Транспортно-производственная модель с целочисленными и непрерывными переменными

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:48, контрольная работа

Краткое описание

Потребность управления техническими и экономическими объектами привела к созданию специальных методов, обеспечивающих принятие правильных решений. Один из таких методов это задача линейного программирования. Существуют следующие разделы линейного программирования
построение экономико-математических моделей задач линейного программирования;
теоретические основы методов линейного программирования;
графический метод линейного программирования;
симплексный метод решение задач линейного программирования;
двойственные задачи;
задачи транспортного вида;

Оглавление

Введение
Модели оптимального отраслевого и регионального регулирования
Экономико-математическая модель перспектив развития и размещения предприятий отрасли
Транспортно-производственная модель с целочисленными и непрерывными переменными
З.а. Пример1
З.б. Пример2
З.в. Пример3
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 543.57 Кб (Скачать)

           для всех s

           для всех i

 

 

3.a. Пример 1: Необходимо произвести прогноз размещения производства однородного продукта и определить объём его перевозок потребителям с учётом минимизации общей суммы производственных и транспортных расходов. Возьмем два предприятия, по каждому из которых разработана два альтернативных варианта их развития, и три потребителя. Объёмы производства по вариантам, потребность в продукции потребителей, а также удельные производственные и транспортные расходы представлены в таблице №1.

Таблица 1 - Исходные данные для однопродуктовой производственнотранспортной задачи в дискретной постановке.

Предприятия

Варианты их развития

Объем производства продукции

Удельные производственные затраты, ден.ед.

Потребители

1

2

3

Потребность в продукции, ед

259

162

97

Удельные транспортные расходы, ден.ед.

1

1

222()

81,4

33

18

9

2

296()

62,9

33

18

9

2

1

148()

85,1

2,4

56

67

2

222()

81,4

 

56

67


 

Наряду  с исходными данными в таблицу  вписаны переменные величины

.

 

Это облегчит нам запись задачи в  развернутом виде, к осуществлению

которой мы и приступили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0 или 1

 

Для целочисленных моделей включая  и производственно-транспортную задачу в дискретной постановке пока не создано точных метода их решения. В этой связи зачастую пользуются приближенными методами, которые не гарантируют получение оптимального решения. Но в любом случае оно всегда является близким к оптимальному.

Для решения подобных задач можно  использовать два подхода.

Первый подход заключается в  том, что производственно-транспортная задача решается в два шага. Сначала она приводится к виду общей задачи линейного программирования и решается точным (симплексным) методом. В результате может быть получено нецелочисленное значение переменных что противоречит нашему условию.

На втором шаге нецелочисленное  решение доводится до целочисленного методом, основывающимся на идеях дельта-метода А.Г.Аганбегяна. Этот метод особенно эффективен, когда количество переменных в задаче значительно превосходит количество ограничений. Теоретически доказывается, что количество целочисленных решений гарантируется для (п- т) переменных, где п - число переменных, а m - число ограничений.

 

При втором подходе для решения  задачи с самого начала используется приближенный метод. Он эффективен в  том случае, когда размерность  задач невелика, а заполняемость матрицы значащими коэффициентами не очень плотная.

Воспользуемся первым подходом и решим  нашу задачу симплексным методом. Для  этого построим расширенную модель экономико-математической задачи, т. е. первую симплексную таблицу.

Результат решения задачи: X*=(0;1;0;1;0;0;0;37;162;97;0;0;0;222;0;0), f(X*)=42231,8

Представим эти результаты в табличной форме.

Таблица 2 - Объемы производства продукции  на двух предприятиях и ее распределение по потребителям

предприятия

Варианты

Объём

Величина

поставки

продукции

Всего

 

развития

производства

потребителям, ед.

 

поставляется,

   

продукции,

1

2

3

ед.

   

ед.

       

1

2

296

37

162

97

296

2

2

222

222

-

-

222

итого

518

259

162

97

518




 

Как видно, получено не только оптимальное, но и целочисленное решение. Оба предприятия целесообразно развивать по второму варианту. Причем первое предприятие должно поставить продукцию всем потребителям соответственно 37, 162 и 97 ед., а второе - только первому - 222 ед. Относительная эффективность первого предприятия выше второго в 3,5 раза. Об этом можно судить по величине двойственных оценок 8-го и 9-го ограничений задачи, имеющих в данных условиях рентный характер.

 

 

 

 

 

 

Таблица 4 - Расширенная модель однопродуктовой производственно - транспортной задачи в дискретной постановке.

Переменные

 

 

 

 

 

 

 

Ограничения

Предприятие и варианты их развития

Варианты прикрепления предприятий

Варианты развития первого предприятия

Варианты развития второго предприятия

Первое предприятие

Возможные прикрепления по:

1

2

1

2

1 варианту развития

2 вариату развития

X11

X12

X21

X22

X111

X121

X131

X112

X122

X132

1)согласование объемов производства  и сбыта продукции

222

     

-1

-1

-1

     

2) согласование объемов производства  и сбыта продукции

 

296

         

-1

-1

-1

3)согласование объемов производства  и сбыта продукции

   

148

             

4)согласование объемов производства  и сбыта продукции

     

222

           

5)удовлетворение потребностей  потребителей в продукции

       

1

   

1

   

6)удовлетворение потребностей  потребителей в продукции

         

1

   

1

 

7)удовлетворение потребностей  потребителей в продукции

           

1

   

1

8) ограничение целочисленности вариантов развития первого предприятия

1

1

               

9)ограничение целочисленности вариантов развития первого предприятия

   

1

1

           

Затраты по производству и транспортировке  продукции ден.ед.

18071

18618

12595

18071

33

18

9

33

18

9

Переменные

 

 

 

 

 

 

 

Ограничения

Варианты прикрепления предприятий

Объемы и типы ограничений

Второе предприятие

Возможные прикрепления по:

1 варианту развития

2 вариату развития

X111

X121

X131

X112

X122

X132

1)согласование объемов производства  и сбыта продукции

           

≥0

2) согласование объемов производства  и сбыта продукции

           

≥0

3)согласование объемов производства  и сбыта продукции

           

≥0

4)согласование объемов производства  и сбыта продукции

-1

-1

-1

     

≥0

5)удовлетворение потребностей  потребителей в продукции

     

-1

-1

-1

≥259

6)удовлетворение потребностей  потребителей в продукции

           

≥162

7)удовлетворение потребностей  потребителей в продукции

1

   

1

   

≥97

8) ограничение целочисленности вариантов развития первого предприятия

 

1

   

1

 

=1

9)ограничение целочисленности вариантов развития первого предприятия

   

1

   

1

=1

Затраты по производству и транспортировке  продукции ден.ед.

2,4

56

67

2,4

56

67

  • min

 

 

 

Содержание транспортно-производственной модели с непрерывными переменными рассмотрим на примере трехэтапной задачи прогноза развития, размещения и специализации производства продукции отрасли с одновременной оптимизацией перевозок сырья и готовой продукции.

 

i - номер предприятия - поставщика сырьевых ресурсов (i = 1-т)

j - номер завода, перерабатывающего сырьё i-х поставщиков (j = 1- п);

 р - номер потребителя продукции j-х заводов (р = 1-и);

k - номер вида продукции, поставляемой j -ми заводами р-м потребителям (к=1-r);

Qi - максимально возможный объём производства сырья i -м предприятием;

Вj - минимальная, максимально - возможная или фиксированная мощность j-го завода;

akij - выход k-й продукции из 1 ед. сырья, поставляемого i-м поставщиком j-му заводу;

Dpk - прогнозируемая потребность р-го потребителя в k-ом продукте;

Сipk - затраты на производство 1 ед. продукции у i-го поставщика;

diji - транспортные расходы на доставку 1 ед. сырья от i -го поставщика до j -

го завода;

qij -себестоимость переработки 1 ед. сырья, поставляемого i -м предприятием  j-му заводу;

Fjpk - транспортные расходы на доставку 1 ед. к -го продукта j -м заводам p-му потребителю;

Xi - искомый объём производства (добычи) сырьевых ресурсов i-м предприятием;

Yij - искомый объём переработки сырья j-м заводом поставляемого i-м предприятием;

Zipk- искомый объём поставки К-го продукта j -м заводом р-му потребителю;

 

В принятых обозначениях при постановке задачи на минимум затрат она сводится к следующему: определить такие значения переменных Xi, Yij и

Zipk, при которых минимизируется величина целевой функции

 

и выполняется  условия:

Xi≤Qi  (i=1-m)

- ограничение объёмов производства сырья на i -х предприятиях;

 

- ограничения мощности j- х заводов;

 

- ограничения  по увязке объёмов производства (добыча) и переработке сырья

 

 

- ограничения по увязке объёмов производства продукции и её поставке потребителям

 

- ограничение  по удовлетворению потребностей  потребителей в продукции j -х заводов;

Xi,Yij,Zipk≥0

-ограничения неотрицательности переменных величин.

Эта модель может быть использована для  решения задач по прогнозированию  размещения заводов железобетонных конструкций, нефте и мясоперерабатывающих, предприятий, сахарных и других заводов, где необходимо учитывать как затраты на производства (добычу) и доставку сырья, так и на перевозку, готовой продукции потребителям.

 

3.б. Пример 2: Двум сахарным заводам могут поставлять сырье трём сельскохозяйственным предприятия. Первый - завод действующий. Его, мощность (6200 т перерабатываемой сахарной свеклы) необходимо сохранить. Предусматривается возможность расширения мощности данного завода. Второй завод может быть построен, если окажется невыгодным расширять мощность первого завода. Производимая заводами продукция (песок сахарный и патока) поставляется двум потребителям, потребности которых строго ограничены.

Необходимо определить оптимальную  мощность сахарных заводов, поставщиков  сырья, а также рациональные маршруты перевозок сырья и готовой  продукции. Исходные данные, задачи приведены  в таблицах.

Себестоимость переработки 1 т сахарной свеклы на сахарных заводах - существенно зависит  от содержания сахара в сырье и  от сроков его переработки. Чем выше процентное содержание сахара в свекле, тем меньше ее нужно переработать для получения 1 т сахара. Это окажет прямое влияние на снижение удельных производственных затрат.

Таблица 5 - Объемы производства сырья, затраты на его производство, переработку  и доставку потребителям.

 

Сельхоз

предприятия

Объём

производства

сахарной

свёклы

   Себестоимость

производства

сахарной

свёклы

Потребители сырья, удельные затраты на его перевозку, ден.ед./т

Себестоимость переработки 1 т. сырья, поставляемого

i-предприятием, ден. ед./т

1

2

1-й завод

2-й завод

1

3000

23,13

4,85

5,3

32,1

29,9

2

2100

18,4

5,6

4,9

24,1

22,4

3

4178

26,1

5,1

6,1

32,4

30,1


 

Таблица 6 - Выход k-ой продукции из 1 т сырья i-x поставщиков и удельные транспортные расходы на ее доставку потребителям.

 

заводы

Вид

продукции

Выход конечной продукции поставщиков, %

из сырья i -х

Удельные транспортные расходы на перевозку продукции потребителям, ден./т

   

1-й

поставщик

2-й

поставщик

3-й

поставщик

1-й

потребитель

2-й

потребитель

1

Песок

11,2

17,7

10,2

7,82

8,4

 

сахарный

патока

5,1

5,6

4,7

8,3

9,3

2

Песок

12,0

19,0

11,0

8,1

9,1

 

сахарный

патока

5,5

6,0

5,0

8,9

10,0

Информация о работе Транспортно-производственная модель с целочисленными и непрерывными переменными