Рассказ о городе Ростове-на-Дону

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:29, доклад

Краткое описание

Основан город Ростов-на-Дону в 1749 году на правом холмистом берегу Дона в 46 километрах от впадения его в Азовское море. В 2001 году г. Ростову-на-Дону исполняется 252 года. У истоков создания города стоял Петр 1, который в период Азовских походов 1695-96гг., обратил внимание на удобно расположенное место в низовьях реки Дон, где находился источник, названный им «Богатым колодцем». Вначале на месте города была лишь таможня, а затем, в 1760 году, здесь для защиты южных русских границ начали строить крепость, которая получила имя митрополита Ростовского и Ярославского - Димитрия.

Файлы: 1 файл

Ростов.docx

— 20.80 Кб (Скачать)

Рассказ о городе Ростове-на-Дону

Основан город Ростов-на-Дону в 1749 году на правом холмистом берегу Дона в 46 километрах от впадения его  в Азовское море. В 2001 году г. Ростову-на-Дону исполняется 252 года. У истоков создания города стоял Петр 1, который в период Азовских походов 1695-96гг., обратил внимание на удобно расположенное место в низовьях реки Дон, где находился источник, названный им «Богатым колодцем». Вначале на месте города была лишь таможня, а затем, в 1760 году, здесь для защиты южных русских границ начали строить крепость, которая получила имя митрополита Ростовского и Ярославского - Димитрия. 15 декабря 1749 года на Дон пришла грамота Елизаветы Петровны, в которой указывалось: «Для сбору тарифов и внутренних пошлин с привозимых из турецкой области и отвозимых из России за границу товаров таможню учредить по реке Дону вверх от устья реки Темерник против урочища, называемого «Богатый колодезь». Весной 1750 года в таможне были построены пристань, пакгауз, карантин, помещение для служащих гарнизона. Здесь в 1756 году была основана международная «Российская и Константинополь торгующая компания». Темерницкий порт стал единственным русским портом на юге России, через него велась торговля с о странами Черного, Эгейского и Средиземного морей. В 1760-1761 годах для защиты Низовьев Дона от набегов турецких захватчиков и крымских татарских орд у «Богатого колодца» началось строительство мощной крепости по проекту русского военного инженера Деденева. Руководство работами было возложено на военного инженера А.И. Ригельмана. 6 апреля 1761 года указом Екатерины II крепости было дано имя митрополита Ростовского и Ярославского Дмитрия (1652-1709гг.), незадолго до этого возведенного в ранг святых Русской православной церкви. Крепость в форме 9-ти лучевой звезды, имела в окружности 3,5 км. Впоследствии название трансформировалось: крепость Димитрия Ростовского, Ростовская крепость, просто Ростов, наконец, чтобы отличить от древнего Ростова Великого, что под Ярославлем, - Ростов-на-Дону. С историей крепости связаны имена выдающихся русских военноначальников. В 1768 году сюда приезжает адмирал А.Н. Синявин для руководства строительством верфи, в 1783-1784гг. комендантом крепости был назначен полководец А.В. Суворов, здесь начал военную службу адмирал Ф.И. Ушаков. В 1779 году к востоку от крепости основали поселение Нор-Нахичеван армяне – выходцы с Крымского полуострова (ныне Пролетарский район Ростова). В разработке плана нового города принимал участие известный русский архитектор И.Е. Старев. 29 августа 1797 года крепость и Нахичеван вошли в состав Ростовского уезда Новороссийской губернии. Поскольку крепость утратила к этому времени свое военное значение, она получила статус уездного города (указ Александра 1 от 17 августа 1806 года). В 1811 году город получил свой герб, который и сейчас является городским геральдическим символом. После срытия крепостных валов и засыпки рвов город быстро прорезала сеть улиц и переулков, взамен саманных и деревянных стали строить каменные здания, торговая деятельность стала основным занятием жителей города. Многоязычная речь, яркие национальные костюмы ростовцев, оживленная жизнь портового города поразили побывавшего в Ростове в 1820 и 1828 годах А.С. Пушкина. Выгодное географическое положение на перекрестке сухопутных и водных дорог способствовало экономическому развитию Ростова. У его стен образовался торговый порт, принимавший суда русских, греческих, итальянских, турецких, армянских, персидских купцов. В 1863 году произошло важное событие в истории города – он был включен в состав Области войска Донского, что стало толчком к дальнейшему развитию промышленности и влагоустрительным работам. Центр Ростова переносится на Большую Садовую улицу, где разбили городской сад, проекту архитектора А.Померанцева построили здание городской думы, крупнейший на юге России государственный банк, городскую Николавескую больницу. С 1865 года в Ростове действует водопровод, с 1886 года – телефон, конная железная дорога, а с 1902 года – трамвай, соединили города Ростов и Нахчевань. Промышленная продукция крупнейших из 98 предприятий Ростова пользовалась большим спросом за рубежом. Имена В.И. Асмолова, И.С. Панченко, Е.Т. Парамонова, Н.Н. Токарева, Н.А.Панина, П.Р. и В.Р. Максимовых и других были среди завоевавших дипломы российских и международных выставок. К 1914 году в Ростове были открыты консульства 17-ти иностранных государств. К своему 100-летию город насчитывал около 15 тысяч жителей, а к XX веку в нем проживало свыше 110 тысяч человек. Основой экономики Ростова была торговля, его называли купеческим городом, но к началу XX века в Ростове действовало уже более ста предприятий, в том числе такие крупные, как Главные мастерские Владикавказской железной дороги, плугостроительный завод "Аксай", судостроительный, гвоздильно-проволочный, чугунолитейный заводы, две табачные фабрики. Причем каждое третье предприятие принадлежало иностранному капиталу. После революции город Ростов развивался вместе со всей страной. К концу 30-х годов по численности населения и уровню экономического развития он входил в десятку крупнейших городов Советского Союза. Первая Мировая война, события октября 1917 года и Гражданская война изменили коренным образом жизнь Ростова. Только с 1920 года город медленно стал восстанавливать свое хозяйство. Довоенные пятилетки ознаменовались появлением в Ростове завода-гиганта «Ростсельмаш», уникального по архитектуре драматического театра им. М.Горького (архитекторы Щуко и Гельфрейх), соединением городов Ростова и Нахичевани (1928 год). Великая Отечественная война 1941-1945 годов нанесла городу страшные раны: Ростов был включен в число 10-ти наиболее пострадавших городов России. После освобождения города 14 февраля 1943 года ростовчане ценой неимоверных усилий возродили город и сделали его еще краше, построив набережную, восстановив разрушенные здания. Парки и скверы, построив новые районы. Сегодняшний Ростов можно с полным основанием назвать кузницей кадров. Крупнейший вуз города - ордена Трудового Красного Знамени Ростовский государственный университет. Он основан в 1915 году на базе эвакуированного из Варшавы русского университета. Позднее, из него выделились педагогический, финансово-экономический (ныне - народного хозяйства), медицинский институты. Ростов-на-Дону - один из крупнейших городов Российской Федерации с населением свыше одного миллиона человек. Площадь города - 354 кв.км, расстояние до Москвы -1226 км. Это-политический, экономический, культурный центр южного региона России. Расположенный на правом берегу реки Дон, в 65 км от его впадения в Азовское море, Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к берегам трех морей - Черному, Азовскому, Каспийскому, непосредственные контакты со всей европейской частью СНГ, Закавказьем, Ближним Востоком н Средиземноморьем. До 1917 года он по праву считался городом-купцом, будучи третьим в России по величине внешнеэкономического торгового товарооборота.

В городе действует международный  аэропорт. Обеспечена воздушная связь со многими городами н населенными пунктами страны, а также многими странами мира - Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией, Германией, Англией, Болгарией, Испанией, Сирией, ОАЭ. Около 500 рейсов в год совершается по международным линиям. Пассажирооборот Ростовского аэропорта составляет 4,5 млрд. пассажирокилометров, по воздуху ежегодно перевозится 19,7 тысяч тонн грузов. Тенденция стабилизации прослеживается в экономике города и в текущем году. Среди городов области Ростов достиг самого большого роста промышленного производства - 45,8% к соответствующему периоду прошлого года. Оправдывает себя новый механизм экономического партнерства в сфере взаимоотношений города и предприятий федеральной собственности, на основе двусторонних соглашений. В реализации пилотный проект прямых договоров с группой предприятий, в которую входят: АО "Горизонт". Комбинат шампанских вин, АО "Ростовбумага", пивоваренный завод, швейная фабрика "Виктория", Молкомбинат и др. Реализуется проект "Свободная экономическая зона - Ростов". В число акционеров "СТЗ "Ростов" вошли областная и городская администрации. Городская Дума предоставила для технического перевооружения налоговые льготы АО "Донской табак", которое осталось едва ли не единственным российским предприятием отечественной табачной промышленности. В трудный переходный период экономической реформы Ростову удалось удержишь на высоте планку и сфере социального развития. Достаточно пройтись по городу, чтобы заметить: столица Дона строится... Возводятся комфортабельные дона индивидуальной застройки, продолжают строить жилье предприятия различных форм собственности, растут объемы муниципального строительства. Это стало возможным благодаря тому, что в Ростове удалось сохранить дееспособный строительный комплекс, опытные коллективы, костяк высококвалифицированных кадров. Как было отмечено на Всероссийском совещания строителей Ростов по темпам ввода жилья - на одном ив первых мест в России. В 1996 году муниципалитет разработан и утвердил "Основные направления жилищной политики в городе ". При недостатке средств администрация находит внутренние резервы для реализации программы. Муниципалитет работает с банками, населением, использует кредиты, векселя, займы, думает об ипотеке. В Ростове есть все предпосылки для успешного развития строительного комплекса. Наш город принял активное участие в инвестиционном проекте "Общественный транспорт России", предложенном Международным банком реконструкции и развития. Ростов вошел в число 15 городов России, которые получивший инвестиционный кредит на реализацию программы по стабилизации работы городского общественного транспорта. Муниципальный транспорт конкурирует с частным, который позволил со многом решить транспортные проблемы. Сегодня Ростов-на-Дону по уровню медицинского обслуживания и медицинского обеспечения не уступает столичным городам Москве и Санкт-Петербургу. За последние года структура городской системы образования претерпела немалые изменения. Созданы образовательные учреждения нового типа - ростовские учителя и педагоги стремятся к максимальному приближению образования к реалиям сегодняшней жизни. Всего в Ростове-на-Дону 288 муниципальных образовательных учреждений. В городе работают 12 лицеев, 4 гимназии, 13 частных образовательных учреждений нового типа, в числе которых 19 комплексов "детский сад-школа", 5 детских центров,10 специализированных дошкольных учреждений с изучением иностранного языка, 11 - с углубленным изучением изобразительного искусства, 8 - гуманитарно-экологических, 14- компенсирующего характера. 17 общеобразовательных школ обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов, в 5 действуют классы компенсирующего обучения, 58 имеют классы, профилированные на вузы. У донской культуры не только славное прошлое, но и не менее яркое настоящее. В городе представлены все виды искусств. В Ростове действует 372 предприятия, учреждения и организации культуры различных организационно-правовых форм. В городе имеется 543 памятника архитектуры, 57 - археологии, 18 -монументального искусства федерального и местного значения. Единые фонды музейных коллекций составляют 208.0 тыс. единиц хранения. В отрасли работает более двух тысяч специалистов и творческих работников. Среди них члены творческих союзов, педагоги, библиотекари. артисты-исполнители, музейные, парковые, клубные работники, мастера народных промыслов. Доброй традицией в жизни города стали общегородские праздники. среди которых особенно значимы День Победы и День города. В Ростов приезжают за опытом. Опытом управления. Интересуются сервисным центром обслуживания индивидуальных застройщиков, инвентаризационными картами городских земель, системой размещения муниципальных заказов на конкурсной основе, механизмом формирования фонда социальной поддержки населения, тактиков обустройства транспортных остановок, конструктивным характером взаимоотношений Администрации с Думой, Уставом города... Мэр Ростова Михаил Чернышев получил благодарность от Президента России Бориса Ельцина за вклад в проведение экономических реформ и стал призером Всероссийского конкурса мэров. С 1925 года Ростов-на-Дону является последовательно главным городом Северо-Кавказского и Азово-Черноморского краев. А с 1937 года – административным, экономическим и культурным центром вновь образованной Ростовской области, площадью 100 тыс. кв. км, населением более 4,5 млн., человек, 23 городами областного подчинения, 39 административными районами, жители которой сохраняют и преумножают славные традиции народов, издавна живущих без национальных конфликтов: донских казаков, армян, татар, евреев, русских, украинцев и многих других. Исторические и культурные реликвии Дона хранятся в 22-х государственных музеях края, крупнейшим из которых является основанный в 1908 году Областной музей краеведения. Нынешний Ростов. С населением более 1 млн. человек, - город ВУЗов, научных институтов республиканского значения, имеющий консерваторию, одну из крупнейших библиотек станы, выпускающий автомобили, вертолеты, знаменитые табачные изделия и многое другое, переживающий все радости и трудности сегодняшнего дня.


Информация о работе Рассказ о городе Ростове-на-Дону