Краткая история Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:20, реферат

Краткое описание

Древнейшая Индская цивилизация - XXIII-XVIII вв. до н.э. Возникновение первых городов, образование ранних государств. Район реки Инд. Для этой цивилизации было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. В 20-е гг. XX в. открыты городские центры - Мохенджо-Даро и Хараппа. Затем Чанху-Даро, Калибанган, Лотхал Всего известно около 100 поселений Индской цивилизации.

Файлы: 1 файл

Краткая история Древней Индии.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

В эндогамных кастах сложились экзогамные общности, подобные родам (готры), состоящие из групп родственных семей — кланов (джнати). В каждой касте выработался свой образ жизни на основе общих наследственных занятий и религиозного ритуала, свой тип внутренней организации и самоуправления, свои обычаи и верования. Внутри касты господствующими оставались родственные связи. Характерно, что ни варны, ни касты не были никогда оформлены законодательно, хотя содержали гораздо большее число статусов, чем любая другая система сословий. "Административный" надзор за соблюдением кастового режима выполняют панчаяты — кастовые советы, избранные из наиболее уважаемых людей, хорошо знающих традиции. Самое строгое наказание, налагаемое ими на ослушника — исключение его семьи из касты. Это обрекает либо на переход в одну из низших каст, либо на жизнь вне общества и всеобщее презрение.

Высшими считаются касты, ведущие свое происхождение от варн брахманов и кшатриев — касты жрецов, правителей и воинов; средними — касты торговцев, земледельческие и часть ремесленных каст: низшими — происшедшая от шудр и вневарновых большая группа неприкасаемых, занятия которых являются ритуально "нечистыми". Численность отдельных каст варьируется от нескольких сот до сотен тысяч человек.

В социальной сфере отношения между кастами определяются сложной иерархией, в немалой степени зависящей от экономического положения той или иной касты. Разнообразие в экономические отношения вносят три системы ремесла, сложившиеся в древней Индии: внутриобщинная, деревенская и городская. Первая представлена домашней промышленностью земледельцев и видами ремесла, входящими в джаджмани — систему нетоварного взаимного обмена услугами и продуктами внутри общины. Во вторую входят производители железа, сахара, сырого шелка, ткачи и пр., нередко живущие отдельными деревнями. Работая на заказ, они тесно связаны с деревенскими натуральными отношениями. Городское ремесло товарно и связано главным образом с городским же потреблением. 1

Обычай джаджмани состоит в том, что каждая семья из определенной кастовой группы общины наследственно связана определенными обязательствами с одной или несколькими семьями в других группах. Обслуживаемая сторона называется джаджман, обслуживающая — камин. Одни и те же семьи иногда выступают в одних случаях джаджманами, а в других — каминами. Джаджманы не только имеют право на услуги со стороны каминов, но и обязаны принимать их и расплачиваться за них. В каждой деревне установились свои метали и нормы компенсации труда каминов джаджманами. Так же традиционны эти нормы для каждой отдельной группы каминов и не зависят от объема выполненных ими работ у постоянного джаджмана. При работе на стороне действует та же "тарифная система". Джаджманами в большинстве своем являлись члены земледельческих каст, составляющие ядро общины. Система джаджмани была просто незаменима до тех пор, пока основная часть продуктов земледелия распределилась внутри деревни, т.е. пока существовало изолированное общинное хозяйство.

Маркс писал об этом: "В древнеиндийской общине труд общественно разделен, но продукты его не становятся товарами". 2 Эта система призвана обеспечивать самоуправление деревни и ритуальное обслуживание(староста и брахман), сельскохозяйственное производство и изготовление инвентаря (сельскохозяйственные рабочие и распределитель воды, кузнец, плотник), бытовое обслуживание (горшечник, прачка, цирюльник) и т.п. "Подводя итоги, ножно сказать, что джадемани охватывает те сферы межкастового обмена, которые являются пли представляются крайне необходимыми для благополучия общины в целом... те сферы, перебои в функционировании которых совершенно нетерпимы..." — отмечает Алаев, и продолжает: "Натуральность хозяйства оказывается следствием не автаркичности, отсутствия рынка, замкнутости, а объективно происходившего ограничения рыночных связей лишь определенными видами товаров и услуг". 3

Если в европейской общине процент неземледельческого населения редко достигал 5%, то в индийских деревнях он составлял от 25 до 50%; в одной деревне могло быть до 20-30 мелких неземледельческих кастовых групп. 4

Основу общины почти всегда представляла деревня. Последняя состоит из различных экзогамных кастовых групп, каждая из которых поддерживает эндогамные отношения в широкой округе за пределами деревни. А так как браки строго патрилинейны и патрилокальны, то деревня представляет собой экзогамную единицу, входящую в состав более широкой экзогамной общности (иногда десятки деревень). В этом кастовая община очень похожа на родовую. Т.к. большинство женщин рано или поздно покидают свою деревню, главами семей и представителями общины является обычно мужское население.

Функции общинного самоуправления выполняют деревенские панчаяты, в компетенцию которых входит распоряжение общинными землями и орошением, поддержание меж кастовых и межобщинных отношений, проведение обще деревенских праздников и т.п. Непосредственное хозяйство на земле ведет отдельная семья общинника, но для государственной администрации она не является ни хозяйственной единицей, ни юридическим лицом (кроме уголовных дел). Налог взимается с общины в целом. Чиновники не имеют права самовольно менять ни размера, ни срока сбора налога, лишь оставляют себе обусловленную государством часть в виде вознаграждении за службу. Они капиталы в землю не вкладывают, в севооборот не вмешиваются, даже не имеют права переселять земледельцев, т.е. организацией сельскохозяйственного производства не занимаются. Это прерогатива исключительно общины.
--------------------------------------------------------
1 См.: Алаев Л.Б. Сельская община в Северной Индии. С.207.
2 Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.50-51.
3 Алаев Л.Б. Сельская община в Северной Индии. С.209-210,219.
4 Кудрявцев М.К. Община и каста в Хиндустане. С.32.

 

 

 

 

 



Информация о работе Краткая история Древней Индии