Геология Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 18:25, реферат

Краткое описание

Южнее низменности протянулась полоса горцинских средневысотных гор, образовавшихся ещё во второй половине каменно – угольного периода. Они имеют плоские или куполовидные вершины и крутые склоны. Эти горы занимают большую часть страны. Наибольшей высоты достигают массивы Таунус (880 м.) и Гарц (1142 м.). Рельеф области средневысотных гор чрезвычайно мозаичен; горы здесь чередуются с широкими долинами и котловинами. Горные массивы покрыты лесами и очень живописны.

Оглавление

Природные условия:
рельеф
Климат
внутренние воды
растительность
животный мир
почва
Полезные ископаемые
История создания и развития государства
Государственный строй и устройство
Население
Общая характеристика хозяйства:
промышленность
транспорт
сельское хозяйство
Внешнеэкономические связи
Национальные особенности
Культура
Германия в 90-х годах

Файлы: 1 файл

Геология Германии-реферат.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

    Итак, отдельные отрасли хозяйства  развивались неравномерно; в результате имеются высокоразвитые и бедствующие  районы.

    Большое изменение претерпело топливно-энергетическое хозяйство. Если раньше топливной базой в ФРГ служил уголь, то в настоящее время свыше половины всего перерабатываемого топлива составляет нефть. Более чем на 9/10 это импортная нефть из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Она поступает по нефтепроводам от Роттердама и Вильгельмхафена к Кёльну и от средиземноморских портов на юго-западе и Юг ФРГ. Собственная добыча составляет всего 5 млн. тонн. Более 70 % нефтепереработки контролируется американскими и английскими монополиями. Старый центр нефтепереработки – Гамбург, а новые возникли во внутренних районах – Рейнско-Рурском, Юго-западе и в Баварии. Однако потребности страны всё равно не удовлетворяются, поэтому часть нефтепродуктов ввозится. Свои источники газа в ФРГ также невелики – лишь в районе Эсланда на северо-западе. Когда-то газовое хозяйство базировалось на каменном угле, но теперь происходит его перестройка на природный газ, а это означает увеличение импорта. Резко сократилась в ФРГ добыча каменного угля. Угольный концерн “Рурколе АГ”, в руках которого почти вся добыча в Руре, работает с убытком. Довольно стабильной остаётся добыча бурого

10

угля. Бурый  уголь имеет надёжных потребителей – электростанции и брикетные  фабрики, а главное, это самый  дешёвый вид топлива в ФРГ. Основная часть его добывается в  четырёх карьерах Нижнерейнского (Кёльнского) бассейна. Добыча ведётся открытым способом и полностью механизирована.

    Каменный  и бурый уголь – основа электроэнергетики  Рейнско-Рурского района, на который  приходится около половины всех мощностей  электростанций. Линии электропередач идут отсюда во все концы страны. Только в Баварии работают гидроэлектростанции на альпийских реках – Инне и других притоках Дуная. Перспективы электроэнергетики – в строительстве атомных электростанций. Атомная энергетика – типичный пример отрасли, созданной государством.

    Сложны  в настоящее время проблемы чёрной металлургии. Её производственная база перестроена: господствующим стал кислородно-конверторный способ плавки стали. Выросло производство электростали, идут работы по прямому  восстановлению металла из руды. Однако размещение металлургических заводов в основном в Руре и Сааре при огромном импорте руды стало маловыгодным. Приморские заводы имеют преимущество: они могут использовать и дешёвый американский уголь. Рур получает импортную руду (из Швеции, Бразилии, Либерии и Канады) двумя путями: главным - по Рейну и вторым – по каналу Дортмунд – Эмс. Ещё сложнее положение сухого района – Саара, который вынужден использовать лотарингские руды. Третий район – Зальцгиттер базируется на своей руде. Но и он уже переключился на более дешёвую и качественную привозную. Единственный крупный приморский металлургический завод в ФРГ – в Бремене, где к “Везерпорту”, к его домнам, подходят рудовозы. С чёрной металлургией связаны старые, наиболее металлоёмкие отрасли машиностроения. Производство оборудования для шахт рудников, для самих же металлургических заводов сосредоточено в Руре, здесь же и в Баден-Вюртемберге делают станки. В Зальцгиттере строят вагоны, производят оборудование для химических заводов.

    Новые отрасли машиностроения, такие как  автомобилестроение, в меньшей степени  зависят от очагов металлургии. Автомобильной  столицей ФРГ называют Вольфсбург –  небольшой городок на северо-востоке  страны, где находится головной завод  концерна “Фольксвагенверк”. От гигантского завода в Фольфсбурге “отпочковалось” несколько филиалов – в Ганновере, Брауншвейге и Касселе. Специально для экспорта за океан был построен автосборочный завод в Эдмене. Другой гигант автомобилестроения – “Даймлер-Бенц” возник в 20-х годах в результате слияния двух фирм. Головной завод концерна размещается в Штутгарте, а несколько филиалов, которые производят и грузовые машины, – в его пригородах. Две крупнейшие фирмы автомобилестроения принадлежат американскому капиталу. “Форд” ещё до войны обосновался в Кёльне, а “Дженерал моторс” полностью владеет фирмой “А. Опель” с заводами в Рюссельгейме (у Франкфурта) и Бохуме. Автомобилестроение ныне уже не процветающая отрасль. Внутренний рынок близок к насыщению. Содержание автомобиля обходится всё дороже, сильно выросли цены на бензин. К тому же, как на внутреннем так и на внешнем рынках усилилась конкуренция.

    На  одном из первых мест в мир находится  германское судостроение. Оно выпускает  и крупные танкеры, и контейнеровозы, и целые рыболовные флотилии, и так называемые, рейнские суда для внутренних путей. Главные судоверфи расположены в Гамбурге и Киле.

11

    Весь  научно-технический прогресс в промышленности, её переоснащение были бы немыслимы  без развития электротехнической промышленности, и в частности электроники. Но ФРГ заметно отстаёт от США по электронике, а по радиоэлектронике уступает и Японии. Американский концерн ИБМ владеет самым крупным в Европе заводом электронно-вычислительных машин в городе Майнце и доминирует на западногерманском рынке, а японские радиоприёмники и телевизоры успешно конкурируют с германскими внутри страны. Традиционные районы электротехнической промышленности – Юго-Запад и Юг. Здесь находятся штаб-квартиры крупнейших концернов – “Сименс”, “АЭГ – Телефункен” и “Бош”. Их основные научно-промышленные центры и головные предприятия. Крупными центрами электротехники и электроники являются Мюнхен, Нюрнберг, Эрланген. Франкфурт-на-Майне, Штутгарт. Радиотехнический концерн “Грундинг” с основными предприятиями в крупных баварских городах вынес свои филиалы в сельскую местность. Что связано с использованием дешевой рабочей силы, особенно женской.

    Мировую известность имеет химическая промышленность ФРГ. В ней занят каждый десятый  рабочий и служащий страны. В последние  годы произошла серьёзная перестройка этой отрасли. Она выражается в бурном развитии химии органического синтеза, с переключения её с угольной на нефтяную и газовую базу. Это обеспечивает быстрый рост и модернизацию всей отрасли; основой её экспорта стали пластмассы, синтетические волокна, фармацевтические изделия. Из старых традиционных отраслей экспортное значение имеет производство удобрений, особенно калийных, по которому ФРГ занимает первое место в мире. “Осью” химической промышленности издавна был Рейн, где размещались основные центры гигантского концерна “ИГ Фарбениндустри”, ликвидированного после войны. Теперь “концерны-наследники” сосредоточили в своих руках химическую промышленность трёх основных районов по Рейну – Рейнско-Рурского, Рейнско-Майнского и Людвигсхафена-Мангейма. Развитие химического органического синтеза мало изменило её географию: ко всем трём главным очагам проложены нефтепроводы от портов. Вблизи каждого из них возникли нефтеперерабатывающие заводы. Нефтепереработка была как бы подведена под ложившуюся ранее схему размещения основных заводов. Это усилило загрязнение Рейна, увеличило массу отходов, сбрасываемых в реку. Потребность химических концернов в большом количестве импортного сырья, и прежде всего в нефти, необходимость экспортировать свою продукцию и, наконец, загрязнение ими Рейна вынуждает их искать новые варианты размещения. Наиболее удаленный от моря гигантский концерн Басф построил несколько новых заводов в портах Нидерландов и Франции.

    Лёгкая  промышленность ФРГ заметно уступает тяжёлой ФРГ вынуждена ввозить  ткани и обувь в большом  количестве. Продукция старинных  текстильных районов и центров  вокруг Рура (Крефельд, “Бергешис Ланд”, Мюнстерланд) и на юге (Аугсбург и  северо-восток Баварии) оказались под давлением тканей “из реторты” – из химических. И прежде всего синтетических, волокон. Большое влияние оказывает и конкуренция импортных тканей стран “Общего рынка”. Обувная промышленность в значительной степени перешла на искусственную кожу; рынок ФРГ наводняет более дешёвая итальянская обувь.

    Хорошо  известны традиционные отрасли страны – пивоварение и виноделие. В  ФРГ производится около 4000 сортов пива; пивоваренные заводики есть во многих

12

мелких  городах. ФРГ держит и мировой  рекорд по потреблению пива – 150 литров на душу населения в год. Пивные погребки и залы – любимое место встреч и бесед. Однако треть пива идёт на экспорт. Рейнские и Мозыльские виноградные вина известны и за пределами страны. Долину Мозеля со знаменитыми виноградниками, называют “винной дорогой”.

Транспорт

    ФРГ отличается высоким развитием всех видов транспорта. Страна держит первенство среди стран Европы по протяжённости  автострад, по развитию речного транспортного; по густоте сети железных дорог (128 км. на 1000 кв. км.) она уступает лишь Бельгии. Все виды транспорта в основном современны по техническому уровню: автобаны считаются лучшими в Европе, основные направления железных дорог электрифицированы, речной транспорт перестроен в последние годы, а реки “канализированы”, в приморских городах строятся приморские порты. Страна покрылась густой сетью авиационных линий; аэропорт во Франкфурте-на-Майне уступает только Лондонскому и Парижскому.

    Особенно  большую роль играет автомобиль в  пассажирских перевозках. Сеть автострад дополняется густой сетью хороших федеральных дорог. Транспортная переуплотнённость в городах стала чрезвычайной. ФРГ держит печальный рекорд в Европе по транспортным жертвам. Но расширение сети автострад требуют новых миллиардных капиталовложений.

    Центральное положение страны в западной Европе обуславливает международное значение многих путей, проходящих через её территорию. В последние годы сеть железных дорог внутри государства сокращается, зато увеличивается доля электрифицированных дорог, скорости движения растут. Железные дороги, принадлежащие государству, относятся к убыточным предприятиям. Основная причина этого – льготы на перевозки массовых грузов для крупных монополий. Их не может перекрыть даже большая дороговизна пассажирских поездок.

    ФРГ имеет разветвлённую сеть речных путей; она составляет 4400 км. это Рейн с притоками Мозелем, Майном и Неккаром, Везер, нижнее течение Эльбы, и, наконец, на юге – Дунай. Речная сеть дополнена каналами, улучшена зарегулированием некоторых рек. “Канализирование” Неккара открыло для речного флота Юг ФРГ, “канализирование” Мозеля – прямой путь во Францию. Речной флот ФРГ перестроен технически: 9/10 судов самоходные или толкаемые буксирами.

    Все внутренние пути (железные дороги, автострады, трубопроводы) сконцентрированы в долине Рейна – важнейшей транспортной оси страны, которая пересекает ею с юга на север. О масштабах работы речного флота на этом главном направлении говорит тот факт, что через Эммерих, располагающийся на границе с Нидерландами, проходит за год почти столько же грузов, сколько принимают и отгружают все морские порты страны.

    Для морского флота ФРГ, обслуживающего огромные внешние перевозки, характерно довольно быстрое развитие, а поэтому  – хорошая техническая оснащённость. Постепенно меняются и порты. Они должны стать доступными для крупных судов, в Хинтерландом. Однако на всём побережье ФРГ, кроме “нефтяного” Вильгельмхафена, нет портов, способных принимать суда водоизмещением 100 млн. т. Главные порты страны – Гамбург, грузооборот которого свыше 50 млн. т., и Бремен –

13

Бремерхафен, имеющий грузооборот около 26 млн. т., - лежат в эстуариях рек Эльбы  и Везера. Они способны принимать  лишь суда малого тоннажа. Сейчас ведутся  углубительные работы, построен канал  “Север-Юг”, связывающий Гамбургский  порт с системой внутренних водных путей, созданы специальные причалы для контейнерных грузов.

Сельское  хозяйство

    Развитие  сельского хозяйства ФРГ в  послевоенный период характеризуется  переходом к индустриальным методам  производства, повышением интенсивности  концентрации производства и капитала, формированием агропромышленного комплекса. Эта отрасль обеспечивает высокий уровень среднедушевого потребления продовольствия при относительно низкой доле затрат на него в структуре расходов населения. Природные условия для сельского хозяйства благоприятны на большей части ФРГ. Около 1/3 ее лежит на Севере-Германской низменности, почти 1/6 занимают невысокие Среднегерманские горы с мягкими формами рельефа. Климат ФРГ — переходный от океанического к континентальному — позволяет везде выращивать сельскохозяйственные культуры умеренного пояса. Почвы в основном среднего плодородия. Но на обрабатываемых землях они гораздо лучше естественных из-за постоянного внесения удобрений. Индустриализация аграрного производства особенно интенсивно проводилось в 50-60-е годы, была подготовлена активной инвестиционной политикой и превратила сельское хозяйство в очень капиталоёмкую отрасль экономики. Сельское хозяйство ФРГ отличается высокой насыщенностью техникой. С начала 80-х годов в сельском хозяйстве усиливается действие интенсивных факторов, что отражает общую тенденцию к переходу экономики к ресурсосберегающему направлению технического прогресса.

    Для аграрного строя ФРГ характерно преобладание капиталистической (денежной) аренды земли и капиталистического землевладения. Одной из характерных черт развития сельского хозяйства ФРГ в последние десятилетия является его концентрация, вытеснения мелкого производителя.

    В структуре сельского хозяйства  ведущее место принадлежит животноводству: на его долю приходится около 1/3 стоимости продукции этой отрасли. ФРГ имеет значительное поголовье свиней и крупного рогатого скота. Наибольшие доходы дает молочное хозяйство, затем мясное. Во всех районах животноводство сочетается с растениеводством, которое в значительной мере обслуживает его. Пашня занимает чуть более 1/3 земельных угодий ФРГ. Однако благодаря высокой урожайности сельскохозяйственных культур сборы значительны. Среди зерновых выделяются пшеница (ее собирают теперь втрое больше, чем в начале 50-х гг.) и рожь, а также ячмень и овес, которые используются в качестве кормов. Ячмень идет на приготовление пива, особенно в Баварии (для этой цели там выращивают также хмель). Почти везде выращивают картофель, во многих районах — сахарную свеклу, которая связана в севообороте с пшеницей и ячменем. Несмотря на значительное развитие, сельское хозяйство ФРГ не полностью удовлетворяет потребности страны. Приходится импортировать часть пшеницы и жиров, много продовольственных товаров, большую часть шерсти и другого сырья. Агропромышленный комплекс занимает важное место в западногерманской экономике: в нем сосредоточено 1/5 самодеятельного населения страны, причем вплоть до 80-х годов шел активный перелив трудовых ресурсов из сельскохозяйственной сферы в АПК. Государственные

14

органы  берут на себя решение вопросов по изменению аграрной структуры, кредитованию и финансированию сельского хозяйства, регулированию рынков сельскохозяйственной продукции. 

    Внешнеэкономические связи

    Уже в 50-е годы ФРГ достигла огромных успехов на мировом рынке, сумев правильно использовать складывавшуюся там конъюнктуру, особенно быстрорастущий спрос на машиностроительную продукцию, и эффективно включиться в мировое разделение труда. Уже долгое время западная часть нынешней ФРГ является крупнейшим в мире экспортёром изделий машиностроения. Именно это позволило ей в 80-е года стать крупнейшей страной – экспортёром в целом по всем видам товаров и услуг. Так, в 1988 году экспорт ФРГ составил 325 млрд. долл., США-322 млрд., Япония-167 млрд. долл.

Информация о работе Геология Германии