Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:42, реферат
Актуальность вопроса о развитии машиностроения стран мира очевидна. Развитие этой отрасли ведет к расширению производства и созданию большого количества рабочих мест, то есть помогает решать проблемы развития производства и роста безработицы. Машиностроение является главной отраслью мировой промышленности: на него приходится примерно 35% стоимости мировой промышленной продукции и более 30% занятых в промышленности.
Введение……………………………………………………………………………………………............................................3
Особенности развития и отраслевой структуры машиностроения в странах различного типа……………………………………………………………………………………………………………………………………………….5
География основных отраслей современного машиностроения и ее особенности…………………………………………………………………………………………………………………………………6
Изменение роли наукоемких (электронное, приборостроение, робототехника и др.) и традиционных отраслей (тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное и др.). Ведущие производители машин и оборудования…………………………………………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………..12Список литературы ……………………………………………………………………………………………………………………13
Приложения……………………………………………………………………………………………………………………………….14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
Факультет мировой экономики и торговли
Кафедра мировой экономики
РЕФЕРАТ
по «Экономической и социальной географии мира»
Тема: Машиностроение мира
Выполнена студентом
1 курса, группы № 12
Догадовой Александрой Евгеньевной
Научный руководитель
Ахметов Миннегалей Гизятович
Москва
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Мировое машиностроение – комплекс отраслей обрабатывающей промышленности мира, включающий производство металлоизделий и металлообработку , общее и транспортное машиностроение, радиоэлектронное и электротехническое машиностроение, приборостроение. В мировом машиностроении выделяются 4 региональных центра: Северная Америка. Западная Европа, Восточная и Юго-Восточная Азия, СНГ.
Актуальность вопроса о развитии машиностроения стран мира очевидна. Развитие этой отрасли ведет к расширению производства и созданию большого количества рабочих мест, то есть помогает решать проблемы развития производства и роста безработицы. Машиностроение является главной отраслью мировой промышленности: на него приходится примерно 35% стоимости мировой промышленной продукции и более 30% занятых в промышленности.
В машиностроении обычно выделяют: общее машиностроение, транспортное машиностроение, приборостроение, электротехнику (включая электронику), производство вооружений и военной техники и т.п. Общее машиностроение включает станкостроение, выпуск производственного оборудования всех видов, производство сельскохозяйственных машин. Выпуск производственного оборудования – металлургического, горно-химического и иного тяжелого оборудования – объединяют в понятие «тяжелое машиностроение».
К перечисленным подразделениям машиностроения следует добавить и «малую» металлургию – производство стали и проката как в литейных цехах машиностроительных предприятий, так и на отдельных специализированных предприятиях по производству литья, поковок, штамповок и сварных конструкций для машиностроения.
В указанной структуре отрасли наиболее сложным представляется машиностроение. В него входят важнейшие подотрасли: машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей промышленности (энергетическое, металлургическое, горно-шахтное и горнорудное, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военная техника и др.).
По стадиям технологического прогресса машиностроение можно подразделить заготовку, механическую обработку и сборку.
По
металлоемкости, трудоемкости и энергоемкости
принято выделять тяжелое, общее
и среднее машиностроение. Тяжелое
машиностроение отличается большим
потреблением металла, относительно малой
трудоемкостью и
Дня общего машиностроения характерны средние нормы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость. В основном это производство оборудования для отдельных отраслей промышленности.
Общее и среднее машиностроение схожи между собой и четко выраженных закономерностей в географии не имеют.
Все отрасли можно классифицировать про хронологическому признаку (хронологическая классификация):
Новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, робототехника, ракетно-космическая промышленность и др.
Новые отрасли, которые появились во второй половине XIX века и первой половине XX века: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др.
Старые отрасли, сформировавшиеся еще в XVIII веке и первой половине XIX века: производство металлических изделий для первичных отраслей экономики (сельского хозяйства, добывающей промышленности).
Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшая из них – наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии.
Особенности развития и отраслевой структуры машиностроения в странах различного типа.
Сравнение машиностроения в развитых и развивающихся странах дает в целом следующую картину. В развитых странах машиностроения отличают широкая номенклатура, высокое качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции, ее высокая экспортная ориентированность и большой удельный вес в общем экспорте. Например. В Японии доля продукции машиностроения в экспорте достигает 64%, в США и германии-48%, в Швеции 44 %, Канаде 42%, во Франции, Великобритании и Швейцарии-свыше 1/3. На развитые страны в целом приходится более 80% мирового экспорта машин и оборудования. В широкой номенклатуре машиностроительной продукции в развитых странах ключевая роль принадлежит авиаракетной-космической промышленности, микроэлектронике, робототехнике, атомно-энергетической технике, станко- и автомобилестроению – это результат высокого развития научных отраслей развитых стран.
В отличие от машиностроения экономически развитых стран, в развивающихся странах оно базируется на дешевизне местной рабочей силы, специализируясь, как правило, на выпуске массовых, трудоемких, но технически несложных и невысоких по качеству изделий. Среди предприятий здесь много сборочных заводов, получающих комплекты деталей машин из стран с развитой экономикой. Современными машиностроительными заводами располагают лишь немногие развивающиеся страны, в первую очередь новые индустриальные - Южная Корея, Сингапур, Тайвань, а также Бразилия, Аргентина, Мексика. Главными направлениями развития их машиностроения являются производство бытовой техники, автомобилестроения, судостроения.
Как
и в других отраслях, в машиностроении
в последние годы развивается
процесс интернационализации
На машины, оборудование и транспортные средства в структуре мирового экспорта приходится 37%, в экспорте развитых стран — 43%, развивающихся стран — 19%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитые страны производят продукцию машиностроения новейших отраслей, в то время как развивающиеся – продукцию старых и новых отраслей. Безусловно, это связано с их экономическим развитием - развивающиеся страны не могут развивать новейшие отрасли из-за невозможности вложить крупные средства, которые необходимы для их развития и нехватки высококвалифицированных кадров.
География основных отраслей современного машиностроения и ее особенности.
Отраслевая структура машиностроения подробно рассмотрена в введении к реферату. Из первого пункта реферата понято, как развитие машиностроения зависит от типологии стран. Что же, помимо экономического развития стран, может влиять на географическое положения отраслей?
Основные факторы
На размещение отрасли машиностроения оказывают влияние различные факторы. Однако, к ключевым из них относят наукоемкость, металлоемкость и трудоемкость.
Наукоемкость.
Сегодня трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники(компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой. Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.
Металлоемкость
Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции. Как металлургическая, энергетическая, горно-шахтного оборудования, потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим, машиностроительные заводы, выпускающие такого рода продукцию, обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья.
Трудоемкость
С точки зрения трудоемкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. Поэтому достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоемкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность, станкостроение, производство электротехники и точных приборов.
Как
отдельный фактор географического
размещения машиностроения можно вынести
военно-стратегический аспект. Принимая
во внимание интересы государственной
безопасности, многие предприятия
Важное значение при размещении предприятий машиностроительного комплекса имеет возможность подвоза сырья и вывоза готовой продукции. Определенную роль в размещении машиностроительных предприятий играет также наличие достаточного емкого потребительского рынка. Что касается такого фактора, как близость к сырьевой базе, то она важна лишь для некоторых металлоемких отраслей (например, для производства металлургического или горно-шахтного оборудования).
Территориальная структура мирового машиностроения.
В современной региональной структуре машиностроительного комплекса мира необходимо выделить основные макрорегионы: Северную и Центральную Америку (включая США, Канаду, Мексику), Зарубежную Европу, Зарубежную Азию и СНГ.
Северная Америка.
На
этот регион приходится примерно 1\3 стоимости,
создаваемой в мировом машиностроении.
В международном разделении труда
регион выступает как крупнейший
производитель и экспортер
Зарубежная Европа.
На страны этого региона также приходится около 1/3 продукции мирового машиностроения. В европейском машиностроении лидирует германия. На ее долю приходится 10% мирового производства отрасли. За Германией следует Франция, Великобритания, Италия. В регионе представлены все виды машиностроительной продукции, но особенно развиты общее машиностроение (станкостроение, производство оборудования для металлургии, текстильной, бумажной, часовой и других отраслей). Электротехника и электроника, транспортное машиностроение (автомобилестроение, авиастроение, судостроение). Крупнейшим в регионе экспортером продукции общего машиностроения является германия.
Восточная и Юго-Восточная Азия
Этот регион дает примерно ¼ продукции мирового машиностроения. Основным стимулирующим фактором развития этой отрасли в странах региона является дешевизна рабочей силы. Лидер региона - Япония, вторая машиностроительная держава мира. Ее доля в мировой машиностроительной продукции, составляет 15%. Она выступает крупнейшим в мире экспортёром микроэлектроники, робототехники, электротехники и других изделий, требующих высококвалифицированного труда. Другие страны региона - Китай, Южная Корея, Тайвань, Таиланд. Сингапур, Малайзия, Индонезия – производят хотя и трудоемкую, но менее сложную продукцию (производство бытовых электроприборов, автомобилей, морских судов и прочее) и активно вывозят ее за рубеж.