История государственного управления сферой здравоохранения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:13, реферат

Краткое описание

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Целью работы является на основании научной литературы и статей раскрыть историю и перспективы развития здравоохранения в РФ. Для раскрытия темы данной работы были проработаны статьи журналов, некоторых источников о истории развития государства российского и нормативно-правовая база по данной проблематике.

Оглавление

Введение
1.Становление и развитие здравоохранения до 1917 года.
2. Формирование здравоохранение в период 1917 — 1991 гг.
3.Современный этап развития здравоохранения в России .
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по ИГУ в России.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

После Второй мировой войны внимание было приковано к восстановлению медицинских учреждений, их расширению и обеспечению кадрами, одновременно добивались всеобщей доступности медицинского обслуживания. Так возникла система, где каждый район, исходя из государственных нормативов, должен был обеспечить население определенным числом санитарно-эпидемиологическихстанций, больниц, поликлиники специализированных лечебных учреждений.

На деятельность руководства СССР послевоенного периода наложили отпечаток как пережитые страной  эпидемии и голод, так и вера в  основополагающую роль рабочего класса. В связи с этим основными направлениями работы здравоохранения были борьба с инфекционными заболеваниями и развитие медицинского обслуживания на рабочем месте. Кроме того, был сделан упор на поощрение рождаемости и здоровье матери и ребенка. Подобная политика отчасти была обусловлена русскими традициями, а отчасти — национальной идеей. Поскольку основой государственной политики в области здравоохранения стали принципы Н. Семашко, в СССР создали развернутую систему эпидемиологического надзора, особую роль отвели санитарно-гигиеническим мероприятиям, учредили регулярные медицинские осмотры среди детей и трудящихся. Для медицинского обслуживания рабочих при промышленных предприятиях создавали медико-санитарные части. Санатории и оздоровительные центры были хорошо оборудованы и считались непременной частью медицинского обслуживания.

Благодаря ориентации на инфекционные заболевания, не только проводились  широкомасштабные профилактические меры, но и был создан гигантский коечный  фонд, который позволял изолировать  инфекционных больных. Однако изменение эпидемической ситуации в 1960-х гг. застало страну врасплох: руководство психологически не было готово изменить направленность здравоохранения, да и структура медицинских учреждений этого не позволяла. Официальные круги отказывались признать возросшее значение неинфекционных заболеваний и не были способны переориентировать медицинское обслуживание. Вместо того чтобы пересмотреть взгляды на здравоохранение, они пресекли распространение данных и открывали все новые больничные койки. В годы правления Л. И. Брежнева на фоне распространения хронических заболеваний ежегодные медицинские осмотры стали обязательными для всего населения. Программу всеобщей диспансеризации осуществляли поликлиники, больницы, специализированные медицинские учреждения. Диспансеризация подразумевала обследование и лечение с последующими контрольными амбулаторными консультациями или госпитализациями, направление на санаторно-курортное лечение, а при необходимости перевод на другую работу (29). Однако дополнительных средств на эту программу выделено не было, спрос на медицинскую помощь превзошел возможности первичного медицинского обслуживания и обрушился на больницы.

Упор на увеличение коечного фонда и подготовку медицинских  кадров, чрезмерное внимание к больницам сохранялись до последних лет советской власти. В середине 1980-х гг. Министерство здравоохранения заявило, что и впредь намерено развивать профилактическую медицину и совершенствовать медицинские учреждения, открывая общетерапевтические и специализированные больницы.

Последствия стремлений советской  поры прослеживаются и в здравоохранении  новой России. Сохранились реабилитационные учреждения и избыток больничных коек. Осталась и привычка проводить  массовые обследования, не подготовив средства для лечения выявленных во время них нарушений. Еще одно наследие прошлого — низкая оценка труда медицинских работников. При советской власти врачей и медицинских сестер относили к непроизводительной части общества и, соответственно, пренебрегали необходимостью достойно оплачивать их труд и обеспечивать им хорошие условия жизни. По-видимому ситуация усугублялась преобладанием среди врачей женщин. Таким образом, сформировалась традиция оплачивать труд медицинских работников ниже, чем труд рабочих на производстве.

Тем не менее  советское здравоохранение при  всех своих недостатках обладало и некоторыми неоспоримыми достоинствами. Ему удалось укротить инфекционные заболевания; обеспечить огромное население (даже в малонаселенных районах) всесторонним доступным медицинским обслуживанием; создать основу для общественного здравоохранения, в том числе системы обязательной иммунизации и регулярных медицинских осмотров; воспитать поколение верных профессии медицинских работников. В 1950-х гг. принципы советского здравоохранения взяли на вооружение восточноевропейские страны и многие новые независимые государства Африки, Азии, Среднего Востока и Латинской Америки.

Несмотря на огромные трудности, современная Россия сохранила веру в здравоохранение, основанное на потребностях, а не на финансовых возможностях. В то же время руководство страны все лучше сознает, что необходимо и повысить эффективность медицинского обслуживания, и стремиться удовлетворить запросы потребителей, и срочно бороться с демографическим кризисом и ухудшением здоровья населения. Эти соображения, равно как и трудности страны, из-за которых возникла угроза жизнеспособности здравоохранения, заставили государство начать крупные преобразования в здравоохранении. Основным их механизмом стала реформа финансирования здравоохранения. Если раньше оно осуществлялось за счет налогов, то сегодня эту задачу отчасти выполняет система ОМС (обязательного медицинского страхования). Именно на основе нового метода финансирования проходит реформа всего здравоохранения России.

 

 

 

3. Современная Россия

Преобразования и реформы постсоветской  России привели к ряду проблем  в среде здравоохранения. Перед системой здравоохранения встало множество проблем. Выделим основные из них.

Одна из основных проблем - это демографическая ситуация в стране.

В 2004 г. ожидаемая продолжительность  жизни населения России составила 65,5 года: мужчин - 59,1 года, женщин - 72,4 года. Такого разрыва в ожидаемой продолжительности  жизни мужчин и женщин нет ни в  одной стране мира. В развитых странах  этот разрыв составляет 4-7 лет.

В мире по продолжительности жизни  мужчин Россия занимает 134-е место, а  женщин - 100-е место из всех 192 стран - членов ООН.

Такая низкая продолжительность жизни  связана с высоким уровнем  смертности, особенно мужчин.

Общий коэффициент смертности населения страны, т.е. число умерших от всех причин на 1000 человек населения, увеличивается с 1990 г. Его первый пик наблюдался в 1995 г., потом было некоторое улучшение, но с 1998 г. смертность постоянно росла. В последние четыре года этот коэффициент колебался от 16,0 до 16,4. В 1990 г. он равнялся 11,2, т.е. был ниже почти в 1,5 раза. Если бы сегодня общий коэффициент смертности населения нашей страны был таким же, как в 1990 г., то ежегодно сохранялись бы жизни 700 тыс. человек: именно настолько каждый год становится меньше население России.

Сравнение общего коэффициента смертности населения в России с данными  США, Канады и стран Евросоюза  показывает, что к 2004 г. общий коэффициент  смертности в России в 2,1 раза стал превышать  его значение в Канаде, в 1,9 раза - в США, в 1,7 раза - в странах Евросоюза. Коэффициент смертности мужчин от всех причин в России в среднем в 1,8 раза выше, чем в странах Евросоюза (в действительности разрыв больше, потому что в европейских странах возрастная структура населения старше, чем в России). При этом до 1990 г. общие коэффициенты смертности и смертности мужчин от всех причин были на одном уровне или даже ниже, чем в среднем в европейских странах. Демографическая ситуация в стране усугубляется снижением рождаемости.

Коэффициент рождаемости в России почти в 1,6 раза меньше, чем коэффициент  общей смертности. Поэтому при  относительно низком уровне миграции и происходит такое угрожающее сокращение численности населения нашей  страны.

Таким образом, в последние 15 лет демографические показатели в стране резко ухудшились. Исключение составляет положительная динамика таких показателей, как перинатальная смертность (число смертей новорождённых после 28 нед беременности, во время родов или в течение 7 дней после рождения на 1000 детей, родившихся живыми и мертвыми), младенческая смертность (число умерших в возрасте до одного года от всех причин на 1000 детей, родившихся живыми) и материнская смертность (число умерших женщин на 100 тыс. детей, родившихся живыми). Но вместе с тем каждый из этих показателей в 2-3 раза выше, чем в европейских странах.

Общая заболеваемость населения России постоянно растёт, она увеличилась  с 158,3 млн случаев в 1990 г. до 207,8 млн  в 2005 г., т.е. на 31%. При этом число случаев  болезней на 100 тыс. населения, приводящих к высокой смертности (болезни системы кровообращения и новообразования), увеличилось на 96% и 61%. Заболеваемость подростков в возрасте 15-17 лет увеличилась. Число болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани, приводящих к высокой доле инвалидизации; осложнений беременности, родов и послеродового периода на 100 тыс. женщин в возрасте от 15 до 49 лет - на 82%.

Высока доля болезней системы кровообращения - 13,3%. Болезнями системы кровообращения страдает около 20% населения страны.

Причины высокой смертности и неудовлетворительных показателей здоровья граждан России можно объяснить несколькими  причинами:

Социально-экономические: бедность, стресс, связанный с социально-экономическими переменами, алкоголизм, табакокурение, наркомания. Показатель потребления алкоголя в пересчете на чистый спирт в РФ один из самых высоких в Европе. Во многих регионах страны - неблагоприятная экологическая обстановка.

Слабая система медико-санитарного  просвещения населения и организация  пропаганды здорового образа жизни, в результате - низкая приверженность населения ведению здорового образа жизни.

Длительное недофинансирование системы  здравоохранения и недостаточная  нормативно правовая база отрасли.

Как уже было отмечено ухудшение  демографической ситуации и показателей здоровья населения связано как с социально-экономическими переменами, так и с накопившимися проблемами в здравоохранении. Ключевые из них: недофинансирование, устаревшая материально-техническая база (60-65% износа медицинского оборудования и зданий), низкая заработная плата (средняя заработная плата в здравоохранении в 2005 г. была ниже, чем в промышленности, в 1,7 раза и в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране), структурные диспропорции (доля врачей первичного звена в РФ составляет 20-25% против 45-55% в западных странах), устаревшие методы управления лечебными учреждениями (неэффективное использование ресурсов отрасли) и др. Существенными недостатками системы здравоохранения являются ослабление профилактической направленности и пропаганды здорового образа жизни.

Для решения данной задачи принимается национальный проект "Здоровье", который являеться еще одим витком развития истории здравооохранения.

Хотелось бы отметить предварительные  итоги национального проекта "Здоровье". В качестве успехов можно отметить, что удалось добиться значительного результата в одной из самых "проблемных зон" нашего здравоохранения - кадровом обеспечении участковых служб. В 2006 году участковым врачам стали доплачивать 10 тысяч рублей, а медсёстрам - 5 тысяч рублей. Работать участковыми врачами и медсестрами пошла молодёжь - выпускники медвузов и медучилищ. По данным пресс-службы Минздравсоцразвития РФ по состоянию на начало июля 2007 в рамках Проекта успешно прошли подготовку и переподготовку в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования 5834 врача. Объем финансовых средств, использованный на данные цели, составил более 6,6 млрд. рублей.

Более 2 тысяч новых  медицинских работников поступили  на работу в скорую медицинскую помощь и более 1,5 тысяч в фельдшерско-акушерские пункты в 2007 году.

Так же по данным пресс-служб  Минздравсоцразвития РФ начались поставки диагностического оборудования в субъекты Российской Федерации, на начало июля поставлено 3267 единиц. Всего по итогам проведенных в первом полугодии 2007 года Росздравом конкурсов заключено 58 контрактов на поставку 27530 единиц диагностического оборудования на общую сумму 13 624 млн. руб., из которых около 50% составляет отечественное оборудование. Поставки медицинского оборудования должны завершиться до 30 ноября 2007 года. Впервые в 2007 году будут оснащаться современным диагностическим оборудованием (888 ед) 375 детских поликлиник.

На начало июля 2007 года 20,8 тысяч больных ВИЧ-инфекцией  получают лечение в рамках Проекта, из них 2849 инфицированных беременных женщин, что позволит уменьшить риск передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку.

В результате реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" наметились положительные  тенденции в демографической ситуации. По данным Росстата в 2006 году у нас в стране родился 1 миллион 476 тысяч 221 малыш, что на 1,3% больше числа зарегистрированных новорожденных в 2005 году. Увеличение рождаемости произошло во всех федеральных округах, за исключением Дальневосточного.

С 2007 года все субъекты Российской Федерации осуществляют обследование новорожденных на ранее  выявление пяти наследственных заболеваний, что позволило диагностировать  эти заболевания в первые дни  после рождения. Своевременно начатое  лечение позволило сохранить им жизнь и улучшить ее качество.

В 2007 году впервые предусмотрено  расходование средств учреждениями здравоохранения, в которых оказана  амбулаторно-поликлиническая помощь женщинам в период беременности, на обеспечение медикаментами женщин в период беременности в размере 20-33 процентов средств, перечисленных учреждению на основании родовых сертификатов. Средства расходуются на обеспечение беременных поливитаминами, мультиминералами, препаратами железа, фолиевой кислотой и др. в соответствии со стандартом медицинской помощи женщинам с нормальным течением беременности.

По данным пресс-служб  Минздравсоцразвития РФ итогам 5 месяцев 2007 года младенческая смертность снизилась  на 11,3%. Показатель младенческой смертности за период январь - май 2007 составил 9,4 на 1000 родившихся живыми (за аналогичный период 2006 года — 10,6).

Благодаря целому комплексу  мер, проводимых в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", смертность взрослого  населения уменьшилась по предварительным данным более, чем на 52 тысячи человек (по сравнению с соответствующим периодом 2006 года).

Информация о работе История государственного управления сферой здравоохранения в России