Флаг Бразилии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:37, доклад

Краткое описание

Значение и история флага Бразилии:
Созвездия показаны на флаге так, как если бы их видел в небе над городом Рио-де-Жанейро наблюдатель, находящийся за пределами небесной сферы, в 8 часов 30 минут утра (12 часов звёздного времени) 15 ноября 1889 года - в день провозглашения Бразилии республикой. Каждому из 26 штатов и федеральному округу соответствует своя звезда.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 80.15 Кб (Скачать)

 Период 30—40-х годов  ознаменовался серьезными структурными  изменениями в хозяйстве. Однако  машинное производство полностью  не охватило даже сферу изготовления  орудий труда, технический уровень  оставался низким. Экономическое  развитие основывалось на индустриализации  в рамках политики импортзамещения. Укреплялись позиции государства как предпринимателя в отраслях промышленности, в сфере услуг. Все это привело к относительному ослаблению позиций иностранного капитала. Если в 1929 г. под его контролем находилось 23% функционирующего в стране капитала, то в 1950 г.— только 7,5%.

 С 50-х годов отмечается  новый период в развитии бразильского  хозяйства. Тогда начала проводиться  целенаправленная политика индустриализации. Роль импортных товаров резко  сократилась в результате уменьшения  экспортных доходов от кофе. Были введены многочисленные внешнеторговые барьеры, цены на доминировавшие на внутреннем рынке отечественные товары нередко были ниже, чем на американские. Тарифные сборы не только защищали внутренний рынок, но и преследовали цели увеличения государственных доходов. За 1949—1964 гг. доля импортных товаров обрабатывающей промышленности сократилась с 19 до 4,2% внутреннего потребления.

 На втором этапе  индустриализация охватила производство  предметов потребления длительного  пользования. Методы крупного  машинного производства заняли  ведущее место. Произошло укрепление  товарно-денежных отношений. Развитию  внутреннего рынка способствовала  стагнация экспортного сектора.  Среднегодовой темп экспорта  за 1947—1963 гг. составлял 1,2%. Усилились  государственный сектор и внешнеэкономическое  регулирование. Была установлена  государственная монополия на  нефтедобычу и нефтепереработку и транспортировку нефти и нефтепродуктов. Застойное состояние экспортной торговли сдерживало ввоз промышленного оборудования.

 Во второй половине 50-х годов усилился приток иностранного  капитала. Отчасти это было связано  завершением структурной перестройки  и послевоенного восстановления  хозяйства Западной Европы и  Японии. В это время основали  свои филиалы и дочерние компании американские и германские автомобильные корпорации. Правящие круги, открыв иностранным предприятиям доступ в прибыльную сферу производства предметов длительного пользования, обеспечивали с помощью государства концентрацию внутренних ресурсов и с привлечением ссудного капитала развивали и инфраструктурные и базовые отрасли. При этом внешнее кредитование давало определенную возможность осуществления национальных интересов.

 Темпы экономического  роста возросли: 1947—1957 гг. — 6,4%, 1957—1961 гг. — 8,3% в год. Одновременно  быстро нарастала внутренняя  и внешняя задолженность. Дефицитное  финансирование стало характерной  чертой бразильского хозяйственного  развития.

 Очередной этап экономического  развития и включения бразильского  хозяйства в мирохозяйственные  связи начался после военного  переворота 1964 г. и установления  в стране военной диктатуры.  В основу экономической стратегии  была положена концепция «национальной  безопасности и развития», ставившая  целью превращение Бразилии в  великую и индустриальную державу  к 2000 г. Предусматривалось достижение  высоких темпов экономического  роста за счет перераспределения  национального дохода, повышения  нормы накопления при тесном  сотрудничестве государства, национального  и иностранного капитала. Привлечение  иностранного ссудного и предпринимательского  капитала шло под лозунгом  «прагматичного национализма». Идеологические  аспекты были нацелены на мобилизацию  единства нации в интересах  достижения великой цели.

 В обеспечении экономического  роста важная роль отводилась  государству, на долю которого  приходилось свыше 50% всех капиталовложений. Госсектор концентрировался в  базовых, инфраструктурных .отраслях и добывающей промышленности. За национальным капиталом оставались традиционные отрасли, а за иностранным — современные и наиболее прибыльные. При этом государство осуществляло контроль за отраслями, занимающими стратегическое положение в хозяйстве страны. Оно контролировало отношения между трудом и капиталом, результатом чего явилось усиление поляризации населения. Разрывы в доходах возросли.

 Внешнеэкономическая  политика после военного переворота  была направлена на стимулирование  экспорта и либерализацию импорта.  Содействие экспортной торговле  включало установление «реалистической»  учетной ставки, финансовую и  кредитную поддержку, упрощение  таможенных процедур. Это способствовало  повышению темпов прироста экспорта  — свыше 22% в 70-е годы и  38% для обработанных товаров. Экспорт  превратился в двигатель экономического  роста. Темп прироста ВВП за 1968—1978 гг. превысил 9%. Импортная торговля  увеличивалась быстрее экспорта.

 В возрастающих масштабах  привлекался иностранный капитал.  Бразильское правительство стремилось  нивелировать последствия нефтяного  шока 1974 г. массированным притоком  зарубежного ссудного капитала. Увеличение внешних займов было  также связано с модернизацией  инфраструктурных отраслей, которая  требовала больших затрат. Преобладающая  часть внешних кредитов была  получена крупнейшими государственными  компаниями и в меньшей степени  филиалами ТНК.

 Ключевым элементом  хозяйственной жизни этого периода  явилось возникновение современного  сектора производства средств производства и создание самовоспроизводящегося хозяйственного комплекса. Капиталистическая модернизация охватила сельское хозяйство и сферу услуг. Социальная цена экономического развития 60—70 годов была высокой. Доля заработной платы в ВВП изменилась мало (34,5% в 1970 г., 35,8% в 1980 г.).

 Начало следующего  этапа экономического развития  связано с кризисом внешней  задолженности. Общеэкономический  и долговой кризис Бразилии  приобрел глубокий структурный  характер и привел к изменению  условий воспроизводства в стране  и характера участия в МРТ.  Долговой кризис показал сильную  зависимость Бразилии от промышленно  развитых стран. Практика 80—90-х  годов по урегулированию внешней  задолженности показала, что даже  страна с крупным экономическим  потенциалом не смогла поддерживать  высокий экономический рост и  одновременно обслуживать огромный  внешний долг.

80-е годы характеризовались  дестабилизацией экономики, падением  темпов роста, резким увеличением  инфляции, достигшей четырехзначных  величин. Эти годы получили  название потерянного десятилетия.  Семь лет происходило сокращение  ВВП на душу населения.

 В 90-е годы модель  развития экономики вновь была  изменена, что определялось снижением  роли государства как предпринимателя  и внедрением открытой внешнеэкономической  стратегии. Частный капитал получил  доступ в инфраструктурные и  горнодобывающие отрасли. Прошла  либерализация внешнеэкономической  сферы. Средний тариф был снижен  с 52% в 1990 г. до 14% в 1994 г. (1986 г. - свыше 100%). Были пересмотрены  многие другие ограничения импорта.  Государственные компании, которые  способствовали «экономическому  чуду» 60—70-х годов, стали рассматриваться  препятствием на пути развития. Многие крупнейшие государственные  компании были приватизированы,  в том числе горнодобывающий  гигант «Компания Вале до Рио  Досе» (КВРД). В пользу приватизации государственного сектора оказывалось давление со стороны США и международных финансовых организаций. На первом этапе приватизации приток в казну средств был невелик. В большинстве случаев применялась схема обмена акций предприятий на различные долговые обязательства государства.

 Бразилии в 90-е годы  не удалось восстановить свои  позиции в мировом хозяйстве,  ослабленные в предыдущем десятилетии.  Низкий уровень национальных  сбережений и накоплений, их замедленный  рост представляет один из  тормозов экономического развития. Либерализация внешнеэкономических  связей и усиление иностранной  конкуренции, особенно на рынках  промышленных потребительских товаров,  осложнили положение бразильских  производителей. Начался процесс структурной перестройки хозяйства и деиндустриализации. Обрабатывающая промышленность, бывшая в течение длительного времени движущей силой хозяйственного развития, утрачивает эту роль. Происходит сдвиг в сторону добычи и первичной переработки минерального сырья и продовольственных товаров.

 Основные черты социально-экономической  структуры.

3.1. Общие черты.

 Ряд черт хозяйственного  механизма, включающего социальную  структуру хозяйства, имеет много  общего с другими странами  Латинской Америки. Это позволяет  определять его как латиноамериканскую  модель. По процессу развития  товарно-денежных отношений и  этапам хозяйственного развития  Бразилия существенно отличается  от классической модели западноевропейских  стран. Возникшая под влиянием  позднего португальского феодализма, бразильская экономика с самого  начала складывалась разнородно, включая колониальное рабство,  бывшее фактором первоначального  накопления капитала. Здесь возникло  крупное плантационное хозяйство,  полностью ориентированное на  экспорт. Характерной чертой этого  хозяйства была монокультурность, которая предопределила его зависимость от мирового рынка и господствующих на нем крупнейших компаний ведущих западных стран.

3.2. Особенности структуры  частного сектора.

 ожившаяся в стране структура предпринимательства неоднородна по составу. В частном предпринимательском секторе одни хозяйственные объединения взошли на основе теснейшего сотрудничества с государством или приватизации, другие представляют иностранный капитал. По масштабам производства ведущее положение занимают мелкие предприятия с числом занятых до 100 человек и крупные — соответственно 24,4 и 32,2%. При этом доля мельчайших предприятий с числом занятых до 10 человек сократилась, а число средних (200—499 человек) поднялась с 16% до 21% за 1960—1985 гг. (табл. 3).

 Концентрация производства  в промышленности на уровне  компаний значительно выше, чем  на уровне предприятий. Здесь  сложились довольно мощные промышленно-финансовые  группы, которые можно разделить  по национальной принадлежности  капитала. В начале 80-х годов удельный  вес национальных по капиталу  групп был относительно небольшой  — 16% среди крупнейших 102. 37% приходилось  на иностранные и 47% — на ассоциированные. Усиление позиций «ассоциированных» групп произошло в результате перехода от филиальной организации иностранного капитала к организации совместных предприятий с частным и государственным капиталом. Ассоциированная форма стала преобладающей среди крупнейших предпринимательских групп Бразилии уже к началу 80-х годов.

 Таблица 3. Социальная  структура бразильской промышленности, добавленная стоимость, %

 по численности занятых

1970

1980

1985

1-4

1,8

1,6

1,0

5-19

8,9

6,5

4,9

20-49

10,2

10,4

8,1

50-99

10,7

12,1

10,4

100-199

18,3

22,2

22,0

200-499

15,7

14,9

21,4

500 и более

34,4

27,3

32,2

 

 Характерной чертой  бразильского хозяйства является  огромный неформальный сектор, который  быстро рос с конца 70-х годов.  По оценкам к началу 90-х годов  в нем было занято свыше  1/3 трудоспособного населения. Рост  неформального и теневого секторов  связан с огромным относительным  перенаселением и превращением  отдельных предприятий его в  субподрядчиков крупных промышленных  компаний.

3.3. Роль государства.

 Разнородность социальной  структуры хозяйства вызывала  повышение роли государства. Бразильское  государство, решая проблемы индустриализации, пыталось преодолеть противоречия  между потребностями развития  производительных сил и его  ограничениями, налагаемыми производственными  отношениями, недостаточным накоплением  частного капитала. Оно было системообразующим  фактором социально-экономического  развития. Государство «сверху»  насаждало рыночные, капиталистические  отношения, подталкивало промышленных  объектов, обеспечивая ему всевозможные  льготы.

 Государство выполняло роль локомотива экономического развития, прямо и косвенно осуществляло финансирование экономики, индикативное планирование. Государственный сектор является одним из самых значительных в Латинской Америке. Государственные предприятия в начале 90-х годов доминировали в базовых отраслях хозяйства, включая сектор коммунальных услуг, нефтехимию, горнодобывающую промышленность (коммунальные услуги — 99%, транспорт, складское хозяйство — 90, добыча полезных ископаемых — 70, металлургия — 65, химия и фармацевтическая промышленность — 54, услуги — 65%). На государственных предприятиях создавалось 27% ВВП (1991 г.). Государственные предприятия занимали ведущее место среди крупнейших компаний. В числе первых ста компаний насчитывалось 59 государственных, которые сосредоточивали 85% суммарных активов. Государственные компании доминировали в кредитной сфере. 108 государственных банков и других кредитных учреждений сосредоточивали более 50% активов кредитно-финансовых учреждений страны. Только на долю «Банку ду Бразил» приходилось более четверти депозитов всех коммерческих банков страны.

 Государство принимало  активное участие в регулировании  отношений между предпринимательским  сектором и трудом. Стратегия  индустриализации включала социальные  компоненты. Были приняты кодексы  о труде, создана система корпоративных  профсоюзов, установлен минимум  заработной платы. Это способствовало  налаживанию взаимоотношений между  трудом и капиталом.

Информация о работе Флаг Бразилии