Особенности развития туризма на Урале

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является характеристика современного состояния туризма на Урале, его основных маршрутов.
Для реализации поставленной цели были определены задачи курсового исследования:
- проанализировать особенности географического положения, рекреационный потенциал Урала,
- определить основные перспективы и проблемы развития туризма в этом регионе России.

Оглавление

Введение …………………………………………………….
с. 3-5
Глава 1 Туристско-рекреационный потенциал Урала……… с. 6-19
1.1 Экономико-географическая характеристика Уральского региона………………………………………

с. 6-14
1.2 Достопримечательности Уральского региона…..
с. 12-17
Глава 2 Проблемы и тенденции развития туризма на Урале... с. 18
2.1 Современное состояние туристского рынка региона……………………………………………………….

с. 18-19
2.2 Сеть маршрутов активного туризма и охраняемые природные территории……………………………………

с. 19-26
2.3 Основные пути и перспективы развития регионального рынка туризма на Урале………………..

с. 28-33
Заключение………………………………………………….
с. 34-37
Список литературы ……………………………………….
с. 38-43
Приложение ……………………………………………….
с. 41-42

Файлы: 1 файл

Туристическое регионоведение.doc

— 1,022.50 Кб (Скачать)
lign="center">      2.3. Основные пути и перспективы развития регионального рынка туризма на Урале 

     Исследования  рынка въездного туризма на Урале позволяют сделать следующие выводы:

     - Высокое промышленное освоение  территории Уральского региона,  его географическое положение  на границе Европы и Азии, либерализация  внешнеэкономических связей, развитая  транспортная инфраструктура делают Средний Урал доступным для туристов из других районов России и из-за рубежа.

     - Расширяется число представительств  иностранных государств и международных  организаций. В Екатеринбурге  работают Генеральные консульства  США, Великобритании, Чехии, три  американских центра, Информационный культурный центр "Япония", с апреля 1998 год проводятся консульские дни посольства Германии.

     - В связи с увеличением объемов  внешнеэкономической деятельности  созданное в Свердловской области  Уральское таможенное правление  по объемам уступает только Москве и Санкт-Петербургу. Активно внедряются современные средства связи: факсимильная, пейджинговая, сотовая, телексная, Интернет.

     Однако, существующий в настоящий период уровень развития материальной базы рекреационно-туристского комплекса (РТК) Уральского региона не обеспечивает ни удовлетворения в достаточной степени потребностей населения региона в туристических услугах, ни возможности приема иностранных гостей на уровне современных международных стандартов обслуживания.

     Материальная база РТК региона представленная учреждениями различных типов - санаториями, пансионатами, домами отдыха, туристскими базами, профилакториями - в 2009 году составила 1.5% общероссийской сети [21].

     Специфической особенностью РТК Урала как старопромышленного региона является то, что более 90% оздоровительных учреждений сосредоточено вокруг промышленных центров. В процессе приватизации промышленных предприятий объекты социальной инфраструктуры постепенно перешли в негосударственную собственность или в ведение муниципальных органов власти, которые не имеют достаточных финансовых и кадровых ресурсов, а также общей экономической заинтересованности для качественной модернизации переданных объектов, в то время как основные фонды санаторно-курортных и туристских предприятий характеризуются высокой степенью физического и морального износа [7].

     Характерным фактором формирования спроса на туристские услуги в регионе стала устойчивая дифференциация населения в регионе  по уровню доходов, что привело с  одной стороны, к сокращению спроса на внутрирегиональные туристские маршруты и средства размещения, с другой - к возникновению интереса к высококачественным туристским услугам, увеличению спроса на зарубежные поездки.

     О невысокой конкурентоспособности  внутрирегионального туристского продукта свидетельствует соотношение выездного и въездного туризма. За границу с туристскими и деловыми целями ежегодно выезжает 3% населения региона (около 130 тысяч человек). Число же иностранцев, воспользовавшихся туристско-экскурсионными услугами региональных турфирм варьируется в пределах 1-2 тысяч человек. Однако общий поток прибывающих в регион иностранных гостей продолжает увеличиваться: за 1998-2008 годы их число удвоилось, и такая тенденция по оценкам специалистов турбизнеса сохранится.

     Основная  трудность заключается в комплектовании выносимого на международный рынок  туристского продукта современными средствами размещения.

     Кроме того, из, более чем, 400 туристских фирм региона только около 30 реально занимаются приемом иностранных и российских туристов и производством рекреационно-туристских услуг. Остальные же, выполняют функции формирования, продвижения и реализации туристского продукта. Чаще всего - это малые и средние туристские предприятия, занимающиеся организацией выездного туризма и выступающие в качестве туристских агентов по перепродаже уже готовых туров иностранных или столичных туроператоров с добавлением транспортной составляющей и ряда сопутствующих услуг (страховка, виза и т.д.)

     В ряду проблем, также настоятельно требующих  решения для повышения конкурентоспособности Уральского региона на рынке международного туризма, можно отметить следующие:

     - неразвитость информационно-рекламного  обеспечения туристской деятельности (в особенности, формирования  имиджа региона за рубежом)

     - отсутствие поддержки областных и муниципальных органов власти туристских предприятий, оказывающих услуги внутреннего, въездного туризма.

     - отсутствие интереса отечественных  и зарубежных инвесторов к  вложению средств в рекреационно-туристскую  сферу.

     Однако, несмотря на ряд негативных факторов, влияющих на развитие туризма на Урале, существует огромный потенциал для развития данной отрасли. По статистическим данным численность прибывающих только в Свердловскую область иностранных граждан, благодаря либерализации внешнеэкономических связей и растущему интересу международных деловых кругов к Уральскому региону увеличилась за 1992-2009 год почти в 10 раз. Причем с чисто туристскими целями в течение года область посещают порядка 2 тысяч человек.

     По  прогнозам Института экономики УРО РАН в 2005-2007 годах устойчивый экономический рост по въездному международному туризму составит в Свердловской области 15% в год, по внутреннему - 5% в год. В течение пяти лет предполагается двукратное увеличение туристского потока на Урал и восстановление показателей использования сети туристской инфраструктуры до уровня 1991 года [7].

     Прогнозы  экономистов подкреплены наличием законодательной базы (в Свердловской области, в числе первых в России был принят "Закон о туристской деятельности") и опираются на наличие разнообразных туристических ресурсов. Более 350 памятников насчитывает историко-культурное наследие одной только Свердловской области (памятники русского православия в старинных уральских городах и селах - Верхотурье, Нижняя Синячиха). Промыслы и уникальные ремесла, которыми славится Урал (каслинское чугунное литье, нижнетагильские лаковые подносы, камнерезные промыслы в Кунгуре), деревянное зодчество (памятники архитектуры различных стилей и эпох украшают все крупные города Урала: Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Уфу, Нижний Тагил, Невьянск), культовые памятники русского православия, уникальные природные достопримечательности, гидроминеральные ресурсы (более 300 рек и озер) , кроме этого экологический туризм (очень востребованный в последнее время; на территории Уральского региона более 700 памятников природы) - именно в этом богатстве заложен, прежде всего, потенциал туристической отрасли.

     Основными российскими конкурентами Урала  на мировом туристском рынке являются Москва, Санкт-Петербург, города Золотого кольца России. Причин этому несколько: во-первых, в данных туристских центрах несомненно более развитая туристская инфрастуктура, во-вторых информационная обеспеченность - также гораздо выше (на протяжении многих лет сформирован имидж городов, как привлекательных туристских центров для иностранных граждан). В связи с этим, с целью повышения конкурентоспособности региона, как туристского центра, в 1998 году Комитетом Свердловской области по физической культуре, спорту и туризму была разработана Целевая Программа "Развитие туризма в регионе до 2010 года".

     Среди задач развития туристической отрасли  и повышения конкурентоспособности  на мировом рынке сегодня:

     1. Создание благоприятного имиджа  региона на российском и международном  туристическом рынках. Необходим хороший маркетинг города. Сегодня любой крупный западный город не обходится без специального подразделения - маркетинговой службы, которая изучает рынок города, просчитывает тенденции и разрабатывает перспективы развития.

     2. Информационная поддержка регионального туристского бизнеса

     3. Реальное содействие органов  власти туристским предприятиям, развивающим въездной и внутренний  туризм

     4. Повышение качества туристского  обслуживания

     5. Содействие подготовке квалифицированных  кадров в сфере производства туристского продукта.

     В ближайшее время на общемировом  туристическом рынке Уральский  регион проявит себя как отдельный  бренд. Эксперты оценивают потенциал  Южного, Среднего и Северного Урала  в сфере внутреннего (регионального) туризма как очень мощный, однако в настоящее время в структуре туррынка 60% занимает деловой туризм. Такие направления как культурный, развлекательный, экологический туризм пока незаслуженно остаются без должного внимания. Правительство Свердловской области, а также федеральные законодатели уже задумались над стратегией продвижения уральского турпродукта за границу, однако полагают, что легче всего будет представлять Урал единым брендом. Подобный проект уже был представлен на международной туристической выставке в Лондоне под слоганом «Ural mountains of hospitality» («Уральские горы гостеприимства») и нашел отклик у зарубежных игроков туррынка.

     Перспективы Уральского региона на мировом рынке  и будущее въездного туризма  обсуждалось 24 мая региональными и федеральными экспертами на межрегиональной конференции «Туристский форум Большого Урала». Она проходила под патронажем правительства Свердловской области, Федерального агентства по туризму РФ и Министерства по физической культуре, спорту и туризму Свердловской области. Для обсуждения актуальных вопросов в Екатеринбург приехали представители соседних регионов – Курганской, Свердловской, Тюменской и Челябинской областей, Пермского края, республик Башкортостан, Коми и Татарстан, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.

     На  Среднем Урале есть что показать туристам из зарубежья, да и из самой  России. Здесь сосредоточены транспортные узлы, соединяющие Европу и Азию, через крупнейшие города Урала проходят деловые и финансовые потоки [21].

     Туристическая отрасль развивается пока не в полную силу, нуждается в законодательной поддержке. Крайне недостаточно используются возможности развития природноориентированного, активного и спортивного туризма.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В советские времена Урал прочно снискал  себе славу индустриального края, территории заводов и горного дела.

     Показатели  въездного туризма на Урал по итогам 2008 года увеличились на 7%. Это хорошо, но рост по России в среднем, по данным Федерального агентства по туризму, составил 15%. Такие сравнительно низкие темпы обусловлены недостаточной информационной поддержкой: уральский туризм известен лишь уральцам, и многие потенциально привлекательные ресурсы используются не в полную силу.

     У каждого отдельного уральского региона  нет шансов продвинуть себя ни в  рамках России, ни в рамках мирового туристического рынка, только единый бренд Урала способен продвинуть уральскую туристическую дистинацию.

     Действительно, трудно заставить человека приехать только ради сплава по Чусовой или  горного туристического маршрута - необходимо формировать совокупный имидж Урала, предоставляющий широкий спектр спортивного, экстремального и культурно-познавательного туризма.

     Внушительный  выбор способов активного отдыха и путешествий в уральском  крае представлен совершенно разными  вариантами, среди которых имеются весьма оригинальные туры, Челябинск, будучи столицей Южного Урала, особенно богат на подобные предложения.

     Существует  ряд необычных разновидностей путешествий  в Уральских горах, которые обеспечат  возможность провести время отдыха с пользой для себя и увлечься великолепием российской природы в полной мере.

     Для ценителей спортивного отдыха Уральский  хребет предоставляет большое количество различных вариантов. Тут можно  совершить путешествие по реке, спуск в глубокие таинственные каверны, велосипедные туры по дикой территории, поездки на квадроциклах и др. Помимо этого, неплохой способ организовать отдых самым особенным способом – конные поездки по интересным путям. Этот вид отдыха создает неописуемое чувство общности с природой. Здесь возможно обнаружить все: величие горных хребтов, свежий воздух соснового леса, синь глубоких озер.

Информация о работе Особенности развития туризма на Урале