Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 23:27, реферат
Почвы и климат Юго-Восточной Прибалтики таковы, что для успешного ведения сельского хозяйства требуют постоянного удаления избыточной влаги, особенно в период с конца осени до начала весны. Но это удаление осложнено особенностями рельефа: местность, прилегающая к Куршскому заливу, имеет минимальный уклон, что не позволяет обеспечивать естественный сток. Относительно возвышенные местности юго-восточной части области покрыты суглинистым почвенным слоем, который очень плохо пропускает влагу. Наконец, речные поймы рек Преголи и Фришинга (нынешней Прохладной), а также дельта Немана при весенних разливах способны затопить окрестные поля и населенные пункты.
Нужно заметить, что ежегодные планы на пятилетку составлялись с учетом постоянно возрастающего объема работ, который в целом должен был превысить объем сделанного в предыдущие пять лет в 2,6 раза. Перевыполнение пятилетки стало возможным благодаря тому, что в первые два года планы перевыполнялись на четверть, а в три последующие — только выполнялись, хотя объем работ рос год от года. Мелиорация — не земледелие, от капризов погоды зависит меньше, и, если больше вкладывать средств и поставлять технику, можно требовать лучших результатов. Однако поменявшийся уровень задач потребовал и большего объема стройматериалов: железобетона, цемента и дренажных труб. Первую проблему решить удалось с вводом завода ЖБИ в поселке Исаково в 1967 г., с цементом положение ухудшалось с каждым годом. Дренажные трубки было решено выпускать на месте. Опыт соседней Литовской ССР, где практически на каждом районном кирпичном заводе был цех гончарных трубок, признали не подходящим. Единственным заводом, выпускавшим трубки, у нас был Краснознаменский, но он изготовлял мало трубок и плохого качества. Решено было построить специализированный завод в Зеленоградске. Строительство его затянулось до 1975 г., и мелиораторы, ремонтировавшие закрытую сеть, вынуждены были максимально продлевать ресурс старых труб.
Объем работ возрос настолько, что проблемой стала необеспеченность проектно-сметной документацией. Ситуация порой выглядела парадоксально: в планах конкретной ММС заложены работы на текущий год по ремонту систем в определенных хозяйствах, а смета на строительство не составлена. В условиях социалистической экономики это означало, что работники не могут получить по лимитам стройматериалы в снабженческих организациях, заправить технику горючим, а бухгалтерия — аванс под текущую выплату зарплаты. В IX пятилетке начнет отставать и само проектирование. В этой связи, в 1973 г. был открыт институт «Запгипроводхоз», а Тимирязевскую опытную станцию заменили филиалом Северного НИИ мелиорации в Калининграде. Станция, находившаяся непосредственно в районе польдерных земель, выполнила свою роль. Доказывать влияние осушения на урожайность не было необходимости, а интенсификацией земледелия должна была заниматься комплексная сельскохозяйственная станция. С другой стороны, конкретные исполнители работ жаловались, что практически не видят проектировщиков на объектах — отсюда ошибки в планах гидростроительства. Реорганизация постигла в 1973 г. и машинно-мелиоративные станции, преобразованные в передвижные механизированные колонны (ПМК) и строительно-монтажные управления (СМУ).
Тенденция к росту планов по объемам мелиоративных работ сохранилась и в IX пятилетке, однако общие показатели для ремонта дренажа, заготовки торфа, внесения минеральных удобрений, обустройства пастбищ и организации водоснабжения можно было вывести лишь в денежном выражении. За пятилетие валовое выполнение составило 167 %, притом, что коренное улучшение пастбищ отставало от поверхностного, торф лишь вывозился на поля, приготовлением компостов земледельцы занимались не всегда, а растущие объемы поставок минудобрений требовали освоения денег на транспортные расходы.
Значительной вехой в истории мелиорации в СССР стал мартовский (1974 г.) Пленум ЦК КПСС, принявший программу развития земель Нечерноземной зоны РСФСР, куда была отнесена и Калининградская область. К сожалению, специфика самой западной была учтена не в полной мере. В Тверской, Вологодской, Ивановской и других областях путем мелиорации предполагалось создать обширные лугопастбищные угодья, в которых был постоянный недостаток. Большие просторы — грандиозный размах работ и соответствующее финансирование. Расценки за проведение масштабных земляных работ куда выше, чем за ремонт дренажных систем. Конечно, глобального оттока кадров не было, но молодежь, включая и студенческие строительные отряды, с охотой ехала на крупные стройки, к чему их призывала и пропаганда. Несмотря на то, что кадры мелиораторов стали готовить в специализированных ПТУ и техникумах, недостаток работников ощущался все острее.
Превращение Нечерноземья в ударную стройку привело к тому, что калининградские мелиораторы, начиная с X пятилетки, перестали выполнять плановые задания даже по валу. Уже приказ Министерства сельского хозяйства РСФСР, данный в развитие решений Пленума в июле 1974 г., указал, что план ввода осушаемых площадей был выполнен с начала пятилетки лишь на 91 %, орошаемых — на 44 %, культуртехнических работ — на 85 %, ремонта дренажа — на 69 %, вывозки торфа — на 59 %. Тогда оставалось еще полтора года до конца пятилетия, но уже было ясно, что по ряду позиций план провален. Во второй половине 1970-х в сводках уже будут указываться десятки тысяч гектаров не введенных в действие площадей, и наша область, наряду с Кировской, Рязанской, Псковской и Тульской, в 1979 г. попала в специальное постановление Совмина России о неудовлетворительном состоянии мелиорации.
Ситуация осложнялась и падением качества работ, что вызывало справедливые нарекания руководителей совхозов и колхозов. Незарытые канавы, выемки на полях, несвоевременное начало работ — все это создавало нервозность в отношениях между земледельцами и мелиораторами. Как с любой промышленной организации, с мелиораторов требовали ритмичного выполнения квартальных планов: аврал и штурмовщина осуждались на всех уровнях. Однако первый квартал — время малопригодное для работ на полях, а второй и третий — время полевых работ. Чистых паров в нашем крае уже почти не оставалось, и селяне с большой неохотой предоставляли поля под ремонтно-эксплуатационные работы, тем более что гибель озимых посевов заставляла распахивать свободные участки, чтобы выполнить план сева. Одной из бед области в эпоху «застоя» стала хронически затягивавшаяся уборка, что не позволяло вовремя начать работы и в четвертом квартале. Выходом казалась аккордная система оплаты труда — по факту завершения работ, однако водохозяйственные организации не торопились себя связывать подобными обязательствами.
Повышенное внимание к интенсификации земледелия в X пятилетке привело к отделению от мелиоративных организаций сельской химии в 1976 г. Конечно, согласовывать сроки вывоза удобрений на поля стало сложнее, но параллельно говорилось и о необходимости создания комплексной агрохимической службы. Да и создание в мае 1977 г. объединения «Калининградводэксплуатация» позволило сосредоточить внимание именно на осушении и орошении. Другое дело, что дележ хозяйственных помещений, техники и кадров между государственными объединениями всегда создавал массу проблем. Однако и в таких условиях были организации, как, например, Гвардейское УОС, чью работу отмечали специальными грамотами. Самыми же лучшими строителями по итогам X пятилетки оказались рабочие ПМК-16, расквартированные в Лиепае Латвийской ССР. Переброска трудовых ресурсов для их более рационального использования в Советском Союзе была обычным делом. Здесь же работа латышей стала результатом прямого обращения первого секретаря Калининградского обкома КПСС Н. С. Коновалова в ЦК компартии прибалтийской республики”. Приглашенным выделили очень ответственный участок — ремонт системы, прилегающей к Головкинскому каналу, с чем они с честью справились.
Разбор ситуации при принятии XI пятилетнего плана показывал, что в недоданных 220 тыс. га (за 1976—1980 гг., в предыдущем пятилетии было 128 тыс.) виноваты не только мелиораторы. Общая нехватка строительных материалов, невыполняемые лимиты по цементу и железобетону, нехватка запчастей для техники стали обычными явлениями. К этому следует прибавить еще одну причину — выход из строя подготовленных земель. Динамика увеличения площади осушенных земель оставалась положительной (в 1980 г. их числилось 726 тыс. га), но она не включала сданные земли, которые нельзя было использовать. Однако главным было не это. Мелиорация затевается, прежде всего, для прибавки урожаев. «Рубль, вложенный в мелиорацию, приносит семь рублей дохода», — повторялось на совещаниях в 1970-х. При отсутствии прибавки урожая в 20 % мелиоративное строительство нерентабельно, что стало ясно к началу 1980-х годов. Реальная разница урожаев зерна на осушенных землях и всей площади колебалась в пределах 1 ц с гектара. Между тем капиталовложения в осушение и орошение, как и во все сельское хозяйство, продолжали расти.
Ситуация мало изменилась в 1981—1985 гг. Единственная статья, по которой план работ водохозяйственных организаций был перевыполнен,—это бурение и ввод в действие артезианских скважин, что существенно изменило ситуацию с водоснабжением поселков и ферм. В освоении «самого прогрессивного способа» осушения — закрытого дренажа — выявились просчеты долгосрочного планирования. Зеленоградский завод керамических дренажных труб оказался слишком мощным, и потому все складские и подсобные помещения были затоварены готовой продукцией. ПМК и совхозы, которым они были предназначены, либо сталкивались с транспортными трудностями, либо не планировали заменять трубы в таком количестве. К тому же, уже в начале 1980-х годов эта продукция морально устарела: в Прибалтике освоили выпуск и применение полиэтиленовых дренажных труб. На совещаниях в обкоме настоятельно рекомендовали не торопиться с их закупкой, чтобы свое предприятие и дальше не работало на склад. Большие ставки делались на принципиально новую машину — бестраншейный дреноукладчик, который должен был резко увеличить производительность труда. Активно применяться он стал с 1980 г., но уже в 1983 г. было ясно, что для тяжелых глинистых почв Правдинского, Озерского и других восточных районов машина не годится, а планы были уже составлены с учетом расширения ее применения.
Истинное положение дел в водном хозяйстве области в XI пятилетке отражают следующие цифры. От увлажнения и затопления погибло 22,9 тыс. га озимых в период зимовки и 82,3 тыс. зерновых и зернобобовых в летний период; лишь часть озимых скосили на корма, т. е. 9 % зернового клина ежегодно «съедала» вода. До 130 тыс. га, или около 15 % всех сельхозугодий, которые считались осушенными, не могли быть использованы по прямому сельскохозяйственному назначению, а инвентаризация 1987 г. в предварительных расчетах укажет 250 тыс. га, т. е. 30 % всех сельхозугодий. На этом фоне освоение капитальных вложений в мелиорацию лишь на 89 % от пятилетнего плана уже не было главной проблемой. Похожей ситуация была и в целом по стране, что заставило обсудить ее на специальном Пленуме ЦК в октябре 1984 г. Новых идей не прозвучало, если не считать требования более комплексного подхода к агрохимической деятельности.
Начавшаяся в стране перестройка сделала более прозрачными проблемы, которые были видны лишь начальству и специалистам. В Калининградской области было принято решение главные силы вкладывать не в строительство новых сооружений, а в реконструкцию старых. К тому же, было признано, что, несмотря на все успехи мелиораторов, земли области по-прежнему осушаются системами довоенной постройки, в колхозах и совхозах остаются мелкие сети, которые надлежит передать на полное техническое обслуживание райводхозам.
В 1987 г вышло новое исследование, посвященное калининградской мелиорации. Основные характеристики осушительных систем (протяженность каналов в дамб, площадь польдеров, количество насосных станций) области мало изменились е начала 1960-х годов, правда станции были автоматизированы, меньше стало самих польдеров и многократно больше — трубопереездов. Главное слово, которое звучало в научных исследованиях, — оптимизация. Под ним понимали: обеспеченность каждого гектара осушенных и орошенных земель дорогами, удобрениями, сборными конструкциями, исходя из разумных норм; строгая зависимость глубины залегания дренажных труб и глубины пахоты от характера почв и высеваемых культур; организация бригад, которые брали бы на долговременное обслуживание польдеры и небольшие системы.
Большинству этих идей не суждено было реализоваться полностью. Расцвет гласности сыграл с мелиорацией во всей стране злую шутку. Активные разговоры об экологии затронули и вопрос о том, сколько всего было «наворочено» во время осушения и залужения болот, строительства водохранилищ, ирригационных и судоходных каналов. Самой яркой характеристикой абсурдности всей хозяйственной системы социализма на обывательском уровне стала нереализованная идея поворота северных рек на юг. К нашей области это не имело никакого отношения, но финансирование мелиорации во всем Союзе было резко сокращено уже в 1989 г. Для калининградских систем, нуждавшихся в постоянном уходе, это грозило серьезными неприятностями, которые стали проявлять себя уже за пределами советской эпохи.
Доставшиеся нам от предшественников обустроенные, осушенные земли на протяжении всей послевоенной истории никак не хотели вписываться в нашу систему хозяйства — то из-за элементарного отсутствия знаний по их эксплуатации, то из-за недостаточной грандиозности на фоне крупных реализуемых проектов. В последнее десятилетие XX века главной целью становилось (и то, к сожалению, не для всех ответственных лиц) элементарное сохранение этих земель, от чего зависит многое, в том числе и повседневные условия жизни значительной части жителей Калининградской области.
Возрождению отрасли "мелиорация" способствовало принятие Федерального закона от 10 января 1996 года № 4-ФЗ " О мелиорации земель", Закона Калининградской области "О мелиорации земель Калининградской области" от 20 января 1998 года № 47 и "Правил ухода, содержания и охраны мелиоративных земель и гирдотехнических сооружений на территории Калининградской области". В 1997 году на территории области был создан государственный уполномоченный орган в области мелиорации земель "Управление "Калининградмелиоводхоз", которое в 2002 году было реорганизовано в одноименное федеральное государственное учреждение.
В 2001 году были разработаны, как на Федеральном, так и на областном уровнях программы повышения плодородия почв на 2002-2005г.г. В 2002-2005 г.г. на мелиорацию земель области из всех источников было направлено свыше 500 млн. рублей, что позволило провести реконструкцию35 км ранее находившихся в аварийном состоянии дамб, реконструировать 6 осушительных насосных станций, отремонтировать более 40 насосных станций, восствновить после проведения ремонтных работ 44 тыс. гектаров мелиорированных земель, выполнить другие работы. Важным моментом явилось внедрение в области в 1999 году схемы привлечения долевого финансирования мелиоративных работ из всех источников: федерального, областного, районных бюджетов и средств сельхозпроизводителейю Данный порядок финансирования затем Минсельхозом России был рекомендован для внедрения во всх субъектах Российской Федерации.
С 2006 г. в области реализуются программы: на федеральном уровне "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 г.г.", на областном уровне "Сохранение и восстановление плодородия почв сельскохозяйственного назначения Калининградской области на 2006-2010 годы".
Программы на ближайшие годы ориентированы, в первую очередь, на увеличение объемов ремонтно-восстановительных работ, диктуемых механизмом функционирования мелиоративной системы (водоприемник, проводящий магистральный канал, регулирующая сеть). При этом, объемы работ по реконструкции защитных дамб и насосных станций с заменой довоенного насосно-силового оборудования на современное должны наращиваться.
Информация о работе История развития мелиорации в Калининградской области