Геополитическое положение США

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:52, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы исследовать закономерности изменения численности населения в Татарстане.
Задачи: рассмотреть демографическую ситуацию в РТ, рассмотреть динамику численности городского и сельского населения РТ;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Географическая история Соединенных Штатов……………………………..4
2. Новейшая история геополитической силы США……………………………6
3. Геополитические перспективы США в XXI в………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 45.10 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Географическая история Соединенных Штатов……………………………..4

2. Новейшая история геополитической силы США……………………………6

3. Геополитические перспективы США в XXI в………………………………14

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Большая часть  американцев, как и многие народы Северной и Южной Америки, изначально не жили на той территории, которая  сейчас носит имя Соединенных  Штатов Америки. Американцы – это  разные группы людей из дюжины западноевропейских государств, смешавшиеся с людьми из еще сотни стран. Национальные общности Нового Света боролись, чтобы  создать на американских континентах  современную нацию и современное  государство. Бразилия – это отличный пример того, насколько трудной может  быть такая борьба. А Соединенные  Штаты оказались на противоположном  конце спектра.

Американская  география впечатляет. В бассейне Великой Миссисипи и по западному  и восточному побережью США проходит больше внутренних судоходных путей, чем  по всему остальному миру. Американский Средний Запад пересечен этими  путями вдоль и поперек, кроме  того, это крупнейший прилежащий участок  обрабатываемой земли на планете. На Атлантическом побережье США  больше крупных портов, чем на всей территории западного полушария. Два  широких океана отделили Америку  от Азии и Европы, пустыни оградили США от Мексики на юге, а на севере канадские населенные пункты отделены от американских лесами и озерами. У США есть столица, излишки продовольствия и физическая изоляция от всех остальных стран мира. Итак, значимость американцев (как и значимость турок) состоит не в том, кто они есть, а в том, где они живут.

Цель работы заключается в том, чтобы исследовать закономерности изменения численности населения в Татарстане.

Задачи: рассмотреть демографическую ситуацию в РТ, рассмотреть динамику численности городского и сельского населения РТ;

 

 

  1. Географическая история Соединенных Штатов

 

Всем  известно, что США как государство  начались с 13 мятежных колоний, расположившихся  на восточном побережье центральной  части североамериканского континента. Но в самом начале никто не мог  быть уверен в том, что США станут единым государством. Франция контролировала большую часть плодородных земель, которые в свое время помогли  Соединенным Штатам обрести власть, а Испанская империя могла  похвастаться тем, что имела в  Новом Свете более мощную экономику  и большую численность населения, чем молодая страна. Большинство  из 13 первоначальных колоний, согласно европейским стандартам, были малонаселенными (только Филадельфия могла называться полноценным городом в европейском  смысле слова), и они лишь начали процесс объединения на основе материальной инфраструктуры. Кроме того, реки текли  через береговые равнины с  запада на восток, скорее разделяя местные  общности, чем объединяя их.

Но у  молодых Соединенных штатов было два преимущества. Во-первых, все  без исключения европейские державы  считали свои дела, связанные с  Новым Светом, второстепенными. Для  этих стран настоящая игра – и  настоящая война – всегда была на другом континенте и в другом полушарии. Заморские колонии Европы считались либо дополнительным источником дохода, либо мелкой монетой, которую  разменивали за европейским покерным столом. Франция даже не обременяла себя тем, чтобы использовать американские земли, дабы избавиться от нежелательных  сегментов общества, в то время  как Испанское правительство  свободно распоряжалось имперскими территориями просто потому, что они  не были важны, пока в империю продолжали прибывать корабли, груженные серебром и золотом. Пока глаза Европы смотрели в другом направлении, у молодых  США была возможность создавать  свое будущее в относительной  независимости от всех европейских  сложностей.

Во-вторых, молодые Соединенные Штаты не сталкивались с суровыми реалиями географического  положения. Система барьерных рифов  и местные реки обеспечивали страну рядом возможностей, которые помогли  быстро расширить культурное и экономическое  влияние в северном и южном  направлении Восточного побережья. Прибрежная равнина (в частности  то, что потом стало американским югом) была достаточно широкой и  хорошо орошаемой, чтобы стало возможно развивать города и фермерские хозяйства. Выбор был ограничен, но круг проблем  тоже не был широким. Эта была не Англия, которая, будучи островом, была вынуждена на заре своего развития вкладывать огромные средства во флот. Это была не Франция, которой все  время приходилось заключать  договоры и ожидать нападения  со всех сторон, ведь у нее три  побережья и две линии сухопутных границ. Это была не Россия, обширная страна, которая страдала от непродолжительности  посевного сезона и была вынуждена  тратить огромные средства на развитие инфраструктуры, только чтобы прокормить себя. Соединенные Штаты, напротив, могли существовать в относительно мирных условиях на протяжении первых десятилетий и не беспокоиться о  повсеместных военных и экономических  угрозах, поэтому стране не надо было создавать большую армию. Всю  свою энергию страна могла направить  на самоукрепление. Если рассмотреть все вместе (отличная естественная транспортная система, пересекающая огромные территории плодородных земель, которые разделяют континент, образуя еще два слабых государства) можно сделать вывод, что, контролируя центральную треть Северной Америки, невозможно не создать великую державу.

 

 

 

 

 

 

  1. Новейшая история геополитической силы США

 

Северная  Америка – это имеющий треугольную  форму континент, который расположен в умеренной зоне северного полушария. Континент обладает значительными  размерами: на севере он касается арктического пояса, а на юге – тропического. Преобладающие ветры гонят осадки через территорию континента с запада на восток.

С точки  зрения климата, Северная Америка состоит  из ряда широких северных и южных  поясов, которые в основном формируются  меридиональными рельефами суши. Основную территорию северной и центральной  части Северной Америки занимают Скалистые горы, которые создают  область дождевой тени восточнее  горной цепи: эту местность обычно называют Великими равнинами. Если двигаться  от этой полузасушливой зоны дальше на восток, то попадешь во влажные прерии Канады и американского Среднего Запада. Эта зона включает в себя самые плодородные земли и  самую крупную непрерывную площадь  пахотных земель на планете.

Восточнее этих пахотных земель лежит вторая горная цепь, известная как Аппалачи. Несмотря на то, что эта цепь гораздо  ниже и уже, чем Скалистые горы, она представляет собой существенное препятствие для передвижения и  экономического развития. Однако более  низкое расположение гор и широкая  равнина Восточного побережья не создают область дождевой тени на Великих равнинах. Следовательно, на территории Восточного побережья выпадает достаточно осадков.

Что касается направления с севера на юг, континент  не имеет такой четкой схемы деления. Севернее Великих озер лежит плато  Канадский щит – территория, где  вечная мерзлота погубила большую часть  плодородных почв. Добавьте к этому  более холодный климат, и станет очевидно, что эти земли сильно уступают в плодородности южным  и восточным регионам страны, а  поэтому остаются малонаселенными и по сей день. На юге – там, где находится Мексика – территория Северной Америки резко сужается с 5000 до почти 2000 километров, а в некоторых местах и до 1000 км. Мексика лежит в меридиональной зоне Скалистых гор и Великих равнин, образуя широкую засушливую возвышенность, которой не хватает сельскохозяйственных возможностей канадских прерий или американского Среднего Запада.

Заключительная  географическая зона континента –  перемычка, известная как Центральная  Америка; она слишком влажная  и неровная, чтобы развиться во что-то большее, чем группа отдельных  городов-государств, слишком маленьких, чтобы оказать какое-либо влияние  на дела континента. Из-за болот и  гор, которые составляют рельеф той  местности, где соединяются два  американских континента, до сих пор  не существует дороги, которая бы их связывала, поэтому обе Америки  лишь косвенно влияют на развитие друг друга.

Самая выразительная  и важная черта Северной Америки  – это речная сеть, занимающая центральную  треть континента. Реки этой системы  шире и длиннее многих рек на планете, тем не менее, это не то, что отличает данную речную сеть от других. Очень  мало рек берут свои начала на возвышенности, что делает их широкие русла судоходными.

В случае с рекой Миссисипи, конечный пункт  доставки грузов – чуть севернее Миннеаполиса – находится на расстоянии 3000 километров от береговой линии.

Речная  сеть состоит из шести отдельных  речных бассейнов: Миссури, Арканзас, Ред, Огайо, Теннеси и, конечно, Миссисипи. Эта система едина, что значительно увеличивает производительность региона, а также его экономический и политический потенциал. Во-первых, переправлять товары по воде на порядок дешевле, чем по суше. В зависимости от технологического развития и местных топографических особенностей определенные показатели изменяются, но в «нефтяной век» на территории США транспортировка грузов по воде почти в 10-30 раз дешевле, чем по суше. Этот простой факт способствует тому, что страны с развитым водным сообщением имеют преимущество по отношению к странам, чьи транспортные возможности ограничены сухопутными маршрутами. Это объясняет, почему последние 500 лет ведущими державами мира были Япония, Германия, Франция, Соединенное Королевство и США.

Во-вторых, большая часть бассейна Великой  Миссисипи пересекает пахотные земли  Северной Америки. Обычно такие крупные  сельскохозяйственные угодья, как американский Средний Запад, используются не в  полной мере, так как затраты на перевозку продукции в густонаселенные  регионы по воде подрывают экономику  сельского хозяйства. Евразийские  степи – отличный пример. Даже сейчас российское и казахское зерно  сгнивает до того, как достигает  рынка. Чтобы потенциал земли  использовался в полной мере, необходимо построить искусственные транспортные сети. Но в случае с бассейном  Великой Миссисипи все иначе. Огромные площади самых плодородных  сельскохозяйственных земель протянулись  на 200 километров вдоль судоходной реки. Шоссейные и железные дороги все  еще используют для сбора продукции, но расположенные повсеместно речные порты позволяют фермерам легко  и дешево переправлять свою продукцию  на рынки, причем не только североамериканские, но и мировые.

В-третьих, единство речной системы способствует политической интеграции. Все народы бассейна являются частью одной и  той же экономической системы, что  обеспечивает постоянное взаимодействие и общность интересов. Конечно, до сих  пор имеет место деление на регионы, но это не Северная Европа, где большое количество речных систем позволило развиться множеству  самостоятельных народов.

Стоит вкратце  объяснить, почему СТРАТФОР сосредоточился на судоходных реках, а не на береговых  линиях. Во-первых, судоходные реки, по сути своей, связывают два берега (в то время, как на побережье всего одна береговая линия). Во-вторых, реки – это не предмет приливообразующей силы, которые значительно облегчают строительство и ремонт сопутствующей инфраструктуры. В-третьих, штормовые приливы часто сопровождаются ураганами, из-за которых приходится проводить эвакуацию прибрежных портов. Ни один из этих факторов не умаляет значимости морских портов, но при учете того, что основной критерий – это способность генерировать капитал, береговая линия занимает лишь второе место, уступая пальму первенства землям с судоходными реками.

Существует  еще три фактора (все они носят  морской характер), которые дополняют  преимущества, предоставленные американцам  бассейном Великой Миссисипи. Во-первых, это углубления в береговой линии  Северной Америки, которые создают  в регионе удобные защищенные бухты и естественные глубоководные  порты. Самые очевидные примеры  таких портов: залив Святого Лоуренса, залив Сан-Франциско, Чесапикский залив, залив Галветсон и пролив Лонг-Айленд.

Во-вторых, это Великие озера. В отличие  от речной системы Миссисипи, Великие  озера изначально не судоходны, так  как замерзают зимой и имеют  естественные препятствия для судов, например, Ниагарский водопад. Однако за последние 200 лет был осуществлен план масштабного гидрологического проектирования (в основном, со стороны Канады), в результате чего стало возможным полноценное перемещение судов по озерам. С 1960 года, проникая вглубь континента, Великие озера превратились во вторичную транспортную систему, которая открыла еще больше земель для эффективного использования и позволила североамериканскому региону накапливать еще больше капитала. Преимущества данной системы заключаются, скорее, в теплых землях США по сравнению с мерзлыми почвами Канады, но в связи с тем, что Великие озера составляют единственные возможные морские пути Канады, по которым возможно перемещаться внутри континента, именно канадцы, а не американцы, заплатили больше за гидрологические проекты.

Третий  и самый важный фактор – цепь барьерных рифов, которая проходит параллельно восточному и северному  побережью континента. Эти островки позволяют судам, плывущим по речным маршрутам Миссисипи, безопасно  перемещаться по междубережным водным путям на юг до Рио-Гранде и на север до Чесапикского залива. Помимо того, что цепь рифов отгораживает часть океана, превращая его в своеобразную реку, эти островки, расположенные вблизи дельты Миссисипи, создают дополнительные возможности для всего судоходства в этой речной системе, при этом усиливаются тенденции объединения восточной прибрежной равнины с бассейном Миссисипи в политическом и экономическом плане.

Информация о работе Геополитическое положение США