Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:19, контрольная работа
Урбанизация (от латинского urbs - город) - исторический процесс возникновения, роста людности и числа городов, концентрации в них экономического потенциала. Урбанизация сопровождается повышением роли городов в жизни общества, распространением городского образа жизни и формированием систем расселения. Проблемы городов к концу 20 века приобрели статус глобальных; они волнуют представителей многих научных дисциплин - экономистов, социологов, экологов.
Введение........................................................................................................3
1. Гипотезы о возникновении городов. Крупнейшие города древности и Современности …… .……… 4
2. Юридическая и фактическая границы города. Пределы роста городов...... ……………………………………………………………7
3. Региональные особенности урбанизации.............................................10
4. Крупнейшие мировые мегаполисы и их проблемы.............................17
Мехико.........................................................................................................17
Сеул..............................................................................................................18
Японские мегаполисы. Токио....................................................................20
Пекин............................................................................................................25
Бомбей..........................................................................................................26
Заключение..................................................................................................30
Список используемой литературы............................................................32
Проблем с трудоустройством там не было, и новые рабочие места постоянно появлялись как в промышленности, так и в сфере услуг, в особенности в новых отраслях. Росту населения в крупнейших городах способствовало и то обстоятельство, что там не существовало никакой прописки, которая могла бы ограничивать приток людей. Местные власти были откровенно довольны ростом населения в больших городах, потому что новые рабочие руки означали прирост налоговых поступлений как в общенациональную кассу, так и в местные бюджеты. Однако постепенно проявлялись не только плюсы, но и минусы массового притока рабочей силы в крупнейшие города. Довольно скоро там остро встали проблемы жилья, Земли, воды, транспорта, загрязнения окружающей среды. За 10 лет (1955 - 1964 гг.) население Токийского столичного региона увеличилось с 13, 28 млн. до 18, 86 млн., или на 42 %. Такой демографический «взрыв» привел к созданию обширных зон, где ряд за рядом, как грибы, росли улицы деревянных многоквартирных домов с очень плохими санитарными удобствами и высокой степенью риска в случае сильного землетрясения или пожара. Выпускники средних школ и вузов со всей Японии хлынули в крупнейшие города страны, в первую очередь в Токио, в поисках работы. С работой - то проблем не было, а вот с жильем дело обстояло совсем иначе. Они были вынуждены соглашаться на комнаты в домах барачного типа. Согласно обследованию 1968 года, 29, 7 % всех токийских жилых домов (880 тысяч зданий) составляли дешевые многоквартирные дома, качество которых было ниже всяких существовавших в то время стандартов.
Вначале люди селились на западной окраине Токио. Но очень скоро практически вся свободная земля там оказалась занятой, а дробность частных земельных участков ограничивала возможность строительства крупных муниципальных домов.
Так что довольно скоро западное направление в Токио исчерпало свой потенциал с точки зрения массового жилищного строительства.
Однако новички все прибывали, привлеченные слухами о больших доходах в крупнейших городах. Это спровоцировало быстрый рост цен на землю в городах, особенно в Токио, что лишило многих надежды построить свой домик. Приходилось оседать в соседних префектурах - Тиба, Сайтама и т. д. Поступали подобным образом и многие токийцы, у которых не хватало денег на сколь – нибудь приличное жилье в столице. Об остроте ежедневной миграции в Токио свидетельствует хотя бы то, что, например, в 1990 году в столицу каждый день приезжали на работу из других префектур 2 млн. 720 тыс. человек. Подобные ежедневные поездки на работу в Токио становились все более дальними и длительными, потому что найти новую рабочую силу в японской столице было уже невозможно, а потребность в рабочей силе постоянно возрастала. Постепенно дело дошло до того, что компании, остро нуждавшиеся в работниках, стали оплачивать ежедневные поездки сотрудников к месту работы и обратно, в том числе и на скоростных магистралях, так как это все равно было дешевле, чем компенсировать им стоимость жилья в Токио. Аналогичная ситуация сложилась и в префектуре Осака. Считается, что подобное положение сохранится и в будущем. Так, долгосрочный план развития японской столицы исходит из того, что к 2010 году ночное население Токио составит 12, 21 млн., а дневное - 14, 61 млн. человек. Это означает, что почти 2, 5 млн. человек ежедневно будут обречены на маятниковую миграцию со всеми вытекающими
отсюда последствиями. Так что в сложившихся к началу ХХI века условиях перспективы экономического развития Токио все менее связывают с планами расширения ежедневной массовой рабочей миграции из других префектур. Очевидно, необходимо найти какой – то другой выход из создавшегося положения.
Земли в Токио всегда не хватало, даже в те времена, когда он назывался Эдо. Найти дополнительные земельные площади в Токио пытались много раз. Первое, что обычно приходит на ум в данной ситуации, - срыть горы и холмы, засыпать овраги. Это можно сделать, потому что горы в Токио есть, но они расположены на крайнем западе префектуры, и кардинального решения проблемы таким путем добиться довольно трудно. Тогда обратились к давно применявшейся в стране практике отвоевывания земли у моря.
Известный японский архитектор Кэндзо Тангэ предложил в 1960 году план радикальной перестройки Токио путем отсыпки новых островов в заливе. Исторически этот план был всего лишь продолжением начатого 400 лет назад сёгуном Иэясу Токугава расширения Эдо в Токийский залив. Во исполнение этого плана был проведен эксперимент - создан так называемый Остров мечты (по - японски Юмэ - но Сима). Для засыпки части Токийского залива, ограниченной забитыми в дно бетонными сваями, использовался и бытовой мусор, что вызвало ироническое отношение ко всему проекту, причем не только в Японии, но и в других странах. Когда проект был полностью завершен и на бывшем морском пространстве появился остров, на котором были посажены деревья и кустарники, построены дома, всякая ирония пропала. Юмэ - но Сима стал обычным городским районом, а работа по засыпке акваторий залива и созданию новых земельных площадей продолжилась в еще больших масштабах. Эти новые участки получили неофициальное наименование «приморский субцентр», и пока насыпанная Земля отстаивается, освоены лишь частично. Они должны стать главным направлением развития Токио в ХХI веке. Работа по намывке и отсыпке новых земель была остро необходима еще и потому, что по мере роста населения цена земли непрерывно возрастала. За вторую половину ХХ века стоимость земли в Токио увеличилась почти в 200 тысяч раз, тогда как в целом по Японии за тот же период - примерно в 13 тысяч раз. В первой половине 90 - х годов средняя стоимость цубо (1 цубо равен 3, 3 кв. м) Земли в жилых районах Токио составляла около 2, 2 млн. иен, что сопоставимо с полугодовой зарплатой чиновника высокого ранга. Но это вовсе н предел. В 1987 году участок земли на центральном перекрестке Гиндзы был оценен в 100 млн. иен за цубо (при курсе около 120 иен за долларна тот момент).
Пекин
Пекин - всемирно известный культурный и исторический центр. Пекин известен тем, что здесь были обнаружены при археологических раскопках останки первобытного человека синантропа ("пекинского человека"), жившего 700 тысяч лет тому назад. Самое древнее имя Пекина - "Цзи". В 1045 г. до н. э. на месте нынешнего Пекина основана столица феодального княжества Янь. 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика, и с тех пор Пекин стал столицей Нового Китая. Географические координаты Пекина 39,56 градуса северной широты и 116,20 градуса восточной долготы. На западе и севере-западе город окружает плато Шаньси и район “Внутренняя Монголия”, на юге Северокитайская равнина, на востоке Бохайский залив. Площадь Пекин составляет 16808 кв. км., город административно разделен на 11 районов. Китайские руководители неоднократно подчеркивали, что главная проблема страны и ее столицы в частности – чрезмерное перенаселение. Однако государственная политика по ограничению рождаемости, проводимая последовательно в течение нескольких десятилетий, начинает приносить свои плоды. По статистической сводке, составленной на основе итогов 5-й всекитайской переписи населения, естественный прирост численности пекинского населения составил 0,9 промилле, что на 5,7 пункта промилле ниже по сравнению с результатами 4-й всекитайской переписи населения в 1990 году. В настоящее время в Пекине проживает 13,819 млн человек, что на 3 млн человек больше аналогичного показателя 10-летней давности. Причем 70,4 процента от этих 3 млн человек составляют иммигранты Китай, наращивающий масштабы экономического строительства, все больше сталкивается с ускоренным процессом загрязнения окружающей среды. По признанию руководства КНР, огромная численность населения, недостаток природных ресурсов и усугубляющиеся экологические проблемы стали серьезными факторами, сдерживающими социально-экономическое развитие страны. Состояние природной среды в КНР вызывает немалую тревогу, и, как подчеркивают эксперты, это непосредственно сказывается на здоровье нации. Достаточно сказать, что пять китайских мегаполисов - Пекин, Шэньян, Сиань, Гуанчжоу и Шанхай возглавляют десятку городов мира с самой загрязненной атмосферой.
Бомбей, в сравнении с другими приморскими городами Индии, вырос относительно недавно. Город расположен на цепи из семи островов, составляющих территорию собственно города Бомбея.
Современный Бомбей, являясь столицей штата Махараштра, имеет население около 15 млн.человек (не включая пригород) (По прогнозам ООН, к 2015 году, при сохраняющихся темпах прироста, численность населения Бомбея может достичь 27,4 млн.человек.)
Это важнейший торговый, промышленный, финансовый центр, крупнейший порт Индии, через который проходит до 40% грузов внешней торговли страны. Он располагает также наиболее оживленным в стране аэропортом. Здесь сосредоточены штаб-квартиры ведущих национальных монополистических объединений, а также отделения транснациональных корпораций. В Бомбее находится центральный банк страны – Резервный банк Индии, головные учреждения других индийских банков и кредитно-финансовых организаций, десятки отделений иностранных банков. На Бомбей приходится свыше половины всей промышленной продукции штата Махараштра – здесь более 15 тысяч заводов и фабрик. Наибольшее развитие получили текстильная, химическая, нефтеперерабатывающая,
фармацевтическая промышленность. О важном месте Бомбея в экономике Индии убедительно свидетельствует тот факт, что здесь собирают почти треть подоходного налога, 2/3 таможенных сборов и 20% акцизных сборов страны. Бомбей относится к числу ведущих учебных и научных центров Индии. Из находящихся здесь вузов и научно-исследовательских учреждений следует выделить Бомбейский университет, Технологический институт, Центр ядерных исследований, Институт фундаментальных исследований им.Тата. Бомбей традиционно считается центром индийской кинопромышленности. Здесь ежегодно производится кинофильмов больше, чем в любом другом городе мира. Культурная жизнь города отличается большим многообразием и характерным для этого города космополитизмом. Здесь часто проходят выставки лучших мастеров современного изобразительного искусства, концерты исполнителей и звезд мировой величины, проводятся экспозиции из собраний лучших музеев мира. В городе расположено значительное число художественных галерей, а также немалое число концертных залов.
Современный Бомбей сохранил многочисленные следы прошлого, в частности, весьма разнообразной является его архитектура. Наряду с старинными особняками викторианского стиля здесь встречаются постройки самых современных направлений и стилей. Южная часть города застроена эффектными высотными зданиями – офисами крупнейших компаний, роскошными отелями, жилыми домами имущей верхушки. Эту часть города иногда называют «индийским Манхэттеном».
Экономико-финансовые позиции города, его развитая промышленность, обширные аэро- и морской порты превратили нынешний Бомбей во вторую столицу (по значению) Индии. В современном Бомбее с наибольшей яркостью и очевидностью переплелись черты, характерные для индийского капитализма. Здесь процветает западный снобизм, хорошую пропагандистскую основу которого поддерживают крупнейшие в Индии ежедневные газеты, принадлежащие монополистическому капиталу, - «Таймс оф Индиа», «Индиан экспресс» и другие, входящие в эти газетные концерны. Имея пропускную способность транспортных магистралей в 4 раза меньше расчетных, Бомбей занимает ведущее место в стране по количеству ДТП. С большой нагрузкой работает пассажирской транспорт, в том числе электропоезда, перевозящие в сутки свыше 6 млн.пассажиров. С другой стороны, уровень жизни большинства бомбейцев катастрофически низок . Индийские "трущобы" (slums) - это не останки домов, а просто груд строительного мусора, цементных плит и упаковочных материалов, от картона до целлофана. В этих нагромождениях, возникающих где попало - на пустырях, придорожных кюветах, а то и вдоль взлетно-посадочной полосы Международного бомбейского аэропорта - трудолюбивые местные жители прорыли норы и сделали себе жилье, не дающее защиты ни от жары, ни от дождей, ни от пыли и ветра. Два миллиона жителей в одном только Бомбее не имеют доступа к канализации, шесть миллионов - к питьевой воде. Загрязненность улиц и воздуха, уровень шума в Бомбее – одни из самых высоких в Индии. Согласно данным, опубликованным в начале прошлого года, Бомбей относится к 15 наиболее загрязненным городам планеты. В отчете МБРР отмечается, что почти 97% жителей Бомбея проживают в районах, где уровень загрязненности воздуха значительно превышает допустимый Всемирной Организацией Здравоохранения. Доля выхлопных газов автомобилей в общем объеме
вредных выбросов в атмосферу города составляет, по оценке Мирового банка, более 60%. Санитарно-эпидемиологическая обстановка в Бомбее в значительной степени обусловлена климатическими факторами: высокой среднегодовой температурой и влажностью. Оба эти фактора негативно действуют на функциональное состояние регуляторных систем организма человека, особенно на лиц, прибывших из регионов с умеренным климатом и, соответственно, генетически менее адаптированных к тропическим условиям. Другим, не менее существенным фактором, определяющим местную санитарно- эпидемиологическую обстановку, является огромная скученность городского населения с различным социальным статусом и неразвитая система водоснабжения промышленно-бытовой канализации и утилизации отходов.
Заключение
Стремительный
рост городов в последние