных методов, обеспечивающих принятие правильных решений. Один из таких методов это задача линейного программирования. Существуют следующие разделы линейного программирования
построение экономико-математических моделей задач линейного программирования;
теоретические основы методов линейного программирования;
графический метод линейного программирования;
симплексный метод решение задач линейного программирования;
двойственные задачи;
задачи транспортного вида;
Введение
Модели оптимального отраслевого и регионального регулирования
Экономико-математическая модель перспектив развития и размещения предприятий отрасли
Транспортно-производственная модель с целочисленными и непрерывными переменными
З.а. Пример1
З.б. Пример2
З.в. Пример3
Заключение
Литература
для всех s
для всех i
3.a. Пример 1: Необходимо произвести прогноз размещения производства однородного продукта и определить объём его перевозок потребителям с учётом минимизации общей суммы производственных и транспортных расходов. Возьмем два предприятия, по каждому из которых разработана два альтернативных варианта их развития, и три потребителя. Объёмы производства по вариантам, потребность в продукции потребителей, а также удельные производственные и транспортные расходы представлены в таблице №1.
Таблица 1 - Исходные данные для однопродуктовой производственнотранспортной задачи в дискретной постановке.
Предприятия |
Варианты их развития |
Объем производства продукции |
Удельные производственные затраты, ден.ед. |
Потребители | ||
1 |
2 |
3 | ||||
Потребность в продукции, ед | ||||||
259 |
162 |
97 | ||||
Удельные транспортные расходы, ден.ед. | ||||||
1 |
1 |
222() |
81,4 |
33 |
18 |
9 |
2 |
296() |
62,9 |
33 |
18 |
9 | |
2 |
1 |
148() |
85,1 |
2,4 |
56 |
67 |
2 |
222() |
81,4 |
56 |
67 |
Наряду с исходными данными в таблицу вписаны переменные величины
.
Это облегчит нам запись задачи в развернутом виде, к осуществлению
которой мы и приступили.
0 или 1
Для целочисленных моделей включая и производственно-транспортную задачу в дискретной постановке пока не создано точных метода их решения. В этой связи зачастую пользуются приближенными методами, которые не гарантируют получение оптимального решения. Но в любом случае оно всегда является близким к оптимальному.
Для решения подобных задач можно использовать два подхода.
Первый подход заключается в
том, что производственно-
На втором шаге нецелочисленное решение доводится до целочисленного методом, основывающимся на идеях дельта-метода А.Г.Аганбегяна. Этот метод особенно эффективен, когда количество переменных в задаче значительно превосходит количество ограничений. Теоретически доказывается, что количество целочисленных решений гарантируется для (п- т) переменных, где п - число переменных, а m - число ограничений.
При втором подходе для решения задачи с самого начала используется приближенный метод. Он эффективен в том случае, когда размерность задач невелика, а заполняемость матрицы значащими коэффициентами не очень плотная.
Воспользуемся первым подходом и решим нашу задачу симплексным методом. Для этого построим расширенную модель экономико-математической задачи, т. е. первую симплексную таблицу.
Результат решения задачи: X*=(0;1;0;1;0;0;0;37;162;97;0;
Представим эти результаты в табличной форме.
Таблица 2 - Объемы производства продукции на двух предприятиях и ее распределение по потребителям
предприятия |
Варианты |
Объём |
Величина |
поставки |
продукции |
Всего |
развития |
производства |
потребителям, ед. |
поставляется, | |||
продукции, |
1 |
2 |
3 |
ед. | ||
ед. |
||||||
1 |
2 |
296 |
37 |
162 |
97 |
296 |
2 |
2 |
222 |
222 |
- |
- |
222 |
итого |
518 |
259 |
162 |
97 |
518 |
Как видно, получено не только оптимальное, но и целочисленное решение. Оба предприятия целесообразно развивать по второму варианту. Причем первое предприятие должно поставить продукцию всем потребителям соответственно 37, 162 и 97 ед., а второе - только первому - 222 ед. Относительная эффективность первого предприятия выше второго в 3,5 раза. Об этом можно судить по величине двойственных оценок 8-го и 9-го ограничений задачи, имеющих в данных условиях рентный характер.
Таблица 4 - Расширенная модель однопродуктовой производственно - транспортной задачи в дискретной постановке.
Переменные
Ограничения |
Предприятие и варианты их развития |
Варианты прикрепления предприятий | |||||||||||||||
Варианты развития первого предприятия |
Варианты развития второго предприятия |
Первое предприятие | |||||||||||||||
Возможные прикрепления по: | |||||||||||||||||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 варианту развития |
2 вариату развития | ||||||||||||
X11 |
X12 |
X21 |
X22 |
X111 |
X121 |
X131 |
X112 |
X122 |
X132 | ||||||||
1)согласование объемов |
222 |
-1 |
-1 |
-1 |
|||||||||||||
2) согласование объемов |
296 |
-1 |
-1 |
-1 | |||||||||||||
3)согласование объемов |
148 |
||||||||||||||||
4)согласование объемов |
222 |
||||||||||||||||
5)удовлетворение потребностей потребителей в продукции |
1 |
1 |
|||||||||||||||
6)удовлетворение потребностей потребителей в продукции |
1 |
1 |
|||||||||||||||
7)удовлетворение потребностей потребителей в продукции |
1 |
1 | |||||||||||||||
8) ограничение целочисленности вариантов развития первого предприятия |
1 |
1 |
|||||||||||||||
9)ограничение целочисленности вариантов развития первого предприятия |
1 |
1 |
|||||||||||||||
Затраты по производству и транспортировке продукции ден.ед. |
18071 |
18618 |
12595 |
18071 |
33 |
18 |
9 |
33 |
18 |
9 | |||||||
Переменные
Ограничения |
Варианты прикрепления предприятий |
Объемы и типы ограничений | |||||||||||||||
Второе предприятие | |||||||||||||||||
Возможные прикрепления по: | |||||||||||||||||
1 варианту развития |
2 вариату развития | ||||||||||||||||
X111 |
X121 |
X131 |
X112 |
X122 |
X132 | ||||||||||||
1)согласование объемов |
≥0 | ||||||||||||||||
2) согласование объемов |
≥0 | ||||||||||||||||
3)согласование объемов |
≥0 | ||||||||||||||||
4)согласование объемов |
-1 |
-1 |
-1 |
≥0 | |||||||||||||
5)удовлетворение потребностей потребителей в продукции |
-1 |
-1 |
-1 |
≥259 | |||||||||||||
6)удовлетворение потребностей потребителей в продукции |
≥162 | ||||||||||||||||
7)удовлетворение потребностей потребителей в продукции |
1 |
1 |
≥97 | ||||||||||||||
8) ограничение целочисленности вариантов развития первого предприятия |
1 |
1 |
=1 | ||||||||||||||
9)ограничение целочисленности вариантов развития первого предприятия |
1 |
1 |
=1 | ||||||||||||||
Затраты по производству и транспортировке продукции ден.ед. |
2,4 |
56 |
67 |
2,4 |
56 |
67 |
|
Содержание транспортно-
i - номер предприятия - поставщика сырьевых ресурсов (i = 1-т)
j - номер завода, перерабатывающего сырьё i-х поставщиков (j = 1- п);
р - номер потребителя продукции j-х заводов (р = 1-и);
k - номер вида продукции, поставляемой j -ми заводами р-м потребителям (к=1-r);
Qi - максимально возможный объём производства сырья i -м предприятием;
Вj - минимальная, максимально - возможная или фиксированная мощность j-го завода;
akij - выход k-й продукции из 1 ед. сырья, поставляемого i-м поставщиком j-му заводу;
Dpk - прогнозируемая потребность р-го потребителя в k-ом продукте;
Сipk - затраты на производство 1 ед. продукции у i-го поставщика;
diji - транспортные расходы на доставку 1 ед. сырья от i -го поставщика до j -
го завода;
qij -себестоимость переработки 1 ед. сырья, поставляемого i -м предприятием j-му заводу;
Fjpk - транспортные расходы на доставку 1 ед. к -го продукта j -м заводам p-му потребителю;
Xi - искомый объём производства (добычи) сырьевых ресурсов i-м предприятием;
Yij - искомый объём переработки сырья j-м заводом поставляемого i-м предприятием;
Zipk- искомый объём поставки К-го продукта j -м заводом р-му потребителю;
В принятых обозначениях при постановке задачи на минимум затрат она сводится к следующему: определить такие значения переменных Xi, Yij и
Zipk, при которых минимизируется величина целевой функции
и выполняется условия:
Xi≤Qi (i=1-m)
- ограничение объёмов производства сырья на i -х предприятиях;
- ограничения мощности j- х заводов;
- ограничения по увязке объёмов производства (добыча) и переработке сырья
- ограничения по увязке объёмов производства продукции и её поставке потребителям
- ограничение
по удовлетворению
Xi,Yij,Zipk≥0
-ограничения неотрицательности переменных величин.
Эта модель может быть использована для решения задач по прогнозированию размещения заводов железобетонных конструкций, нефте и мясоперерабатывающих, предприятий, сахарных и других заводов, где необходимо учитывать как затраты на производства (добычу) и доставку сырья, так и на перевозку, готовой продукции потребителям.
3.б. Пример 2: Двум сахарным заводам могут поставлять сырье трём сельскохозяйственным предприятия. Первый - завод действующий. Его, мощность (6200 т перерабатываемой сахарной свеклы) необходимо сохранить. Предусматривается возможность расширения мощности данного завода. Второй завод может быть построен, если окажется невыгодным расширять мощность первого завода. Производимая заводами продукция (песок сахарный и патока) поставляется двум потребителям, потребности которых строго ограничены.
Необходимо определить оптимальную мощность сахарных заводов, поставщиков сырья, а также рациональные маршруты перевозок сырья и готовой продукции. Исходные данные, задачи приведены в таблицах.
Себестоимость переработки 1 т сахарной свеклы на сахарных заводах - существенно зависит от содержания сахара в сырье и от сроков его переработки. Чем выше процентное содержание сахара в свекле, тем меньше ее нужно переработать для получения 1 т сахара. Это окажет прямое влияние на снижение удельных производственных затрат.
Таблица 5 - Объемы производства сырья, затраты на его производство, переработку и доставку потребителям.
Сельхоз предприятия |
Объём производства сахарной свёклы |
Себестоимость производства сахарной свёклы |
Потребители сырья, удельные затраты на его перевозку, ден.ед./т |
Себестоимость переработки 1 т. сырья, поставляемого i-предприятием, ден. ед./т | ||
1 |
2 |
1-й завод |
2-й завод | |||
1 |
3000 |
23,13 |
4,85 |
5,3 |
32,1 |
29,9 |
2 |
2100 |
18,4 |
5,6 |
4,9 |
24,1 |
22,4 |
3 |
4178 |
26,1 |
5,1 |
6,1 |
32,4 |
30,1 |
Таблица 6 - Выход k-ой продукции из 1 т сырья i-x поставщиков и удельные транспортные расходы на ее доставку потребителям.
заводы |
Вид продукции |
Выход конечной продукции поставщиков, % |
из сырья i -х |
Удельные транспортные расходы на перевозку продукции потребител | ||
1-й поставщик |
2-й поставщик |
3-й поставщик |
1-й потребитель |
2-й потребитель | ||
1 |
Песок |
11,2 |
17,7 |
10,2 |
7,82 |
8,4 |
сахарный патока |
5,1 |
5,6 |
4,7 |
8,3 |
9,3 | |
2 |
Песок |
12,0 |
19,0 |
11,0 |
8,1 |
9,1 |
сахарный патока |
5,5 |
6,0 |
5,0 |
8,9 |
10,0 |
Информация о работе Транспортно-производственная модель с целочисленными и непрерывными переменными