Машиностроение мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 17:42, реферат

Краткое описание

Актуальность вопроса о развитии машиностроения стран мира очевидна. Развитие этой отрасли ведет к расширению производства и созданию большого количества рабочих мест, то есть помогает решать проблемы развития производства и роста безработицы. Машиностроение является главной отраслью мировой промышленности: на него приходится примерно 35% стоимости мировой промышленной продукции и более 30% занятых в промышленности.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………............................................3
Особенности развития и отраслевой структуры машиностроения в странах различного типа……………………………………………………………………………………………………………………………………………….5
География основных отраслей современного машиностроения и ее особенности…………………………………………………………………………………………………………………………………6
Изменение роли наукоемких (электронное, приборостроение, робототехника и др.) и традиционных отраслей (тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное и др.). Ведущие производители машин и оборудования…………………………………………………………………………………….9
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………..12Список литературы ……………………………………………………………………………………………………………………13
Приложения……………………………………………………………………………………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

ЭСГМ 12 Догадова А машиностроение.docx

— 41.28 Кб (Скачать)

СНГ

Этот  регион также является крупным регионом мирового машиностроения. Страны этого региона выпускают широкую номенклатуру машиностроительных изделий. Особенно большое развитие в странах СНГ получили отрасли ВПК, авиационной и ракетно-космической промышленности, бытовой электротехники, отдельные отрасли общего машиностроения (производство сельскохозяйственной техники, энергетического оборудования и др.). в то же время по ряду отраслей, особенно наукоемких, страны СНГ отстают от стран с развитой экономикой. Лидер СНГ-Россия, не смотря на огромные возможности развития машиностроения, научно-технический, интеллектуальный и ресурсный потенциал, емкий внутренний рынок, в международном разделении труда выделяется лишь производство вооружения и новейшей космической техники и вынуждена импортировать многие виды машин.

За  пределами главных машиностроительных районов мира находятся такие  крупные по масштабам производства страны, как Индия, Бразилия, Аргентина. Их машиностроение в основном работает на внутренний рынок. Они экспортируют автомобили, морские суда. Велосипеды, несложную бытовую технику (холодильники, стиральные машины, пылесосы и т.п.).

 

 

Изменение роли наукоемких  и традиционных отраслей. Ведущие производители  машин и оборудования.

Наукоемкие отрасли. Ведущие производители.

Электронная и электротехническая промышленность в последние десятилетия занимают особое место. Значение этих отраслей определяется, прежде всего, их огромным вкладом в развитие материальной основы научно-технического прогресса (НТП). Оказываю непосредственное влияние  на совершенствование орудий и средств производства, электроника и электротехника активно способствуют интенсивному росту производительности труда в самых разнообразных отраслях экономики, заметно ускоряют темпы НТП в целом.

Электронное и электротехническое машиностроение относится с тем отраслям машиностроения, которые размещаются в районах  высокой технической культуры и  имеют высококвалифицированные  кадры, хорошо технически оснащенные экспериментальные базы, научно-исследовательские центры, институты и лаборатории. Отрасль электронного машиностроения выпускает изделия более 100 тыс. наименований. Для производства электронной и электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств, а также материалов, производимых разными отраслями промышленности.

Доля  электротехнического и электронного машиностроения в современном машиностроении составляет 30-32%, т.е. занимает третье место  после общего(35-37%) и транспортного (33-35%)  машиностроения. Быстро расширяется  использование программного управления и вычислительной техники, повсеместно  создаются линии ,участки и цехи, которые управляются с помощью компьютеров. Эта отрасль по темпам развития, начиная с 80-х годов, вышла на первое место среди других отраслей машиностроения.

Значительное  воздействие на ускоренное развитие электронной промышленности продолжает оказывать милитаризация экономики  ряда стран. Потребности различных  военных ведомств обуславливают  разработку и быстрый рост производства многих новейших видов разнообразного электронного оборудования военного назначения. Конкурентная борьба между корпорациями электронной промышленности различных стран обостряется на мировых рынках. Наибольший размах для нее характерен на рынках средств электронной вычислительной техники и приборов бытовой электроники.

Мировой компьютерный рынок принадлежит к числу наиболее крупных и быстро развивающихся. На электронную вычислительную технику в последние годы приходится приблизительно ¼ производства электронного оборудования в мире.

Электронная промышленность – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей промышленности. Так, по сравнению с  другими промышленно развитыми  странами, позиции Германии относительно более сильны в производстве традиционной промышленной электротехники. Автомобильного электрооборудования, средств связи. Для малых же промышленно развитых стран в электротехнической промышленности, как и вообще в машиностроении, характерна узкая специализация. Например, в Дании она частично выражается в производстве портативной радио-телефонной аппаратуры, электронных систем управления судовыми двигателями, слуховых аппаратов, а в Финляндии – средств сотовой связи.

Одним из важнейших в мире регионов с  большой концентрацией предприятий  традиционной электротехнической и  электронной промышленности стал в  последние десятилетия регион Юго-Восточной  Азии и Дальнего Востока, где, кроме  Японии, особенно выделяются Республика Корея, регион Кир, Малайзия, Сингапур и Тайвань. Интенсивное развитие здесь получило производство бытовой  электроники, которое ориентируется  на дешевую местную рабочую силу.

В большинстве новых индустриальных стран (НИС): в Малайзии, Южной Корее, на Тайване – электротехническая и электронная промышленность развивается  на базе прямых инвестиций ТНК и  выпускает продукцию в соответствии с их многопрофильными производственными  программами. До 80-90% электронной продукции, производимых в странах Юго-Восточной Азии, экспортируется, причем экспорт осуществляется преимущественно на основе внутри корпоративного оборота.

В мировом производстве компьютерной техники, безусловно, лидируют США. Если рассматривать, например, мировые продажи  серверов, то здесь доля только американских корпораций 71%.

Традиционные отрасли. Ведущие  производители.

Мировой рынок  сельскохозяйственного машиностроения занимает незначительную долю в структуре  мирового машиностроительного комплекса.

Поскольку размещение сельскохозяйственного машиностроения тяготеет к местам потребления, то оно  сосредоточено преимущественно  в главных сельскохозяйственных регионах мира. В конце XX – начале XXI века промышленно развитые страны сокращают производство сельскохозяйственной техники, уделяя все большее внимание повышению ее качества. Тем не менее пока лидирующее место в производстве машин для нужд сельского хозяйства несомненно принадлежит США, а также Италии и Франции. Роль России и Белоруссии (главных продуцентов сельскохозяйственной техники в СНГ) на мировом рынке весьма незначительна.

Круг производителей продукции мирового тяжелого машиностроения весьма ограничен. К странам, производящим всю номенклатуру тяжелого машиностроения, относятся США, Япония, Германия, Великобритания. Некоторые страны (Китай и Россия) производят относительно ограниченный круг названной выше продукции. Наконец, к третьей группе стран относятся  те, которые производят отдельные  изделия. Так, Швеция и Финляндия, например, производят оборудование для бумажной промышленности, Австрия – оборудование для металлургических заводов.

Научно-технический  прогресс оказал огромное влияние на развитие транспортного машиностроения. Это хорошо прослеживается на примере  силовых установок разного вида на транспорте. Паровая машина на паровозах и пароходах дополнилась электрическим двигателем на электровозах и турбинами на судах: уже в XIX в. широко стали внедряться турбоходы, а в середине XX в. — газотурбоходы и турбоэлектроходы. Массовое применение на средствах транспорта получил двигатель внутреннего сгорания. Так, использование дизеля привело к созданию тепловозов для железных дорог, дизель-электроходов на водных транспортных средствах, а позже его применили на автомобилях и даже самолетах. Изобретение газотурбинного двигателя позволило выпускать локомотивы-газотурбовозы и суда-газотурбовозы.

Автомобильная промышленность — одна из самых  высокорентабельных, доходных отраслей мировой обрабатывающей индустрии. Достижения НТП обеспечили очень  высокую производительность труда  в отрасли: на изготовление одной  автомашины в Японии или США затрачивается  всего 120-130 чел.-ч. С учетом массовости выпуска продукции, ее небольшого жизненного цикла и частой заменой старых машин в развитых странах, ежегодные  прибыли фирм достаточно устойчивы  и велики. Поэтому среди крупнейших по обороту промышленных корпораций в первую их десятку входят и четыре автомобильные. Лидеры по числу автомобилей:

  1. США(33,1%)
  2. Япония (9,8)
  3. Германия (6,9%)
  4. Италия (5,4%)
  5. Франция (5,1%)

Судостроение  — старейшая отрасль современного транспортного машиностроения, но в  настоящее время оттеснена на второй план, утратив свое былое  значение в производстве транспортных средств. Это обусловлено малой  экономической эффективностью судостроения.

Авиационная и ракетно-космическая промышленность, ориентируясь на научную базу и квалифицированные  кадры, получила развитие исключительно  в промышленно развитых странах. Крупнейшими производителями авиационной  и ракетно-космической техники  являются: США (центры производства находятся в Хьюстоне, Сиэтле, Атланте, Нью-Йорке), Россия (Москва, Московская обл., Воронеж, Ульяновск, Новосибирск и др.), Франция (Париж и Тулуза), Германия (Штутгарт и Мюнхен), Великобритания (Лондон), Италия (Турин).

В 90-е годы XX века в мировом авиастроении ускорились интеграционные процессы. Это связанно прежде всего с тем, что по мере усложнения авиационной техники потребность в концентрации интеллектуальных и финансовых ресурсов нарастает. Логическим завершением этого процесса стало созднание двух основных производителей авиационной техники в мире: Европейского аэрокосмического концерна «EADS» и американской корпорации «Boeing».

Мировой спрос  на самолеты для деловых поездок  будет, видимо, возрастать и в предстоящие 10 лет (2010-1015), емкость этого рынка  составит 7 тыс. машин. В стоимостном выражении рынок деловой авиации в период с 2002 по 2011 годы оценивается в 95,2 млрд $.( Для сравнения: в 1996 году мировой рынок деловой авиации оценивалс в те же 10 лет в 39,3 млрд $).

 

 

Заключение

Международная торговля продукцией машиностроения развивается  опережающими темпами по сравнению как с производством, так и мировым внешнеторговым оборотом. На машины, оборудование и транспортные средства в структуре мирового экспорта приходится 37%, в экспорте развитых стран — 43%, развивающихся стран — 19%. Доля машиностроительной продукции в обшей стоимости экспорта достигает: в Японии — 64%, в США и Германии — 48, Швеции — 44, Канаде — 42%.

  Ускоренный рост мировой торговли  машинами и оборудованием обусловлен  углублением международного разделения  труда особенно в Западной  Европе и Северной Америке;  резким сокращением жизненного  цикла большинства видов машин  и оборудования, их быстрым моральным  старением; стимулированием экспорта  машин и оборудования.

  Свыше 75% мировой торговли машинами и оборудованием приходится на развитые страны. Доля развивающихся стран в мировом экспорте машин и оборудования составляет около 25%. На Россию приходится менее 1% мирового экспорта машиностроительной продукции.

Уровень развития машиностроения является одним  из показателей уровня развития страны.

 

Список литературы

  1. Е.Н. Смирнов «Введение в курс мировой экономики. Экономическая география зарубежных стран.» изд. «Кинорус» 2009г.
  2. «Мировая экономика и международный бизнес» под ред. проф. В.В.Полякова и проф. Р.К.Щенина
  3. Статьи из журналов БИКИ №71-72 (июнь 2011), БИКИ №27(март 2011), БИКИ № 91 (август 2011), БИКИ №110-111(сентябрь 2011)

 

Приложения

Средства автоматизации

Крупнейший в мире контрактный  сборщик электронного оборудования – тайваньская компания «Foxconn», на заводах в которой в континентальном Китае производятся планшетные устройства «iPad» и смартфоны «iPhone», намерена заменить часть своих работников на 1 млн. роботов в ближайшие три года. Это значительно повысит производительность труда и сократит издержки, связанные с ростом заработной платы. Аналитики также видят в решении компании еще один признак того, что привлекательность КНР как страны с дешевой рабочей силой неуклонно снижается.

Штат  «Foxconn» и ее дочерних предприятий насчитывает в общей сложности около 1,2 млн. рабочих, а парк роботов – 10 тыс. ед.  Однако глава компании Т.Гоу заявил, что уже в 2012 году на заводах корпорации будет до 300 тыс. роботов, а к 2013 г. Их число превысит 1 млн. Таким образом, число людей и машин в компании, изготавливающих гаджеты для таких гигантов, как «Sony», «Microsoft», «Apple», «Motorola», «Nokia» и др., должно сравняться уже в 2014 году.

Многие китайские компании, не надеясь  более на дешевую рабочую силу, которая осталась, как кажется  экспертам, только в странах ЮВА  и Африки, осваивают автоматизацию  производства.

Согласно заявлению аналитика  компании «Capital Economics» В.Циньвэя, «это характерно не только для «Foxconn». В настоящее время  Китай использует относительно мало роботов в производстве по сравнению с соседними странами, однако переход на автоматику произойдет очень быстро»

Строительство

Журнал «International Construction» составил очередной список 200 крупнейших строительных компаний мира, который базируется на итогах 2010г. Первые три позиции в этом списке занимают подрядчики из КНР, тогда как в предыдущей табели о рангах у них было лишь два места в первой «тройке».

Кроме китайских, значительно увеличили свои продажи в прошлом году подрядчики из Республики Корея.  Благоприятным 2010г. был и для Бразилии, Мексики и ЮАР, что позволило им не ухудшить свое положение в новой табели. Число индийских фирм возросло в 2 раза, и все фирмы, входившие в список 2009 года, продвинулись на более высокие места.

Информация о работе Машиностроение мира