Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:19, контрольная работа
Урбанизация (от латинского urbs - город) - исторический процесс возникновения, роста людности и числа городов, концентрации в них экономического потенциала. Урбанизация сопровождается повышением роли городов в жизни общества, распространением городского образа жизни и формированием систем расселения. Проблемы городов к концу 20 века приобрели статус глобальных; они волнуют представителей многих научных дисциплин - экономистов, социологов, экологов.
Введение........................................................................................................3
1. Гипотезы о возникновении городов. Крупнейшие города древности и Современности …… .……… 4
2. Юридическая и фактическая границы города. Пределы роста городов...... ……………………………………………………………7
3. Региональные особенности урбанизации.............................................10
4. Крупнейшие мировые мегаполисы и их проблемы.............................17
Мехико.........................................................................................................17
Сеул..............................................................................................................18
Японские мегаполисы. Токио....................................................................20
Пекин............................................................................................................25
Бомбей..........................................................................................................26
Заключение..................................................................................................30
Список используемой литературы............................................................32
В 1990-е гг. 43% жителей Земли жили в городе. Максимальная в мире доля горожан более 70% - отмечалась в экономически развитых регионах (в Европе, Северной Америке, Австралии),где рост и развитие городов как центров промышленности современного типа началось в период промышленной революции.
Наибольшие темпы прироста городского населения здесь в начале 20 века.
Рис. 1.
Расположение крупнейших мировых мегаполисов
|
За последние 30 лет доля этих регионов в численности городского населения мира сократилась с 45 до 26%, в то время как во всем остальном мире численность жителей городов возросла с 400 млн до 1,6 млрд. чел. В последние десятилетия в экономически развитых регионах наблюдается процесс так называемой контрурбанизации - бегства из больших городов в пригороды, связанный в значительной мере с процессом децентрализацией промышленности.
В Латинской Америке около 65% населения проживает в городах, здесь
расположены крупнейшие городские агломерации мира - Мехико, Сан-Паулу.
Наиболее высокие темпы урбанизации отмечены в регионах, где доля городского населения пока относительно невелика. Доля городского населения в Азии в целом невелика и составляет 34%. Наиболее высокие темпы урбанизации, превышающие темпы роста населения, наблюдаются в Юго-Восточной Азии, где доля городского населения всего 29%. В странах Восточной Азии - Японии, Тайване, в КНДР и Республике Корея городское население преобладает (около 70%). Доля городского населения в Китае составляет лишь 32%; это связано как с жестким
регулированием внутренних миграций до 1978 г., так и с характером
экономических реформ 80-х гг., направленных на приоритетный рост благополучия аграрных районов, что также сдерживало миграции в города.
Наименьший в мире показатель доли городского населения, и одновременно - наибольшие темпы его роста, отмечены в последние десятилетия в Африке.
В большинстве развивающихся стран, находящихся на начальном этапе
индустриального развития, урбанизация современного типа началась недавно и проходит очень высокими темпами.
Как правило, неконтролируемый рост городского населения и площади городской застройки одного-двух крупнейших городов страны опережает возможности городской экономики и значительно отстает от развития их производственной базы при непропорциональном увеличении сферы обслуживания.
Урбанизация такого типа часто называется "ложной".
Концентрация городских жителей страны, экономической и политической жизни в одном городе, обычно столичном, где сосредоточена вся современная промышленность, высшие учебные заведения, приводит к автономному и изолированному его развитию от остальной территории страны.
Высокие темпы роста городского населения связаны, главным образом, с высокой рождаемостью и миграциями село город, которые обеспечивают до половины прироста численности горожан.
Как правило, экономические причины миграций являются основными, но важное значение имеют и социально-психологические мотивы - престижность жизни в городе, возможность получения образования. Однако, из-за общей хозяйственной отсталости, нехватки рабочих мест, не имеющие никакой квалификации выходцы из сел пополняют ряды городских безработных. Большая часть горожан занята в неформальном секторе мелких кустарных предприятиях в сфере обслуживания.
Значительные территории в городах используются как сельскохозяйственные.
Сложившиеся в городах ареалы проживания выходцев из одной местности, тесно связанные со своими племенами и общинами, привлекают новых мигрантов, направляющихся в поисках работы и лучшей жизни.
Трудовые миграции в города лишают аграрный сектор основной рабочей силы. Это ведет к сокращению производства продовольствия и необходимости роста его импорта для обеспечения быстро растущего городского населения.
Высокие темпы
урбанизации ведут к обострению
социально-экономических
Так, около 40% жилого фонда городов Африки не имеет водопровода, более половины - электричества, канализаций обеспечено немногим более 1/3 жилищ.
Высокая стоимость земли и низкие доходы приводят к тому, что большинство семей не в состоянии купить или снять жилье. Так в городах, нередко в центральной их части, появляются огромные по площади и плотности населения районы стихийной хаотичной застройки - трущобы, где дома строятся из подручных материалов. Эти районы являются главными источниками социальной нестабильности, преступности, антисанитарии и эпидемий, однако средств для улучшения жизни их обитателей правительства не имеют.
В качестве топлива для приготовления пищи используется, как правило,
древесина, поэтому огромные пространства в окрестностях городов представляют собой деградированные земли.
Учитывая ведущую роль столичного города в экономике, его способность
"притягивать" инвестиции, промышленные предприятия, в ряде развивающихся стран были предприняты проекты переноса бывших колониальных столиц в географический центр страны. Считалось, что изменение географического положения столицы будет способствовать ускоренному развитию внутренних районов, а новые, построенные по единому проекту, города, не будут отягощены "старыми" проблемами. Новая столица была построена в Бразилии; планируется перенос столицы в Танзании, Аргентине и ряде других стран.
Ниже рассмотрим некоторые крупнейшие на сегодняшний день мировые мегаполисы, обращая особое внимание на проблемы этих крупных агломераций.
Самый крупнонаселенный и самый протяженный город мира Мехико не имеет четко обозначенных границ, по нему можно ехать сто и более километров из конца в конец по немногим скоростным автострадам, пробки на которых начинаются в 7 утра и периодически возникают до 11 ночи. Мехико расположен на огромном плато (2400 м. над уровнем моря) в окружении скопища смога, висящего над городом 9 месяцев в году. Относительное облегчение наступает в июле-сентябре, в сезон
дождей. Жизнь в загрязненном воздухе этого мегаполиса равнозначно выкуриванию пачки сигарет в день.
Другой бич Мехико, это-нищета, от которой не скрыться и в самых неповторимых и очаровательных, утопающих в садах и парках богатых районах города.
Светофоры здесь переключаются в два раза реже, чем в Европе, что позволяет десяткам уличных торговцев и нищих облеплять машины, стоящие на тысячах столичных перекрестках. В Мехико, как и по всей Мексике, число нищих не уменьшается, точно в соответствии с постоянно растущим их числом в мире-на 2% ежегодно, по данным Всемирного банка; число бедных растет даже в развитых
странах, а не только в развивающихся. Это наступление нищеты некоторые обозреватели сравнивают с «третьей мировой войной» . Федеральное правительство официально выделило в 1997 году «на борьбу с нищетой» 1 млрд. долл. По некоторым подсчетам 50% населения столицы не получает питания, которое соответствовало бы самым минимальным международным общепринятым стандартам.
Разрыв между бедными и богатыми слоями населения в Мексике раза в 3-4 превышает соответствующие данные по развитым странам. Процентная численность мексиканского среднего класса постоянно сокращается. В то время как 10% самых богатых граждан владеют 50% национального богатства, на долю 10% самых бедных
мексиканцев приходится менее 2% национального достояния.
Половина рабочей силы мексиканской столицы довольствуется заработками на уровне одной-двух минимальных зарплат, что позволяет им получить лишь треть расходов официально признанного прожиточного минимума по товарам и услугам на семью из 4-5 человек. Положение усугубляется тем, что Мексике приходится импортировать 43% ежегодного национального потребления зерна, цена которого на мировом рынке постоянно повышается. Утоньшение озонового слоя планеты вызывает в Мехико увеличение числа кожных болезней - солнце приносит теперь вреда больше, чем химические загрязнения сточных вод.
Сеул.
Население Сеула достигло 10 с половиной миллионов человек. Это означает, что в Сеуле живёт каждый четвёртый кореец. Вдобавок, говоря о населении Сеула, следует принять во внимание и сеульские пригороды, которые с административной точки зрения частью Сеула не считаются, но фактически входят в тот же гигантский мегаполис. Сами корейцы часто говорят не столько о Сеуле, сколько так называемой "столичной зоне", которая включает все многочисленные пригороды и города-спутники корейской столицы. Эту зону можно упрощённо представить в виде огромного круга, радиусом около 70-80 километров, и с центром где-то на южной окраине столицы. Вся "столичная зона" буквально пронизана линиями электрички и метро, и значительная часть её населения работает или учится в Сеуле (или же, наоборот, живёт в Сеуле, а работает в одном из городов- спутников). Население "столичной зоны" сейчас составляет 19 миллионов человек, или, иначе говоря, примерно 40% всего населения страны. Для сравнения, все москвичи – это только 1/15 населения России. В мире вообще мало стран со столь высокой концентрацией населения в столице и ее округе.
Жители Лондона, например, составляет только 13% населения Англии, жители Токио – 10% населения Японии, жители Парижа – 4% населения Франции. Даже по мировым масштабам Сеул довольно заметен, сейчас в городе живёт каждый 500-й житель нашей планеты (а если опять говорить о "столичной зоне", то и вообще – каждый 250-й землянин). Стремительный рост населения Сеула начался только в нашем веке, вскоре после захвата Кореи Японией. До этого на протяжении почти 5 столетий население корейской столицы оставалось сравнительно постоянным и колебалось на уровне 100-150 тысяч человек. Площадь города равняется сейчас 605 квадратным километрам, что чуть больше
площади Токио, и заметно больше площади Парижа. Сеул по плотности населения оставляет далеко позади большинство крупных городов мира, ведь плотность застройки в корейской столице исключительная, дома жмутся друг к другу, оставляя место лишь для узких, извилистых переулков, на которых порой не могут разъехаться и две встречные машины. И вообще, основная проблема современного Сеула – транспортная. Горожанам приходится затрачивать в среднем
по 3-3,5 часа на то, чтобы добраться до своей работы и обратно, и это
положение дел не способна исправить даже одна из самых эффективных городских транспортных сетей мира.
Для Японии во второй половине ХХ века был характерен быстрый рост населения вообще и городского населения в частности. В середине столетия, в 1950 году, в Японии было всего три города с населением свыше миллиона человек - Токио, Осака и Нагоя, а к началу ХХI века таких городов стало уже 14. Крупные города, близко расположенные друг к другу, нередко образуют большие конгломераты - мегаполисы. Именно таким путем пошло развитие в Японии. Еще в 1960 году в Токио, Кавасаки, Иокогаме и прилегающих к этим крупным городам районах проживали 15, 8 млн. человек, или 16, 9 % всего населения страны; в Осаке, Киото, Кобе - 10, 2 млн. (10, 9 % населения Японии); в Нагое и прилегающих районах - почти 5, 4 млн. (5, 8 %); на севере острова Кюсю жили около 3, 1 млн. (3, 3 %). Всего же в этих четырех зонах проживали почти 34, 5 млн. человек, или 36, 9 % всего населения Японии.
Так оформились первые четыре японских мегаполиса, но их число постоянно продолжало увеличиваться. Хотя конкретные условия японских мегаполисов во многом различаются, у них все же имеются и общие проблемы. Мы рассмотрим их на примере столичного Токио.
Итак, что же такое Токийский мегаполис? Сама столица Японии расположена примерно в середине Японского архипелага, что, видимо, в свое время и предопределило ее судьбу. Подавляющая часть Токио находится на острове Хонсю.
Главный город Японии тянется с востока на запад примерно на 88 км, а с севера на юг - на 44 км. Токийская столичная префектура состоит из 23 городских районов, 27 городов, 5 поселков и одной деревни. Такое географическое положение Токийской столичной префектуры породило множество социальных проблем. В самом деле, протяженность Токио с востока на запад при гораздо меньшей его ширине во многом способствовала тому, что из крайних, западных, районов Токио добраться до центра города было всегда труднее, и занимало больше времени, чем из соседних префектур. Естественно, многие люди, работающие в Токио, предпочитают жить в соседних префектурах (что, кстати сказать, и значительно дешевле), а это, в свою очередь, обрекает их на ежедневную маятниковую миграцию.
Развитие Токийской столичной префектуры уже давно осуществляется по планам. Их было довольно много, и даже перечислить их все здесь не представляется возможным, тем более что у этих планов были разные судьбы и не все они успешно выполнены. Наибольшую известность получили долгосрочные планы, разработанные в 1982, 1986 и 1990 гг. Население Токио стало быстро расти сразу же после второй мировой войны: в 23 городских районах японской столицы в 1946 году жили 3, 44 млн. человек, а в 1950 году население этих районов составляло уже 5, 38 млн. Этот процесс был обусловлен высокими темпами экономического роста, развитием промышленности и других чисто городских отраслей (транспорт, сфера услуг, финансы и т. д.), создававших все новые и новые рабочие места и способствовавших притоку рабочей силы. Процесс шел стихийно, подталкиваемый и существенными различиями в уровне жизни в разных районах Японии. Так, например, в 1956 году доход на одного жителя Японии в среднем составлял почти 82 тыс. иен, между тем в Токио он превышал 142, 5 тыс. Именно эта разница, как огромный насос, вытягивала тысячи людей из районов с более низкими доходами в крупнейшие города и в первую очередь в Токио.