Краткая история Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 15:20, реферат

Краткое описание

Древнейшая Индская цивилизация - XXIII-XVIII вв. до н.э. Возникновение первых городов, образование ранних государств. Район реки Инд. Для этой цивилизации было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. В 20-е гг. XX в. открыты городские центры - Мохенджо-Даро и Хараппа. Затем Чанху-Даро, Калибанган, Лотхал Всего известно около 100 поселений Индской цивилизации.

Файлы: 1 файл

Краткая история Древней Индии.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Централизация поколебала позиции ортодоксального брахманизма, а с ним — и брахманов. Преимущественное положение в идеологической сфере стали занимать кшатрии. Будде приписывают определение их как лучшей из варн. Начинает выдвигаться служилая знать, появляются даже царские династии из рядов прочих варн (Ману,IV.61,84). Места в государственном аппарате занимают богатые вайшьи. Но основная их масса уравнивается с шудрами и обозначается тенденция рассматривать их вместе (Ману, VIII.418). Это было следствием повышения социального положения пудр, которые были заняты уже во всех сферах экономики, в том числе и земледелии. Однако, в большинстве своем шудры были ремесленниками, т.к. услужение, считавшееся их обязанностью, предполагало все виды работ, производимых не для своей семьи (Ману, VIII.410-414; х.99). Широко идет обособление местных групп родов по социальному положению, этническим, профессиональным, наследственным признакам — процесс образования каст.

Значительное идейное брожение середины 1 тыс. до н.э. (при сохранении, впрочем, основных позиций за ведийско-брахманской традицией), появление множества шраманских учений было вызвано назревшими запросами развивающегося общества. "Пусть почитается и чужая секта при каждом удобном случае. Если делают так, то развивают свою и помогают тигле чужой. Золи поступают наоборот, то разрушают свою секту и вредят чужой," — сказано в наскальном эдикте Ашоки.5 Но над всеми религиозными системами был поставлен принцип дхармы — комплекса этических норм, это диктовалось необходимостью укрепления империи — он должен был служить основой идеологического единства, невзирая на все этнические, социальные и религиозные различия.

В наибольшей степени этот принцип воплотил индуизм, который, восприняв ряд положений ведизма-брахманизма (учение об Абсолюте, о карме и саясаре, обряды, аскетические обеты и медитации), создал концепцию "триединого образа" (тримурти): Брахма, Вишну и Шиша, как основные манифестации единого Абсолюта (Брахмана). Слияние личных божеств со всеобъемлющим Абсолютом позволило связать сложные мировоззренческие построения с народными верованиями. Таким образом, индуизм внешне предстает конгломератом различных сект, школ и направлений, не имеющим организации даже в местном масштабе, опирающимся только на общие конфессиональные установки.

Основным течением в этот период был вишнуизм. Благодаря отождествлению местных божеств (Санкаршаны-Баладэвы, Васудэвы-Кришны) с брахманским богом Нараяной-Вишну, он значительно увеличил свою популярность. Горские племена поклонялись Шиве. Их обряды Мегасфен описывал как культ Диониса.

Возникают новые учения — буддизм и джайнизм, отрицающие многие установки брахманизма. Этнические и родоплеменные отличия, родовитость отводятся на второй план перед приобретенным духовным совершенством. Эти принципы буддизма и джайнизма делали их подходящей основой для идеологии складывающихся крупных государств. Их реалистичность привлекала к себе политиков, но теоретические построения оставались непонятными для общинников, которые продолжали совершать прежние религиозные обряды. Поэтому даже расцвет буддизма при Мауриях и Кушанах не лишил брахманизма традиционного влияния.

Появление письменности дало большой толчок развитию знаний. Оформляются философские школы — даршаны. Большое распространение получают поэтические и фолклорные произведения, политическая и религиозная литература. Но это не ослабляет устную традицию, по-прежнему обеспечивающую передачу большинства текстов вед. Развиваются музыка и театр. Высокого уровня достигают строительное искусство и архитектура.

-----------------------------------------------------
1 Синха Н.К., Банерджи А.Ч. История Индии. С.65.
2 Самозванцев А.М. Теория собственности в древней Индии.
3Цит. по: Бонгард-Левин, Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. С.298.
4 Дьяконов И.М. Община на древнем Востоке... С.19.
5 Цит. по: Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. С.238.

3.3. Кушано-гуптская эпоха    

--------------------------------------------------------------------------------

С 1 в.н.э. большая часть территории Индии попадает под власть Кушанской империи. Но это не оказало сильного влияния на их внутреннюю жизнь, скорее, наоборот. Наиболее знаменитый кушанский царь Канишка, при котором держава достигла расцвета (начало II в.н.э.), был покровителем буддизма, распространившегося в эту эпоху в десятках стран и ставшего мировом религией. Впасть кушан была недолговременной — к концу III в. они владели лишь небольшой территорией по среднему течению Инда.

Ядром формирования новой империи из множества мелких государств Индии в начале IV в. стала опять область Магадха. Один из ее царьков стал основателем династии Гуптов. Политической силой государство стало при его внуке Чандрагупте I (320-335 гг.). Самадрагупта (335-380 гг.) в течение 15 лет завоевывает всю долину Ганга. Империя достигает максимальных размеров при Чандрагупте II (380-415 гг.) — открылся выход к Аравийскому морю, а через него — к странам Ближнего Востока. Этот период называют "золотым веком Гупт". Внуку Чандрагупты II Скандагупте (455-467 гг.) пришлось отражать набеги гуннов-эфталитов. После его смерти начались династийные распри и к середине VI в. Индия опять превратилась в мозаику мельчайших государств.

Система управления при Гуптах принципиально не отличалась от системы управления Мауриев. Большая централизация и меньшие размеры империи вели к дальнейшему развитию, бюрократизации государственного аппарата, нивелировке племен и народностей долины Ганга, укреплению экономических и культурных связей между ними.

В сельском хозяйстве продолжал повышаться удельный вес земледелия за счет скотоводства, охоты и рыболовства. Широко распространяются такие сложные для выращивания культуры как сахарный тростник, рис, хлопчатник, пряности, что свидетельствует об улучшении методов обработки почвы. Развивалось и искусственной орошение, хотя по-прежнему не играло ведущей роли — вполне хватало дождей.

Продолжало совершенствоваться и специализироваться ремесло. О достижениях в металлургии говорят медная статуя Будды весом более двух тонн или Делийская железная колонна (415-416 гг.). К рассматриваемому периоду относится широкое строительство пещерных храмов, поражающих своими размерами и резными украшениями. Морская торговля требовала большого и совершенного флота, а следовательно, и развитого судостроения. Вывозили пряности, благовония, лекарства, лаки, рис, сахар, хлопок, драгоценные камни, железо, ткани. Ввозили драгоценные и цветные металлы, лошадей, вино, посуду.

Объединение страны способствовало развитию и внутренней торговли. Об обильном денежном обращении говорят многочисленные клады монет, в том числе античных. Возросло количество городов, явно опережавших в своем развитии деревню. Они были центром политической жизни, культуры, науки, искусств и литературы, сосредоточением ремесла и торговли, могли многие сотни тысяч жителей.

Но уже к VI в. наблюдается упадок городов (продолжавшийся вплоть до мусульманской культуры) и целых областей, что явилось следствием общего застоя и натурализации экономики. Резко сокращается денежное обращение. "Древность начинается и кончается с рождением и смертью древнего города. Важнейшим показателем перехода от древности к средневековью является падение или по крайней мере полная перестройка городов в экономическом и политическом отношении. Даже в тех случаях, когда в средние века сохранились старце города, полностью изменялась их внутренняя структура: исчезало понятно гражданства {оно переносилось теперь на всех жителей страны. — В.М.}. Средневековые города как торгово-ремесленные центры, обладающие самоуправлением и не зависящие от феодала, возникают в последствии на совсем других основах". 1

Практика пожалования деревень крупным государственным служащим ведет к усилению власти крупных землевладельцев. Передача по наследству должностей вела к возникновению наследственных прав на пожалованную землю. Дарения иммунных прав (освобождение от налогов, постоя, право добычи полезных ископаемых и др.) ставили общины уже в зависимость не от царской администрации, а от получателя дарения — ущерб от недоимок ложился теперь только на него.

Происходит дальнейший сдвиг в сословно-кастовых отношениях в сторону превосходства богатства над знатностью. Распространение буддизма и джайнизма снизило авторитет брахманов. Ослабление и падение республик вело к размыванию варны кшатриев — к концу VI в. кшатриями считались только царские династии. С расцветом городов, ремесла и торговли возросло общественное положение вайшьев, занимавшихся ставшей к этому времени престижной торговлей, а также шудр — ремесленников и нередко уже земледельцев. Шудры стали участвовать в некоторых ведийских обрядах, им было разрешено слушать Веды. Увеличивается роль внутриварнового деления на касты (джати), существуют вневарновые, стоящие ниже шудр (неприкасаемые). Джати имели органы управления, общую кассу, систему взаимопомощи, отличались многочисленными обрядами и традициями. Происхождение джати связано с готрой — экзогамным родом.

Развитие производственных отношений, особенно в ремесле и торговле, вело к тому, что практически всякое объединение — этническое, профессиональное пли религиозное — принимало кастовый характер. Это распространялось и на сельские общины — они специализировались по отдельным отраслям земледелия, скотоводства, охоты или ремесла (гончары, кузнецы). Такая кастовая община, основанная на глубокой дифференциации наследственных функций жителей и системе натурального взаимо обеспечения (джаджмани), просуществовала вплоть до нового времени. "Касты и цехи возникают под влиянием такого же естественного закона, какой регулирует образование в животном и растительном мире видов и разновидностей..." — писал в своем "Капитале" К.Маркс. 2

В качестве основной государственной религии династия Гуптов избрала индуизм. Фундаментом объединения его многообразных культов стало учение Бхагавадгиты, провозгласившее политеизм лишь внешней формой поклонения Бхагавату (Абсолюту). Особую роль сыграла идея бхакти (религиозной любви), более доступная пониманию верующих, нежели архаичные ведийские предписания. "Путь любви" был открыт всем верующим, в том числе женщинам и шудрам. (Тем самым была продолжена реформа брахманизма, утверждающая примат догматов над обрядовой, культовой стороной). Д.Косамби так охарактеризовал значение этого учения: "Причиной необычайного успеха "Гиты" явилась изложенная в ней впервые новая теория бхакти, беззаветной преданности богу, которую ничто не может поколебать, даже его порой сомнительная репутация. Эта теория как нельзя лучше соответствовала идеологии феодального строя. Верность крепостного крестьянина и слуги их господину, барона — герцогу, герцога — королю является идеологической основой феодального общества, она связывает всех этих людей крепкой цепью вассальной зависимости, даже если личные качества сюзерена не внушают никакого почтения и делают его недостойным беззаветной преданности". 3

В первые века нашей эры постепенно сложилась одна из двух основных ветвей буддизма — махаяна ("большая колесница"), отличающаяся от хинаяны ("малой колесницы") тем, что не придерживалась идеи "индивидуального спасения", привнесла дух сострадания и религиозной любви, не требовала обязательного ухода в общину. Она в значительной мере способствовала превращению буддизма в подлинно массовую, а в этот период уже и международную, религию. В Индии же менее крупное, но внутренне более единое государство Гуптов не нуждалось в поддержке буддизма. А так как влияние последнего было преимущественным в крупных городах, то с падением их в послегуптский период буддизм растворился в океане индуистских верований.

I-VI вв. — период расцвета древнеиндийской духовной культуры. Индия приобрела славу "страны мудрецов". Многообразие школ и направлений в философии свидетельствуют о высоком уровне ее развития. В математике создана десятичная позиционная система счисления с применением нуля, которую в дальнейшем позаимствовали арабы. Астрономы утверждали, что Земля — шар, вращающийся вокруг своей оси и движущийся в космосе, предполагали наличие земного тяготения. Записаны многие религиозные, политические и художественные произведения. В IV-V вв. писал свои драмы Калидаса. Расцветают живопись и скульптура. Появляются и к концу периода приобретают величественный вид буддийские и индусские храмы.

"...Становление феодальной {формации. — В.М.} сопровождалось отмиранием ряда элементов древних культур — племенных, полисных, общинных — и зарожденном феодальной культуры, которая имела своп особенности в каждой стране. Однако следует отметить по крайней мере одну черту, общую для всех феодальных культур,- огромную идеологическую роль государственных религий (христианства, буддизма, мусульманства)..." 4
------------------------------------------------------
1 Неронова В.Д. Общие черты третьего периода древней истории // История древнего мира. Т.3. С.11.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.352.
3 Косамби Д. Культура и цивилизация древней Индии. С.214.
4 Неронова В.Д. Общие черты третьего периода древней истории. // История древнего мира. Т.3. С.19.

4.2. Кастовая община Индии    

--------------------------------------------------------------------------------

Исключительной особенностью социально-экономического строя Индии является зарождение и развитие в течение более двух тысячелетий, вплоть до настоящего времени, уникальной кастовой системы, пронизывающей общество сверху донизу. Известно о существовании некого подобия такой системы и в других странах, но это в лучшем случае лишь признаки кастового различия — только в Индии она приняла законченные организационные формы с собственными органами управления, аналогии которым нет ни в одном другом обществе. Отношения в кастах и между ними, в общинах и между общинами, общин и государства в совокупности представляют социальную систему этого общества.

Как и во всем мире, в Индии прогресс производительных сил, в частности, развитие в 1 тыс. до н.э. земледелия и скотоводства, отделение ремесла и управления, вел к образованию территориальных общин и первичных государств, означал переход ко "вторичной формации". В Европе следствием этого явилось создание производственных и иных объединений на административных началах, резкое размежевание города и деревни. В Индии же, как почти на всем Востоке, разделение труда происходило при господстве первобытных отношений (наследственное право пользования, приоритет родственных связей, эндогамия, ритуальная чистота, табу и пр.), сохранению которых в значительной мере способствовал обширный племенной мир, окружавший очаги цивилизации. Это вело к обособлению профессиональных (в самом широком социальном смысле) групп — каст, внутренняя структура которых повторяла структуру родо-племенной организации.

Информация о работе Краткая история Древней Индии