Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:13, реферат
Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Целью работы является на основании научной литературы и статей раскрыть историю и перспективы развития здравоохранения в РФ. Для раскрытия темы данной работы были проработаны статьи журналов, некоторых источников о истории развития государства российского и нормативно-правовая база по данной проблематике.
Введение
1.Становление и развитие здравоохранения до 1917 года.
2. Формирование здравоохранение в период 1917 — 1991 гг.
3.Современный этап развития здравоохранения в России .
Заключение
Список литературы
11 июля СНК принял декрет «Об учреждении
Народного комиссариата здравоохранения».
Народным комиссаром здравоохранения
был назначен Н.А.Семашко, его заместителем
— З.П.Соловьев, в состав коллегии НК.З
вошли: В.М.Бонч-Бруевич (Величкина), А.П.Голубков,
П.Г.Дауге, Е.П.Первухин.
На местах создавались медико-санитарные
отделы Советов, которые проводили решения
центральных органов в области здравоохранения
на своих территориях.
Для организации медицинского обслуживания
бойцов Красной Армии постановлением
ВЦИК в октябре 1919 г. был создан специальный
комитет помощи рененым и больным красноармейцам.
Большая роль в координировании всех вопросов
принадлежит З.П.Соловьеву, в январе 1920
г. он возглавил Главное Военно-санитарное
управление Рабоче-Крестьянской Красной
Армии. В 1919 г. он избран председателем
Исполкома Российского общества Красного
Креста. Госпитальная база была приближена
к местам боевых действий, была осуществлена
мобилизация медицинских работников.
Проводились специальные меры по борьбе
с эпидемиями, особенно сыпного тифа, как
в войсках, так и среди гражданского населения.
Часто устраивались «недели чистоты»,
«банные недели». На железнодорожных и
водных станциях организовывались санпропускники.
Для больных сыпным тифом развертывались
дополнительные койки. Массовая профилактическая
помощь сочеталась с санитарным просвещением,
для которого были найдены действенные
формы.
Необходимо было налаживать оказание
медицинской помощи рабочим. Основополагающее
значение имел декрет ВЦИК от 22 декабря
1917 г. «О страховании на случай болезни»,
который обязывал больничные кассы оказывать
застрахованным — рабочим, служащим и
членам их семей — бесплатную помощь,
что положило начало осуществлению принципа
бесплатной, общедоступной и квалифицированной
медицинской помощи трудящимся. Больничные
кассы, располагавшие определенными средствами,
создали ряд крупных амбулаторий, больниц
и поликлиник. Таким образом, в первые
месяцы Советской власти страховая медицина
стала превращаться в «грандиозную организацию,
о которой вряд ли мечтали страховые деятели
прежней эпохи». Но просуществовала она
недолго — до февраля 1919 г., так как вскоре
после образования Наркомздрава руководители
здравоохранения пришли к выводу, что
вое медицинские учреждения в стране должны
быть только государственными.
В декабре 1918 г. была национализирована
вся аптечная сеть, в Нар-комздраве был
организован фармацевтический отдел.
Несмотря не тяжелейшие условия рассматриваемого
периода, именно в эти годы был провозглашен
приоритет профилактической медицины,
начат комплекс мероприятий по борьбе
с социальными болезнями — туберкулезом,
венерическими заболеваниями. В Наркомздраве
была организована секция по борьбе с
туберкулезом и подсекция по борьбе с
венерическими заболеваниями. Начали
создаваться лечебно-профилактические
учреждения нового типа — диспансеры
(противотуберкулезный и венерологический).
В 1919 г. в Москве состоялся I Всероссийский
съезд по борьбе с социальными болезнями.
С 1920 г. огромное значение придавали противоэпидемическим
мероприятиям и профилактике инфекционных
заболеваний. Были созданы небольшие санитарные
учреждения, которые позже были преобразованы
в санитарно-эпидемиологические станции.
Число медицинских учреждений возрастало,
в том числе увеличивалось и число диспансеров.
В связи с введением НЭПа встала необходимость
перестройки работы здравоохранения,
исходя из новых условий. Большинство
медицинскихучреждений было переведено
с государственного на местный бюджет,
который не везде был достаточным. Это
приводило к закрытию ряда учреждений
и введению платы за лечение. Однако вскоре
III Всероссийский съезд здравотделов провозгласил
незыблемость основных принципов здравоохранения
— государственный характер и бесплатность.
Эпидемическая обстановка в стране продолжала
оставаться сложной. В результате огромных
усилий эпидемии удалось локализовать.
В эти годы большое внимание уделялось
борьбе с малярией: при Наркомздраве была
организована в 1921 г. Центральная малярийная
комиссия, а на местах — малярийные станции
и пункты. В 1924 г. был издан специальный
декрет СНК РСФСР «О мероприятиях по борьбе
с малярией». Началась планомерная борьба
с оспой, также закрепленная декретами:
«Об обязательном оспопрививании» (октябрь
1924 г., как дополнение к декрету 1919 г.), обязывающий
проводить ревакцинацию. Важное значение
имел декрет «О мерах по улучшению водоснабжения,
канализации и ассенизации». В июне 1921
г. было издано постановление, согласно
которому в Наркомздраве сосредотачивалось
все дело санитарной охраны жилищ. Началась
реализация лозунга «От борьбы с эпидемиями
к оздоровлению труда и быта», провозглашенного
V Всероссийским съездом здравотделов
и знаменующего синтез лечебной и профилактической
работы.
Значение широких оздоровительных мер,
вовлечение трудящихся в работу по оздоровлению,
санитарному просвещению подчеркнул III
Всероссийский съезд Советов (1925 г. по
докладу Н.А.Семашко). Именно в это время
широкое распространение получили разнообразные
формы участия населения и объединений
трудящихся в работе лечебно-профилактических
учреждений, оздоровлении условий труда
и быта.
Особенно остро в эти года ощущался недостаток
врачей и другого медицинского персонала.
В связи с новыми условиями, задачами и
содержанием советской медицины, а также
привлечением в учебные заведения нового
студенчества — детей рабочих и крестьянской
бедноты, была проведена реформа медицинского
образования. Стали открываться новые
медицинские факультеты университетов.
Особую роль в реорганизации медицинского
образования сыграли кафедры социальной
гигиены, способствующие внедрению профилактических
начал в медицину, изучению социальных
проблем медицины.
Наметились некоторые тенденции к улучшению
состояния здоровья населения: сократилась
заболеваемость и смертность от острозаразных
болезней, общая смертность снизилась
до 20,3 на 1000 населения, постепенно стала
расти продолжительность предстоящей
жизни.
В соответствии с первым
пятилетним планом, принятым в 1929 г., Министерство
здравоохранения активно
С началом первых пятилеток
в экономической политике страны
был взят курс на.индустриализацию
и коллективизацию. Форсированные
индустриализация и экономический
рост в условиях нехватки капиталов вели к увеличению разрыва между
экономической и социальной сторонами
развития. При значительном увеличении
капиталовложений в промышленность доля
расходов на социальную сферу и здравоохранение
сокращалась.
Жестокое проведение классово-политической
линии стало определяющим принципом в
организации медицинского обеспечения
населения. Главной задачей органов здравоохранения
являлось обслуживание промышленных рабочих
и колхозного крестьянства.
Выступивший на VII Всероссийском съезде
здравотделов (1930), с программным докладом
нарком здравоохранения М.Ф.Владимирский,
определил круг задач, требующих неотложного
решения экономических проблем здравоохранения,
рациональная организация медицинской
помощи как важнейшего фактора повышения
производительности труда, снижения потерь
рабочего времени в связи с нетрудоспособностью
по болезни и др. Большое значение придавалось
планированию здравоохранения и медицинской
науки. Особая роль отводилась здравпунктам
на промышленных предприятиях. Много внимания
уделялось борьбе с профессиональными
заболеваниями и травматизмом.
Более основательно в эти годы решаются
вопросы санитарного законодательства.
Выходит ряд правительственных законов
по санитарному делу: постановления СНК
РСФСР «О санитарных органах республики»
(1927), «Об учреждении Положения в санитарных
органах республики» (1927). Результатом
явилось установление повсеместно постоянного
предупредительного и текущего санитарного
надзора, четко определялись права и функции
санитарных органов.
В конце 20-х годов появились новые учреждения
— санитарио-эпиде-миологические станции
(СЭС) — органы сосредотачивающие мероприятия
по борьбе с инфекционными и паразитарными
болезнями, организующие работу по оздоровлению
окружающей среды. В 1933 г. была создана
Государственная санитарная инспекция
для руководства работой органов санитарной
инспекции на всей территории страны.
В 1930 г. происходит реформа медицинского
образования, суть которой заключалась
в реорганизации медицинских факультетов
в самостоятельные медицинские институты
и передаче их из Народного Комиссариата
просвещения в НКЗ, что способствовало
совершенствованию планирования приема
и выпуска врачей, увеличению числа медицинских
институтов, а, следовательно, и числа
врачей (в 1928 г. — 70 тыс. врачей, в 1940 г. —
155,3 тыс.). Началось профильное обучение,
в медицинских институтах организуются
лечебный, санитарно-гигиенический и педиатрический
факультеты. К 1940 г. в стране насчитывалось
72 медицинских вуза.
В 1934 г. наркомом здравоохранения РСФСР
назначается Г.Н.Каминский, оставивший
заметный след в истории советского здравоохранения.
В июле 1936 г. был создан Народный Комиссариат
Здравоохранения СССР и первым наркомом
утверждается Г.Н.Каминский. Так была завершена
централизация медико-санитарного дела
в стране. В ведение НКЗ СССР перешли республиканские
народные комиссариаты здравоохранения.
Одной из неотложных задач здравоохранения
30-х годов было улучшение внебольничной
помощи и снижение заболеваемости населения.
Действовавший в стране,
так называемый, остаточный принцип финансирования здравоохранения
обусловил серьезное ослабление внимания
к вопросам охраны здоровья и, как следствие,
сокращение ассигнований, приостановку
роста сети, уменьшение числа лечебно-профилактических
учреждений. Начиная с 1934—1935 гг. сеть медицинских
учреждений на промышленных предприятиях
уменьшалась, качество обслуживания рабочих
снизилось, показатели заболеваемости
с временной утратой нетрудоспособности
возросли. Сказалась, вероятно, и неудовлетворительная
работа органов здравоохранения. Поэтому
перед Г.Н.Каменским и сменившем его в
1937 г. на посту наркома здравоохранения
СССР М.Ф.Болдыревым были поставлены серьезные
задачи по ликвидации выявленных недостатков
в здравоохранении. Предусматривалось
введение в работу принципа участковое,
организация помощи на дому, нормирование
нагрузки врачей и создание единой номенклатуры
медицинских учреждений. Основным звеном
ме-дико-санитарного обслуживания на селе
стал сельский врачебный участок. Началось
строительство здравоохранения в союзных
республиках. Для каждой республики была
утверждена обязательная сеть врачебных
участков, обеспеченных врачами. Был предусмотрен
бюджет учреждений здравоохранения. Создается
медицинская и фармацевтическая промышленность.
Проводилось это в тяжелых условиях массовых
репрессий и других нарушений законности
по отношению ко всем слоям общества, в
том числе и медиков. Не миновали они и
первых наркомов здравоохранения СССР.
Статистические данные этого периода
отражали, в основном, количественный
рост сети и кадров, не выявляя массы нерешенных
проблем здравоохранения. Так, по официальным
данным число больничных коек возросло
с 247 тыс. в 1928 г. до 791 тыс. в 1910 г. Снизилась
общая смертность (1940 — 18,0 на 1000 населения),
возросла средняя продолжительность жизни.
Были ликвидированы опасные эпидемические
заболевания, сократилась заболеваемость
малярией, другими инфекционными и паразитарными
заболеваниями.
В 1937 г. фонды социального страхования были упразднены. Больницы, аптеки и прочие медицинские учреждения были национализированы и переданы в ведение районного руководства здравоохранением. Создавались ведомственные медицинские учреждения — их открывали при промышленных предприятиях и министерствах для определенных категорий граждан (партийного руководства, военных, сотрудников органов безопасности, шахтеров, рабочих тяжелой промышленности, транспорта и так далее).
Здравоохранением руководило государство, финансирование осуществлялось за счет государственных доходов в рамках государственных планов социального и экономического развития. Все медицинские работники находились на службе у государства, которое выплачивало им заработную плату и обеспечивало снабжение медицинских учреждений. Министерство здравоохранения под жестким контролем партийного руководства выпустило обязательные нормативы в отношении медицинских учреждений и персонала. Основным направлением политики здравоохранения в те годы стало расширение коечного фонда и увеличение числа медицинских работников.
К моменту вступления СССР во Вторую мировую войну в 1941г. здравоохранение было хорошо развито, а население — полностью охвачено всесторонним медицинским обслуживанием. Во время войны, с ее гигантскими жертвами среди военных и гражданского населения, потребность в медицинской помощи была колоссальной, и советское здравоохранение сумело ей отвечать. Более того, несмотря на крайне суровые условия, в которых оказалось население, массовых эпидемий не возникло. И тем не менее война нанесла огромный вред некогда развитой материально-технической базе медицинской помощи и повлекла огромные человеческие потери.
Особенно тяжелые потери отмечались в первые месяцы войны во время окружения или вынужденного отступления. Были разрушены многие медицинские учреждения, уничтожено имущество медико-санитарных учреждений, запасы лекарств, различное оборудование.
Действиям военных медиков в
первые 2 года войны особенно мешали
устаревшие, но оставшиеся руководящими
довоенные представления о
Спустя некоторое время на основе единой
военно-полевой медицинской доктрины
была создана система этапного лечения
раненых и больных с эвакуацией по назначению,
которая предусматривала проведение преемственных
и последовательных мероприятий в сочетании
с эвакуацией по медицинским показаниям
и с учетом боевой обстановки. Впервые
в истории отечественной военной медицины
была организована специализированная
медицинская помощь в соответствующих
профилированных госпиталях, максимально
приближенная к раненому. Раненым в голову,
грудь, живот, бедро, суставы оказывали
помощь компетентные специалисты. Была
разработана и быстро внедрена система
лечения легкораненых. Создание терапевтических
госпиталей упорядочило систему лечения
больных.
Ведущую роль в организации медицинского
обеспечения действующей армии играло
Главное военно-санитарное управление,
возглавляемое Е.И.Смирновым. Большое
значение в организации медицинского
обеспечения боевых действий войск, в
совершенствовании методов лечения больных
и раненых и обобщении боевого опыта медицинской
службы имел Ученый медицинский совет
при начальнике Главного военно-санитарного
управления.
Для внедрения в практику единых принципов
лечения и профилактики, а также для развертывания
в условиях войны научных исследований,
важное значение имело введение в руководящие
органы медицинской службы в центре и
на фронтах должностей главных специалистов,
на которые назначались известные ученые
М.А.Ахутин, С.И.Бенайтис, А.А.Вишневский,
М.С.Вовси, С.С.Гирголав, Н.Н.Еланский, Ф.Г.Кротков,
П.А.Куприянов, И.А.Молчанов, В.Н.Шамов,
С.С.Юдин и др. Пост главного хирурга Советской
Армии занимал Н.Н.Бурденко, а аналогичную
должность в Военно-морском флоте — Ю.Ю.Джанелидзе.
Были разработаны не только методы лечения
ран, травм, восстановления трудоспособности,
переливания крови и кровезаменителей,
борьбы с шоком и послераневыми осложнениями,
предложены эффективные лекарственные
средства, по продолжались и фундаментальные
доследования, определившие перспективу
важнейших направлений современной медицинской
науки. В 1944 г. была учреждена Академия
медицинских наук СССР, объединившая ведущие
научно-исследовательские институты медицинского
и медико-биологического профиля. Первым
президентом АМН СССР стал Н.Н.Бурденко.
Была создана эффективная система санитарно-гигиенических
и противоэпидемических мероприятий,
охватывающих войска и гражданское население
страны. Во всех республиках, областях,
городах и районах были созданы чрезвычайные
противоэпидемические комиссии, обладавшие
широкими полномочиями. Нарком здравоохранения
СССР Г.А.Митирев был назначен уполномоченным
Государственного Комитета обороны по
противоэпидемической работе, что позволило
сосредоточить в едином органе все меры
по предотвращению эпидемий.
Сложные и трудные задачи стояли и перед
органами гражданского здравоохранения:
необходимо было обеспечивать страну
медицинскими
кадрами, организовывать лечение в эвакогоспиталях
раненых и больных, сохранять санитарное
благополучие тыла, организовывать медицинскую
помощь гражданскому населению, в том
числе женщинам и подросткам, установить
медицинский надзор над эвакуированными
детьми.
8 июля 1944 г. издается указ Президиума Верховного
совета СССР «Об увеличении государственной
помощи беременным женщинам, многодетным
и одиноким матерям, усилении охраны материнства
и детства, об установлении почетного
звания «Мать-героиня» и учреждением ордена
«Материнская слава» и медали «Медаль
материнства».
Информация о работе История государственного управления сферой здравоохранения в России